Понятие и виды субъектов международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:25, контрольная работа

Описание

Понятие субъекта права по существу тождественно понятию субъекта правоотношения. Субъект правоотношения - необходимая составная часть, обязательный элемент правоотношения. Право – всегда кому-либо принадлежит, обязанность также всегда есть чья-либо обязанность. Именно поэтому правоотношение включает в свой состав субъектов права. Это отношение не между правом и обязанностью, оторванными от их носителей, а между двумя субъектами права.

Содержание

1. Понятие и виды субъектов международного права
3
2. Характеристика государств - субъектов международного права. Виды государств
12
3. Задача
17

Список использованных нормативных актов, материалов судебной практики и специальной литературы

Работа состоит из  1 файл

Понятие и виды субъектов международного права_ВЕР_3.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

Согласно Венской конвенции 1969 года (ст.7) следующие лица не нуждаются в полномочиях и считаются представляющими свое государство:

1. Главы дипломатических  представительств - в целях принятия  текста договора между аккредитующим  государством и государством, при  котором они аккредитованы; представители, уполномоченные государствами представлять их на международной конференции или в международной организации или в одном из ее органов, - в целях принятия текста договора на такой конференции, в такой организации или в таком органе;

2. Главы государств, главы правительств и министры иностранных дел - в целях совершения всех актов, относящихся к заключению договора, следовательно, последние две категории лиц должны иметь полномочия на подписание договора.

Положения п. 1 и 2 ст.12 ФЗ «О международных договорах РФ»8 полностью соответствуют сложившейся международной практике: «Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международным правом ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий. Председатель Правительства Российской Федерации как глава Правительства и министр иностранных дел Российской Федерации в силу своих функций и в соответствии с международным правом ведут переговоры и подписывают международные договоры Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий. Федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции вправе вести переговоры и подписывать международные договоры Российской Федерации межведомственного характера без предъявления полномочий. Глава дипломатического представительства Российской Федерации в иностранном государстве или глава представительства Российской Федерации при международной организации вправе вести переговоры в целях принятия текста международного договора между Российской Федерацией и государством пребывания или в рамках данной международной организации без предъявления полномочий».

Таким образом, резюмируется, что глава государства, глава  правительства и министр иностранных  дел таким правом наделены в силу своего должностного положения и  служебных функций. Право федерального министра, руководителя иного федерального органа исполнительной власти вести переговоры и подписывать договоры межведомственного характера без предъявления полномочий вытекает из того, что он несет ответственность за деятельность своего ведомства и может выступать от его имени в силу своего служебного положения.

В отличие от вышеуказанных должностных  лиц глава дипломатического представительства  РФ в иностранном государстве  или глава представительства  РФ при международной организации  без предъявления полномочий могут  только принимать текст договора. На подписание договора посол или глава представительства должны получить полномочия.

Что касается должностных лиц, которые  обязаны получить полномочия на ведение  переговоров и на подписание международных  договоров РФ, такие полномочия предоставляются: в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, - Президентом Российской Федерации, а в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента Российской Федерации либо от имени Правительства Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации; в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации.

Полномочия на ведение переговоров  и на подписание указанных договоров  оформляются от имени Правительства  Российской Федерации Министерством  иностранных дел Российской Федерации; в отношении договоров межведомственного характера - федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти.

Оформление полномочий означает выдачу Министерством иностранных дел  России специального документа, подтверждающего право данного лица вести переговоры и подписывать договор, либо, применительно к межведомственным договорам, выдачу такого документа руководителем ведомства.

Основанием для выдачи полномочий МИД является решение, принятое Президентом или Правительством в соответствии со ст.11 Закона «О международных договорах РФ», в котором указывается, кому поручено вести переговоры и подписать договор. Без такого решения МИД не оформляет полномочия. При этом полномочия могут быть выданы (в зависимости от содержания решения) только на проведение переговоров или на проведение переговоров и подписание договора, или же только на подписание договора.

Полномочия, выдаваемые МИД, подписываются  министром либо одним из его заместителей и директором Правового департамента. На них ставится мастичная печать МИД.

Уполномоченные должны действовать  при заключении договора строго на основании и в пределах свои полномочий. Любой акт по заключению договора, совершенный лицом, на то не уполномоченным или в нарушение полномочий, не порождает для государства никаких правовых последствий, если только он впоследствии не будет подтвержден компетентным органом этого государства.

Уполномоченный должен представлять реально существующего субъекта международного права или его органы. Советский Союз, а вслед за ним и РФ никогда не признавал действительными полномочия, выданные органами, которые не представляют данное государство в международных отношениях (марионеточными правительствами, свергнутыми монархами, президентами и т.п.). Представители свергнутых правительств могут продолжать участие в переговорах о заключении договора лишь в том случае, если они получают полномочия от нового правительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика государств  – субъектов международного права.

Виды государств

 

Среди основных субъектов международного права на первом месте стоят государства. Государство - главная политическая организация современного общества. Над государствами в международных  отношениях нет верховной власти, которая могла бы диктовать им правила поведения в отношениях друг с другом. Государства одновременно являются главными создателями и гарантами соблюдения норм международного права. В то же время, государства юридически не подчинены друг другу. В этом выражается суверенитет государств.

Суверенитет - неотъемлемое качество государства как субъекта международного права. Он возник вместе с государством. Его символы - герб, флаг и гимн, отражающие исторические, географические и национальные особенности9. Благодаря суверенитету, государства равны друг другу в правовом отношении, т. е. равноправны независимо от величины их территории, населения, экономического и культурного развития, военной мощи и т. д. Это - суверенное равенство.

Принцип суверенного равенства  всех государств относится к числу основных принципов международного права. Он закреплен в Уставе ООН, а также В Декларации ООН о принципах международного права 1970 года и гласит следующее: «Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств»10.

Государства, обладая в полном объеме универсальной правоспособностью, тем не менее, наделены определенным количеством конкретных прав и обязанностей, присущих только им и имеющих основополагающее значение для их характеристики в качестве субъектов международного права. Эти права и обязанности принадлежат государствам с момента их возникновения как суверенных участников международного общения11.

Общепризнанного перечня прав и  обязанностей государств нет. По поручению Генеральной Ассамблеи ООН  Комиссия международного права  подготовила проект Декларации прав и обязанностей государств, который Генеральная Ассамблея в 1949 году своей резолюцией 375 (IV) предложила государствам-членам с целью получения от них отзывов. Поскольку число государств, представивших свои отзывы, было незначительным, Генеральная Ассамблея в 1951 году отложила рассмотрение данного проекта, который так до настоящего времени и не принят. Но, несмотря на это, проект имеет важное значение; в нем обобщена многовековая практика государств, отражена правовая позиция ООН, он дает определенное представление о том, какие права и обязанности государств рассматриваются как основные. С учетом положений проекта Декларации 1949 г., основных принципов международного права, других основополагающих международно-правовых актов можно выделить круг основных прав и обязанностей государств.

Основные международные права государств12:

  • право на суверенитет, включая международную независимость и территориальное верховенство,
  • право на осуществление юрисдикции над своей территорией и всеми находящимися в ее пределах лицами и вещами, с соблюдение международно признанных иммунитетов,
  • право свободно определять направления и формы своего социального, экономического и политического развития,
  • право свободно определять основные направления, формы и средства своей международной деятельности,
  • право на равноправное и взаимовыгодное сотрудничество с другими участниками межгосударственных отношений,
  • право на индивидуальную и коллективную самооборону при угрозе или применении силы.

Основные международные обязанности государств:

  • признание, уважение, соблюдение и исполнение принципов и норм международного права и своих международных обязательств,
  • уважение суверенитета и правового статуса других субъектов международного права,
  • невмешательство во внутренние и внешние дела других субъектов международного права,
  • признание, уважение, соблюдение и защита прав человека и основных свобод,
  • осуществление своей внутренней и внешней политики без угрозы международному миру и безопасности других субъектов международного права,
  • неприменение силы и угрозы силой в своих международных отношениях кроме как для самообороны и выполнения решений Совета Безопасности ООН,
  • неоказание помощи другому государству, нарушающего предыдущую обязанность или против которого ООН применила предупредительные или принудительные санкции,
  • непризнание насильственных территориальных приобретений другого государства,
  • разрешение всех своих международных споров только мирными средствами,
  • добросовестное выполнение обязательств перед другими субъектами международного права.

Все основные права и  обязанности государств находятся  в неразрывном единстве друг с другом и тесно связаны с основными принципами международного права.

Международная практика выработала две формы официального, международно-правового, признания: де-факто (de facto) и де-юре (de jure) и одну форму  полуофициального (временного, разового) признания – признание ад-хок (ad hoc). Они используются при признании государств и правительств. Оба эти признания близки по сути – они являются двумя формами юридического признания; в каждом из них четко выражается официальная позиция признающего государства. Различие между ними заключается лишь в объеме правовых последствий, которые они за собой влекут для признающего и признаваемого.

Признание де-юре –  полное признание, которое влечет за собой установление между признающим и признаваемым государствами межгосударственных отношений в полном объеме: политических на всех уровнях, постоянных дипломатических, консульских, экономических, культурных и т.д. Таким актом высшего юридического признания одно государство признает в другом легитимность высшей публичной власти, законодательной, исполнительной и судебной систем, право признаваемого государства на распоряжение имуществом и другими ценностями, принадлежащими ему за границей, признание его иммунитета от юрисдикции признающего государства и т. п. Тем самым признающее государство свидетельствует об отсутствии у него сомнений в законности происхождения признаваемого государства или правительства или вынуждено в силу обстоятельств согласиться с необходимостью вступить в нормальные отношения и сотрудничать с тем, кого оно признает. Признание де-юре может быть явно выраженным или подразумеваемым. В первом случае речь идет о специальном официальном акте признающего государства (заявлении, ноте, указе и т.п.), в котором четко зафиксировано намерение признать де-юре нового субъекта международно-правовых отношений и установить с ним дипломатические отношения13. Актами подразумеваемого признания является, например, совершение без специальных заявлений таких актов, как установление дипломатических отношений, заключение двустороннего договора.

Признание де-факто –  неполное, не окончательное признание. Между двумя государствами устанавливаются  отношения более низкого уровня: торговые, культурные, спортивные, туристские и т.д. Но на высшем политическом уровне отношения не поддерживаются, а, следовательно, не устанавливаются и дипломатические отношения. Признание де-факто обычно применяется в случаях, когда признающее государство недостаточно уверено в жизнеспособности нового государства или его правительства либо не намерено до какого-то времени или наступления определенных условий вполне официально и окончательно признавать нового субъекта международного права или его правительство. (Так, правительство США признало де-факто Финляндию, вышедшую из состава Росси, 7 мая 1919 г., а 12 января 1920 г. выступило с объяснением, что это признание считается полным).

Признание ад-хок (в данной ситуации, по конкретному делу) –  признание вынужденное, разовое  и временное, когда государства, правительства (или другие власти) вступают в официальный контакт друг с другом для решения каких-либо конкретных вопросов, но вместе с тем не желают признавать друг друга. Сейчас таких случаев не много. В недалеком прошлом, в период острого военно-политического и идеологического противостояния в мире двух социально-экономических систем, многие государства не признавали друг друга, и их представители не имели между собой никаких официальных отношений и контактов.

Информация о работе Понятие и виды субъектов международного права