2. Наличие обособленных
прав и обязанностей. Этот критерий
правосубъектности межправительственных
организаций означает, что организации
обладают такими правами и
обязанностями которые отличны
от прав и обязанностей государств
и могут быть осуществлены
на международном уровне. Например,
в Уставе ЮНЕСКО перечислены
следующие обязанности организации:
а) способствование сближению
и взаимному пониманию народов
путем использования всех имеющихся
средств информации; б) поощрение
развития народного образования
и распространения культуры; в)
помощь в сохранении, увеличении
и распространении знаний.
3. Право на свободное
выполнение своих функций. Каждая
межправительственная организация
имеет свой учредительный акт
(в форме конвенций, уставов
или резолюций организации с
более общими полномочиями), правила
процедуры, финансовые правила
и другие документы, формирующие
внутреннее право организации.
Чаще всего при выполнении
своих функций межправительственные
организации исходят из подразумеваемой
компетенции. При выполнении своих
функций они вступают в определенные
правоотношения с государствами-нечленами.
Например, ООН обеспечивает, чтобы
государства, которые не являются
ее членами, действовали в соответствии
с принципами, изложенными в ст.
2 Устава, поскольку это может
оказаться необходимым для поддержания
международного мира и безопасности.
4. Право на заключение
договоров. Договорную правоспособность
международных организаций можно
отнести к числу главных критериев
международной правосубъектности,
так как одну из характерных
черт субъекта международного
права составляет его способность
к выработке норм международного
права.
В порядке реализации своих
полномочий межправительственные организации
имеют публично-правовой, частно-правовой
или смешанный характер. В принципе,
каждая организация может заключать
международные договоры, что вытекает
из содержания Венской конвенции
о праве договоров между государствами
и международными организациями
или между международными организациями
1986 г. В частности, в преамбуле
этой Конвенции сказано, что международная
организация обладает такой правоспособностью
заключать договоры, которая необходима
для выполнения ее функций и достижения
ее целей. Согласно ст. 6 данной Конвенции
правоспособность международной организации
заключать договоры регулируется правилами
этой организации.
5. Участие в создании
норм международного права. Правотворческий
процесс международной организации
включает деятельность, направленную
на создание правовых норм, а
также их дальнейшее совершенствование,
изменение или отмену. Следует
особо подчеркнуть, что никакая
международная организация, в
том числе и универсальная
(например, ООН, ее сцециализированные
учреждения), не обладает "законодательными"
полномочиями. Это, в частности,
означает, что любая норма, содержащаяся
в принятых международной организацией
рекомендациях, правилах и проектах
договоров, должна быть признана
государством, во-первых, как международно-правовая
норма, во-вторых, как норма, обязательная
для данного государства.
Правотворчество международной
организации не является беспредельным.
Oбъeм и вид правотворчества
организации определен в учредительном
договоре. Поскольку устав каждой
организаций индивидуален, то объем,
виды и направления правотворческой
деятельности международных организаций
отличаются друг от друга. Конкретный
объем полномочий, представленных международной
организации в области правотворчества,
можно выяснить только на основе анализа
ее учредительного акта.
В процессе создания норм, регулирующих
отношения между государствами,
международная организация может
выступать в различных ролях.
В частности, на начальных фазах
правотворческого процесса международная
организация может: а) быть инициатором,
выступающим с предложением о
заключении определенного межгосударственного
договора; б) выступать как автор
проекта текста подобного договора;
в) созвать в дальнейшем
дипломатическую конференцию государств
с целью согласования текста договора;
г) сама сыграть роль такой конференции,
осуществляя согласование текста договора
и его утверждение в своем
межправительственном органе; д) после
заключения договора выполнять функции
депозитария; е) пользоваться определенными
полномочиями в области интерпретации
или пересмотра договора, заключенного
при ее участии.
6. Право обладать привилегиями
и иммунитетами. Без привилегий
и иммунитетов невозможна нормальная
практическая деятельность любой
международной организации. В
одних случаях объем привилегий
и иммунитетов определяется специальным
соглашением, а в других - национальным
законодательством. Однако в общей
форме право на привилегии
и иммунитета закрепляется в
учредительном акте каждой организации.
Так, ООН пользуется на территории
каждого из своих членов такими
привилегиями и иммунитетами, которые
необходимы для достижения ее
целей (ст. 105 Устава). Имущество и
активы Европейского банка реконструкции
и развития (ЕБРР), где бы они
ни находились и кто бы ни
являлся их держателями, обладают
иммунитетом от обыска, конфискации, экспроприации
или любой иной формы изъятия или отчуждения
путем исполнительных или законодательных
действий (ст. 47 Соглашения об учреждении
ЕБРР).
7. Право на обеспечение
выполнения норм международного
права. Наделение международных
организаций полномочиями по
обеспечению выполнения норм
международного права свидетельствует
о независимом;
характере организаций по
отношению к государствам-членам
и является одним из важных признаков
правосубъектности.
При этом основными средствами
являются институты международного
контроля и ответственности, включая
применение санкций. Контрольные функции
осуществляются двумя способами: путем
представления докладов государствами-членами
и наблюдением и обследованием:
контролируемого объекта или
ситуации на месте.
Наиболее распространенной
формой контроля является предоставление
докладов государствами-членами. Например,
Устав ЮНЕСКО обязывает каждое государство-член
представлять Организации в те сроки
и в той форме, которые определяет
Генеральная конференция, доклады,
содержащие сведения о законах, положениях
и статистических данных, касающихся
его учреждений и деятельности в
области образования, науки и
культуры, а также о выполнении
рекомендаций и конвенций Генеральной
конференции (ст. VIII).
8. Международно-правовая
ответственность. Выступая как
самостоятельные образования, международные
организации являются субъектами
международно-правовой ответственности.
Международные организации,
например, должны нести ответственность
за противоправные действия своих должностных
лиц. Ответственность организаций
может наступить в случае злоупотребления
ими привилегиями и иммунитетами.
Следует предположить, что политическая
ответственность может наступить
в случае нарушения организацией
своих функций, невыполнения соглашений,
заключенных с другими организациями
и государствами, за вмешательство
во внутренние дела субъектов международного
права.
Материальная ответственность
организаций может возникнуть в
случае нарушения законных прав своих
сотрудников, экспертов, перебора денежных
сумм и т.д. Они также обязаны
нести ответственность перед
правительствами, где находятся
их штаб-квартиры, за противоправные действия,
например, за необоснованное отчуждение
земли, неуплату коммунальных услуг, нарушение
санитарных норм.
Членство в международных
организациях.
Как правило, в учредительных
актах организаций содержатся следующие
положения о категориях членов и
критерии вступления и выхода из этих
организаций.
1. Категории членов в
международных организациях. Для
западной доктрины характерно
разделение членов международных
организаций на две категории:
полноправные и неполноправные
члены. К полноправным, по их
мнению, относятся государства, а
к неполноправным - несамоуправляемые
территории и даже некоторые
суверенные государства. Российские
юристы выступают за ликвидацию
института ассоциированных членов
как несовместимого Декларацией
ООН о предоставлении независимости
колониальным странам и народам
от 14 декабря 1960г.
2. Условие вступления в
организацию. Учредительные акты
практически всех организаций
устанавливают, что прием в
члены организации открыт для
всех государств, разделяющих принципы
этой организации. Как правило,
члены организации подразделяются
на две категории: первоначальные
члены и другие члены.
Первоначальные члены - это
государства, участвовавшие в разработке
и принятии учредительного акта организации.
Для них устанавливаются несколько
более льготные условия вступления.
В частности любой первоначальный
член может стать членом организации,
сообщив об этом высшему должностному
лицу о своем формальном принятии
обязательств вытекающих из учредительного
акта такой организации. Другие государства
могут быть приняты большинством
в две трети голосов.
Членами организации могут
быть государства, другие международные
организации, автономные территории, зависимые
территории.
В соответствии с общепризнанным
принципом международного права - суверенного
равенства - любое государство имеет
право принадлежать или не принадлежать
к международным организациям. В
этой связи ограничение в приеме
государств в любую организацию
является нарушением международного нрава.
Членами организации могут
быть другие международные организации.
Например, ЕС является членом Организации
экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР), Продовольственной и сельскохозяйственной
организации (ФАО).
3. Права и обязанности
членов организации. Анализ учредительных
актов и деятельности международных
организаций показывает, что права
и обязанности государств-членов
можно объединить в две категории:
индивидуальные и коллективные.
Любой член организации можёт
обладать индивидуальными правами
и обязанностями как партнер
такой организации (например, в качестве
стороны соглашения о штаб-квартире,
соглашения о сотрудничестве) или
член организации. По мнению Г. Шермерса
и Блоккера, членство в международной
организации носит двоякий характер:
с одной стороны, государства
функционируют как отдельные
части механизма организации, с
другой, являются ее важными партнерами.
Таким образом, организация работает
на своих членов и со своими членами.
Как правило, индивидуальные
права и обязанности закрепляются
в учредительных актах или
решениях международной организации.
Например, часто организация является
депозитарием соглашения. К таким
обязанностям относится обязанность
каждого члена регулярно платить
членские взносы, в определенный срок
представлять отчеты о выполнении конвенций
или учредительного акта.
Коллективные права и
обязанности государств-членов закреплены
в учредительном акте или резолюциях
международных организаций. Такого
рода права и обязанности имеют
общих адресатов, т.е. обращены всем
членам или двум и более членам
организации, предписывают предпринять
совместные действия, затрагивающие
интересы всех участников организации.
Права и обязанности государств-членов
можно объединить в три
группы: а) права и обязанности,вытекающие
из общепризнанных принципов и норм
международного права; б) права и
обязанности, непосредственно касающиеся
участия государств во внутренней текущей
деятельности организации; в) права
и обязанности, связанные с соблюдением
основных положений учредительного
акта организации.
3.
Специализированные учреждения
ООН: связь и соотношение с
правосубъектностью ООН.
В соответствии со ст. 22 Устава
ООН Генеральная Ассамблея уполномочивается
учреждать такие вспомогательные
органы, которые она сочтет необходимыми
для осуществления своих функций.
В настоящее время функционируют около
100 таких органов. По правовому статусу
их можно объединить в три группы: а) органы,
являющиеся по своему статусу международными
организациями;
б) постоянные органы; в) временные
органы.
В первую группу входят Программа
ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Конференция
ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД),
Программа развития ООН (ПРООН). Они
в полной мере соответствуют признакам
межправительственных организаций, хотя
и являются автономными органами
Генеральной Ассамблеи.
Вторую группу составляют,
в частности. Конференция по разоружению
(создана в 1961 г, входят более 40 государств).
Комитет по использованию космического
пространства в мирных целях (создан
в 1959 г., входят около 60 государств), Межправительственный
комитет по науке и технике
в целях развития (создан в 1979 г.,
является комитетом полного состава),
Всемирный продовольственный совет
(создан в 1974 г., входят около 40 государств),
Комиссия международного права (учреждена
в 1947 г., входят представители более
30 государств), Комиссия ООН по праву
международной торговли (создана
в 1966 г., входят 36 государств).
В третью группу можно отнести
вспомогательные органы ad hoc, например
Специальный комитет по Уставу ООН
и усилению роли Организации (создан
в 1974 г.), Специальный комитет против
апартеида (создан в 1962 г.). Специальный
комитет по Индийскому океану (создан
в 1972 г.). Они занимаются сравнительно
узким кругом проблем, эпизодически
собираются на свои заседания и ликвидируются
после подготовки соответствующих
международно-правовых документов или
решения проблем, составляющих предмет
их деятельности.