Правовое регулирование труда иностранцев в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:17, курсовая работа

Описание

В сочетании с экономическими, демографическими и социальными проблемами на становление российского рынка труда оказывают существенное влияние и проблемы внутриполитического и внешнеполитического характера. В свою очередь, непосредственно рынок труда, его становление и совершенствование, активнейшим образом оказывает прямое воздействие и на внешнюю, и на внутреннюю политику, и на экономику, и на социальную сферу, и на демографические процессы.

Содержание

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Общие вопросы регулирования труда иностранных граждан
§1. Понятие иностранных граждан………………………………………………6
§2. Особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ……………………………………..10
Глава II. Правовой статус иностранных работников
§ 1. Правовое регулирование порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы и трудоустройства иностранцев в России………16
§2. Проблема нелегальной миграции в РФ……………………………………20
Заключение……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (1).docx

— 60.33 Кб (Скачать документ)

Кроме того, правила, установленные  трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Трудовой кодекс РФ не содержит никаких ограничений для иностранцев в их правовом статусе и не исключает их из сферы трудового законодательства России. Другими словами, иностранные граждане имеют право на осуществление трудовой деятельности в РФ. Однако оформление трудовых отношений зависит от статуса проживания иностранного гражданина в РФ. В соответствии с законом, временно проживающий (получивший разрешение на временное проживание в РФ сроком на 3 года) или постоянно проживающий (получивший вид на жительство в РФ сроком на 5 лет) в России иностранный гражданин, оформляется по трудовому договору в том же порядке, что и гражданин РФ. 7

На иностранцев полностью  распространяются положения законодательства об охране труда, обеспечивающие рабочим  и служащим безопасность для жизни  и здоровья, постановления, запрещающие  сверхурочные работы, и другие правила  трудового законодательства. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями от 21 июля 2007 г.) иностранные лица и лица без гражданства подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, причем этот закон не содержит ограничений в связи с их правовым положением в РФ.

На иностранных работников распространяется положение статьи 91 ТК РФ о нормальной продолжительности  рабочего времени не более 40 часов  в неделю. Конкретная продолжительность  рабочего времени определяется в  трудовом договоре в соответствии с  правилами внутреннего трудового  распорядка организации. В зависимости  от условий и характера выполнения работы с иностранным работником может быть заключен трудовой договор  либо договор гражданско-правового  характера. На иностранных работников, работающих по трудовому договору, распространяются положения статьи 115 ТК РФ о продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска. Размер и сроки выплаты заработной платы иностранным работникам устанавливаются при заключении трудового договора по соглашению сторон.8

Иностранные граждане, постоянно  проживающие в РФ пользуются медицинской  помощью наравне с гражданами России, а временно пребывающим в  РФ иностранным гражданам медицинская  помощь оказывается в порядке, устанавливаемом  Министерством здравоохранения  РФ. В социальном обеспечении иностранные  граждане, постоянно проживающие  в РФ, имеют право на получение  пособий, пенсий и на другие формы  социального обеспечения на общих  основаниях с гражданами РФ. Временно пребывающие имеют право на получение  пособий, пенсий и на другие формы  социального обеспечения на основаниях в порядке, установленных законодательством  РФ.

Иностранец вправе осуществлять трудовую деятельность в командировке на территории иного субъекта РФ или  исполнять трудовые обязанности  при разъездном характере работы вне пределов того субъекта, на территории которого ему разрешено проживание или выдано разрешение на работу.9

Иностранцы вправе быть предпринимателями, включая осуществление предпринимательской  деятельности без образования юридического лица. Для ведения такой деятельности необходима государственная регистрация, требования к которой определяются ФЗ от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями от 19 июля 2007 г.) о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.10

Таким образом, принципы и  нормы, которым должно следовать  государство в определении правового  статуса иностранцев, закреплены в  Декларации о правах человека в отношении  лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году. Такие нормы предусматривают: права любого государства устанавливать  правовой режим иностранцев, учитывая при этом свои международные обязательства; обязанность иностранцев соблюдать  законы страны пребывания (жительства), а за их нарушение нести ответственность  наравне с гражданами этой страны; недопустимость массовых высылок иностранцев, законно находящихся на территории данной страны (индивидуальная высылка  возможна только по закону); право иностранных  граждан на защиту государства своего гражданства (для того, чтобы иностранный  гражданин мог пользоваться своими правами, ему должен быть предоставлен свободный доступ в дипломатические  представительства консульские учреждения государства его гражданства).

 

Глава II. Правовой статус иностранных работников

§ 1. Правовое регулирование порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы и трудоустройства иностранцев в России

Свобода внешнеэкономической  деятельности для российских предпринимателей и открытость российской экономики  для иностранных инвестиций, снятие многих административных запретов и  ограничений на въезд иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Российскую Федерацию и пребывание их здесь, развитие деловых связей и  туризма – все это повлекло резкое увеличение числа иностранных  граждан и лиц без гражданства, приезжающих к нам и проживающих  в нашей стране длительное время.11

Вхождение России в международный  рынок труда положило начало развитию процессов внешней трудовой миграции, которая осуществляется в виде привлечения  и использования в Российской Федерации труда иностранных  граждан и выезда российских граждан  за границу с целью работы по найму.

Россия, в отличие  от Советского Союза, – страна открытых границ и свободных миграционных перемещений. В то же время, отсутствие эффективного иммиграционного контроля за въездом и выездом иностранцев  из России не позволяет назвать сколько-нибудь точную цифру нелегальной миграции. Имеющиеся оценки отличаются друг от друга на порядки. Все они далеки от истины. Нелегальная иммиграция оказывает существенное воздействие  на экономическую ситуацию в России, ее социальную сферу. Незаконные иммигранты преимущественно заняты в теневой  экономике, пополняют криминальные структуры, уклоняются от уплаты налогов, оказывают, вследствие бесправного  положения и заниженных заработков, давление на рынок труда, ухудшают эпидемиологическую ситуацию.

Обострение проблем  иммиграции, в том числе и нелегальной, по мнению Л.Л. Рыбаковского, во-первых, связано с отсутствием адекватной российским реалиям правовой базы по регулированию, как это принято  во всех развитых странах, пребывания иностранных граждан и лиц  без гражданства на территории страны, их законному выдворению или интеграции в российское общество. Во-вторых, проникновение иностранцев на территорию России облегчается тем, что значительная часть государственной границы со странами нового зарубежья открыта, отсутствует визовый режим  и не отрегулировано в рамках СНГ законодательство по борьбе с незаконной иммиграцией.12

Исправить ситуацию с иммиграцией можно путем  резкого усиления международной  трудовой миграции. Необходимо, сокращая иммиграцию, прежде всего нелегальную, стимулировать привлечение и  использование в России труда  иностранных граждан.

Экономическая функция миграции, справедливо  считает Н.Н. Тоцкий, необходима для  достижения количественного и качественного  соответствия между наличной и необходимой  рабочей силой на отдельных территориях.13 В настоящее время демографические условия в развитых странах складываются так, что собственного населения не хватает для обычного воспроизводства рабочей силы. В этих условиях миграция позволяет восполнять и даже перекрывать естественную убыль собственного населения страны.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации  «труд свободен. Каждый имеет право  свободно распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать род деятельности и профессию». А в соответствии  с ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Термин «каждый» означает не только граждан Российской Федерации, но и всех лиц, в том числе иностранцев и лиц без гражданства, законно находящихся на территории Российской Федерации. В ст. 13 «Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях» Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» эти две нормы Конституции своеобразно переплелись. Часть 1 ст. 13 указанного Закона гласит: «Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом». Однако иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов Субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Иммиграционные законы большинства  стран призваны охранять внутренний рынок рабочей силы путем ежегодного регулирования количества въездных квот и применения эффективных способов борьбы с незаконной иммиграцией.14 Правительством Российской Федерации также ежегодно утверждаются квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.12.1993г. № 2146 «Об утверждении Положения о порядке привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы»15 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 05.10.2002г. №1129, с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 29.04.1994г. № 847), государство должно в первую очередь обеспечивать собственным гражданам право на труд, а привлечение иностранной рабочей силы возможно только в случае крайней необходимости, когда на территории Российской Федерации невозможно найти российских специалистов нужной квалификации или в необходимом количестве.

Так, в соответствии с  обозначенным Указом, в Российской Федерации вводится разрешительный порядок участия иностранных  граждан в трудовой деятельности на ее территории, а также их квотирование. В современных условиях стремление государств к введению протекционистских  мер в отношении национального  рынка труда вполне объяснимо. Здесь, как справедливо отмечается российскими  исследователями, «находят отражение  две противоположные тенденции: законы открытой экономики требуют  свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а реальные возможности  страны заставляют прибегать к протекционизму и ограничениям».16

По мнению А.С. Ермоленко, в настоящее время нормативная  база, регулирующая привлечение иностранных  граждан для ведения трудовой деятельности в Российской Федерации, имеет ряд несостыковок и расплывчатых формулировок.17  А. Бережная считает, что «кто-то «наверху» слишком увлекся «очисткой» (в первую очередь столицы) от загостившихся граждан стран ближнего зарубежья, забыв при этом о российских компаниях, привлекающих на работу высококвалифицированных специалистов».18

Трудовая миграция – наиболее динамичный и,  по  всей вероятности, самый большой миграционный поток  в СНГ,  стимулируемый тяжелой  экономической ситуацией и разрушением  прежней сферы занятости. Развитие трудовой миграции носило взрывной характер, и она быстро  приобрела массовое распространение, как это характерно для всего мира.

 

§2. Проблема нелегальной миграции в РФ

Российская Федерация  занимает одно из первых мест в мире по количеству прибывающих мигрантов. От того, как будут развиваться  миграционные процессы, какой они  примут вектор движения, зависит не только политическая стабильность и  территориальная целостность страны, но также социальное и экономическое  развитие, уровень жизни населения, реализация национальных и геополитических  интересов, участие в мировом  разделении труда и в конечном итоге рациональная интеграция России в мировую экономику. При прослеживающихся в настоящее время тенденциях старения трудовых ресурсов и снижения демографического роста в целом  продуманная и хорошо сформулированная миграционная политика просто необходима. В России потребность в миграционном труде стала постоянной структурной  составляющей экономики. В индустриальном мире достижение адекватного количества квалифицированной рабочей силы и рост производства напрямую зависят  от интернационализации этой самой  рабочей силы. В связи, с чем  главным вызовом для России является разработка политики, способной увеличить  число легализованных трудовых отношений  с иностранными работниками, обеспечив  при этом поддержание социального  единства и безопасности в стране. Трудовая миграция, включая ее законодательное регулирование, относится к числу комплексных общенациональных проблем, требующих учета всей суммы факторов, влияющих на миграционную ситуацию.

Основными факторами роста  масштабов незаконной трудовой миграции являются законодательные и процедурные  препятствия для законного пребывания и трудоустройства иностранных  работников в России, так называемые административные барьеры. Связь нелегальной  занятости иммигрантов и деструкции организационно-институциональной  системы страны носит двухсторонний  характер. Нелегальная миграция не только способствует развитию теневой  экономики, но и дефекты хозяйственного строя страны стимулируют широкое  распространение произвола работодателей.

Существенное увеличение количества иностранных работников в Российской Федерации в последнее  время актуализировало вопросы  правового регулирования труда  иностранных граждан. Правовая регламентация  труда иностранцев в России необходима как работодателям, нанимающим мигрантов  для осуществления трудовой деятельности, так и самим иностранным гражданам, которые въезжают на территорию России с целью устроиться на работу.

Отношения, связанные с  пребыванием и трудом иностранцев  в Российской Федерации, носят межотраслевой  характер, их правовое регулирование  осуществляется конституционным, трудовым, административным и международным  частным правом.

Информация о работе Правовое регулирование труда иностранцев в РФ