Политическая система Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:26, контрольная работа

Описание

Целью работы является изучение политической системы Индии.
Для этого необходимо рассмотреть следующие вопросы: государственные органы Индии; политические партии Индии; местное самоуправление и управление; развитие Индии на современном этапе.
Теоретической базой является научная и учебная литература в области конституционного права в зарубежных странах.

Содержание

Введение 3
1 Государственные органы Индии 5
2 Политические партии Индии 11
3 Местное самоуправление и управление 17
4 Индия на рубеже веков 22
Заключение 26
Список используемой литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Политическая система Индии Контрольная БГУ.docx

— 59.69 Кб (Скачать документ)

Конституция не определяет конкретные функции и полномочия правительства, но из обязанности президента следовать советам последнего (ч. 1 ст. 74) вытекает, что почти все  полномочия президента, кроме чисто  представительских, осуществляются Советом  министров. Следовательно, исполнительная власть, формально закрепленная за президентом, на деле осуществляется правительством9.

Почти всеми основными  полномочиями президента на практике пользуется Кабинет. Будучи сравнительно узким, оперативным и постоянно  работающим органом, Кабинет во главе  с премьер-министром на деле осуществляет управление страной.

Правительство Индии, таким  образом, превратилось в главный  источник законодательной инициативы и оказывает определяющее влияние  на весь законодательный процесс.

В последние годы оживились  дискуссии об индийском федерализме. В августе 2000 г. парламент принял 84-ю поправку к Конституции, которая позволила создать 3 новых штата — Чаттисгарх, Уттаранчали, Джаркханд. Они выделились из так называемых хиндиязычных штатов — Мадхья-Прадеж, Уттар-Прадеж и Бихар — значительную часть населения там составляют племена и мелкие языковые группы. Специалисты предполагают, что общее число штатов в Индии может достичь 58 (в настоящее время их — 28, а в 1956 г. было создано 14).

Актуальной для Индии  является проблема коммунализма.

 

 

 

 

 

 

2 ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ПАРТИИ ИНДИИ

 

Индия принадлежит к числу  самых многопартийных стран мира, а ее партийная система по своей  структуре и функциям наиболее развитая и дифференцированная по сравнению  с другими развивающимися странами Азии и Африки. «При этом партийная система в Индии оказывается в определенных отношениях более сложной и гибкой, чем партийные системы высокоразвитых стран».

Особенности партийной системы  Индии вытекают прежде всего из необычайно пестрого классового, национального, религиозного, кастового и социального состава населения. Наличие как партий, признанных в установленном порядке всеиндийскими, так и десятков партий в штатах и союзных территориях приводит к необходимости исследовать систему партий в этой стране на двух уровнях – союзном и штатов. Так, во всеобщих выборах участвуют около 300 политических партий, среди которых до 10 – всеиндийских10.

С момента обретения независимости  до середины 60-х гг. в партийно-политической системе страны ИНК был единственной партией, способной овладевать государственной  властью на всех уровнях. С появлением партии Сватантра возникли предпосылки к превращению партийной системы в двухпартийную, хотя она еще некоторое время оставалась многопартийной с одной доминирующей партией. Тенденция к двухпартийности отчетливо проявилась в 1977 г., когда Джаната парти (ДП) впервые победила на парламентских выборах и сформировала свое правительство.

С тех пор Джаната парти и ИНК несколько раз менялись у руля управления страной, но к середине 90-х гг. сложилась ситуация, при которой уже ни одна общенациональная партия не может более самостоятельно обеспечить себе прочное большинство в Парламенте и, следовательно, создать стабильное однопартийное правительство. Таким образом, в стране возникло положение, при котором крупная всеиндийская партия может сформировать правительство лишь в коалиции с рядом региональных партий.

Индийский национальный конгресс (Индиры) – ИНК(И) остается одной из наиболее мощных, авторитетных и опытных партий в политической жизни Индии. С января 1978 г. после раскола ИНК часть его, оставшаяся верной Индире Ганди и продолжившая основную линию прежнего Конгресса, стала называть себя так в честь своего лидера. Партия провозгласила собственную концепцию «общества социалистического образца» (похожую по идеологии на западное социальное государство), которое предполагает мирное сотрудничество различных слоев населения при сохранении частной собственности и развитии государственного сектора.

Она выступает, в том числе  и в предвыборном манифесте 1998 г., за усиление секуляристских (свободных от влияния религии) тенденций, против религиозно-кастовой и общинной розни, за территориальное единство страны, борьбу с безработицей, бедностью, неграмотностью, в поддержку продолжения либеральных экономических реформ, за международную политику мира и дружбы со всеми странами11.

Бхаратия джаната парти (БДП) является крупной и растущей в последнее время партией, возглавившей в марте 1998 г. коалиционное правительство, в которое входит еще более 10 региональных партий. Это праволиберальная, коммуналистская, то есть построенная на религиозно-общинной основе, партия, образованная сторонниками бывшей религиозно-шовинистической партии Бхаратия джан сангх. Она выражает, прежде всего, интересы средних слоев и мелких предпринимателей и землевладельцев.

БДП в предвыборном манифесте 1998 г. провозгласила поддержку курса  на дальнейшую либерализацию экономики  с предоставлением государственной  поддержки местным производителям, выступает за возрождение индуистских ценностей и традиций, перестройку территориального устройства по этническому и лингвистическому признакам, переход к пропорциональной избирательной системе, ориентацию экономики на удовлетворение социальных нужд населения, стабилизацию цен и обеспечение гарантированного продовольственного снабжения населения, ликвидацию безработицы, улучшение положения женщин и детей, ликвидацию неграмотности.

Во внутренней политике партия гарантирует свободу и безопасность всем гражданам независимо от вероисповедания, а также ставит перед собой  цель пресечь в стране террористическую деятельность. Партия выражает готовность продолжать работу по созданию оружия массового уничтожения, способного гарантировать независимость страны.

Партия Джаната дал (ДД) носит центристский характер и во многом сходна с ИНК, откуда вышло большинство ее членов. Эта партия критикует правительственную политику по таким вопросам, как уровень жизни трудящихся, рост цен, безработица, коррупция и финансовые злоупотребления высших чиновников. Партия выступает за снижение налогов, списание долгов крестьян, повышение пенсий, увеличение занятости, демократизацию внутренней жизни страны. ДД стремится к единству страны, решению национальных, кастовых, религиозных и других проблем12.

Коммунистическое движение в Индии насчитывает около 10 партий, называющих себя коммунистическими, и  крайне разобщено. Возникшая в 1925 г. Коммунистическая партия Индии (КПИ) занимает весьма стандартную, в основном ортодоксальную позицию. Партия выступает за поднятие уровня жизни трудящихся, проведение земельных реформ, против безработицы, за единство страны и демократическое  разрешение национальных, религиозных, кастовых, языковых и других проблем. КПИ руководит массовыми организациями трудящихся, насчитывающими около 6 млн. человек. Коммунистическая партия Индии (марксистская) – КПИ(м) образовалась в 1984 г. в результате раскола коммунистического движения и в первые годы во многом была солидарна с линией руководства Коммунистической партии Китая того времени. К началу 80-х гг. партия отказалась от поддержки левого экстремизма и заняла более реалистические позиции. Особенно сильны позиции КПИ(м) в штатах Западная Бенгалия и Керала13.

Кроме того, в ряде штатов действуют влиятельные региональные партии, представители которых подчас включаются в состав центрального Правительства.

В политической системе Индии  весьма широко представлены организации  бизнеса, проводящие в жизнь свои интересы посредством лоббизма и  других методов. Главной организацией крупного бизнеса является Федерация  индийских торгово-промышленных палат (ФИТПП), в рамках которой вопросами  труда и заработной платы ведает Всеиндийская организация работодателей (ВОР). Другая влиятельная организация  крупного бизнеса – Объединенные торгово-промышленные палаты Индии (ОТППИ). Они представляют собой ассоциации предпринимателей, куда входит как местный, так и иностранный капитал.

Специфика многоукладной  экономики страны, в которой все  еще широко используется ручной труд и распространено кустарное производство, отражена в Федерации ассоциаций мелкой промышленности (ФАМП), насчитывающей 70 тыс. членов. В последние годы деятельность этой организации несколько расширилась.

Основными и наиболее массовыми  организациями трудящихся в политической системе Индии являются профессиональные союзы. За годы независимости численность  профсоюзов в стране выросла в  несколько раз и достигла, по официальным данным, 5,4 млн. человек, а по сведениям профсоюзов – 12,5-13 млн. членов. Число зарегистрированных профсоюзов составляет около 36 тыс. При этом отраслевых профсоюзов в Индии почти нет. Обычно создаются профорганизации на уровне предприятий. Такое раздробление сил рабочих и служащих ослабляет их единство. Членами профсоюзов в Индии состоят не более 1/4 или 1/3 трудящихся.

В настоящее время в  Индии имеется пять национальных профцентров, два из которых наиболее влиятельны. Индийский национальный конгресс профсоюзов (ИНКП) опирается  на реформистские концепции ИНК(И) о строительстве «демократического социализма» в Индии, держит курс на мирное сотрудничество труда и капитала, основанное на идеологии ненасилия, выступает с общедемократическими лозунгами.

В нем состоят около 4 млн. членов. Всеиндийский конгресс профсоюзов (ВИКП) объединяет свыше 3,5 млн. членов. ВИКП ставит своей целью ограничение  деятельности монополий, развитие государственного сектора, сокращение бремени налогов  на трудящихся, повышение их заработной платы, усиление единства действий профсоюзов. Большое влияние на ВИКП имеет  КПИ.

Есть в Индии и объединения  трудящихся в сфере сельского  хозяйства. Видную роль играют Всеиндийский крестьянский союз и Всеиндийский союз сельскохозяйственных рабочих.

Большое значение в Индии  имеет религия. Религиозные организации  представляют собой важный компонент  политической жизни страны. Несмотря на то, что подавляющее большинство  населения страны исповедует индуизм (83%), в Индии можно встретить  представителей практически всех религий  мира. Среди более распространенных религиозных меньшинств мусульмане составляют около 11%, христиане – 2,6, сикхи – 1,9, буддисты – 0,7, джайны – 0,5, парсы, евреи и др. – 0,3%.

Чрезвычайная пестрота религиозной  палитры современной Индии и  взаимопереплетение религии и политики в общественной жизни этой страны делает очень сложным разграничение понятия политической партии и религиозной организации. В ходе своего развития религиозные организации нередко превращаются в партии, но стремятся называть себя организациями или движениями и наоборот. Партии нередко имеют в своей структуре религиозные организации. Многие религиозные организации ориентированы на один или несколько штатов и имеют региональный характер.

Нередко религиозные организации  в Индии приобретают коммуналистскую или сепаратистскую направленность и используются в интересах региональных группировок. Так, например, на идеологии коммунализма основана созданная еще в 1925 г. индуистская религиозная организация Раштрия сваямсевак сангх (РСС – Союз добровольных слуг родины).

Сикхские экстремисты  из религиозной группы Тара Сингха и Ордена нихангов вложили свою лепту в кровавые события в Пенджабе в конце 70-х гг. В 80-е гг. мусульманские коммуналисты, выступающие с сепаратистскими требованиями в рамках организации «Джамаати ислами», и ее молодежная организация «Джамаати тулаба» значительно осложняли положение в штате Джамму и Кашмир. Функционирующий с начала 70-х гг. в штате Трипура Новозеландский союз христиан-баптистов подталкивал племена, проживающие в этом штате, к сепаратистским выступлениям14.

Как мы видим, религиозная  идеология и религиозные организации в Индии нередко эксплуатируются сепаратистскими силами с целью подрыва единства страны. Однако по мере развития политической культуры, модернизации социальной структуры индийского общества, роста благосостояния населения влияние такого рода религиозных организаций ослабевает.

 

 

3 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ

 

Каждый штат и союзная  территория делится на округа (зила паришад). Территории округов подразделяются на талуки и тексилы. 72 крупных города выделены из состава округов, и в них образованы муниципальные корпорации. Для территорий, переходных от сельской местности к городской, создаются поселки городского типа, называемые «нагар панчаят» (или иначе в соответствии с местными языками и обычаями). Размеры территорий и их соответствие тому или иному типу муни-ципалитета определяются решением губернатора штата исходя из его оценки числа жителей, плотности населения, уровня и перспектив промышленного развития и т. д. В случае неподпадения местности по каким-либо параметрам под понятие муниципалитета того или иного уровня, губернатор может предоставить ей статус промышленного района (industrial township)15.

Губернатор по указанию совета министров штата для управления несколькими округами (обычно 7-8) назначает комиссара, который считается высшим должностным лицом округа и подчиняется правительству штата. Заместитель комиссара осуществляет сбор налогов, набор в армию, предоставляет ссуды и распределяет помощь между нуждающимися, надзирает за тюрьмами, осуществляет некоторые судебные полномочия и т. д. В муниципальных корпорациях население избирает на срок от трех до пяти лет генеральный совет, члены которого из своего состава выбирают мэра города и его заместителей сроком, как правило, на один год.

Главным управляющим корпорации, в руках которого сосредоточена  исполнительная власть, является назначаемый  правительством штата комиссар корпорации. В каждой муниципальной корпорации имеются комиссии по важнейшим направлениям ее деятельности: по вопросам образования, здравоохранения, финансам, санитарии, текущим вопросам и т. д. В муниципалитетах, на территории которых проживает  более 300 тыс. человек, для содействия решению местных вопросов создаются попечительские советы. Кроме того, легислатуры штатов вправе создавать в муниципалитетах различные комитеты.

Информация о работе Политическая система Индии