Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:17, курсовая работа
В сочетании с экономическими, демографическими и социальными проблемами на становление российского рынка труда оказывают существенное влияние и проблемы внутриполитического и внешнеполитического характера. В свою очередь, непосредственно рынок труда, его становление и совершенствование, активнейшим образом оказывает прямое воздействие и на внешнюю, и на внутреннюю политику, и на экономику, и на социальную сферу, и на демографические процессы.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Общие вопросы регулирования труда иностранных граждан
§1. Понятие иностранных граждан………………………………………………6
§2. Особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ……………………………………..10
Глава II. Правовой статус иностранных работников
§ 1. Правовое регулирование порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы и трудоустройства иностранцев в России………16
§2. Проблема нелегальной миграции в РФ……………………………………20
Заключение……………………………………………………………
Кроме того, правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Трудовой кодекс РФ не содержит никаких ограничений для иностранцев в их правовом статусе и не исключает их из сферы трудового законодательства России. Другими словами, иностранные граждане имеют право на осуществление трудовой деятельности в РФ. Однако оформление трудовых отношений зависит от статуса проживания иностранного гражданина в РФ. В соответствии с законом, временно проживающий (получивший разрешение на временное проживание в РФ сроком на 3 года) или постоянно проживающий (получивший вид на жительство в РФ сроком на 5 лет) в России иностранный гражданин, оформляется по трудовому договору в том же порядке, что и гражданин РФ. 7
На иностранцев полностью распространяются положения законодательства об охране труда, обеспечивающие рабочим и служащим безопасность для жизни и здоровья, постановления, запрещающие сверхурочные работы, и другие правила трудового законодательства. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями от 21 июля 2007 г.) иностранные лица и лица без гражданства подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, причем этот закон не содержит ограничений в связи с их правовым положением в РФ.
На иностранных работников
распространяется положение статьи
91 ТК РФ о нормальной продолжительности
рабочего времени не более 40 часов
в неделю. Конкретная продолжительность
рабочего времени определяется в
трудовом договоре в соответствии с
правилами внутреннего
Иностранные граждане, постоянно
проживающие в РФ пользуются медицинской
помощью наравне с гражданами
России, а временно пребывающим в
РФ иностранным гражданам
Иностранец вправе осуществлять трудовую деятельность в командировке на территории иного субъекта РФ или исполнять трудовые обязанности при разъездном характере работы вне пределов того субъекта, на территории которого ему разрешено проживание или выдано разрешение на работу.9
Иностранцы вправе быть предпринимателями,
включая осуществление
Таким образом, принципы и
нормы, которым должно следовать
государство в определении
Глава II. Правовой статус иностранных работников
§ 1. Правовое регулирование порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы и трудоустройства иностранцев в России
Свобода внешнеэкономической
деятельности для российских предпринимателей
и открытость российской экономики
для иностранных инвестиций, снятие
многих административных запретов и
ограничений на въезд иностранных
граждан и лиц без гражданства
в Российскую Федерацию и пребывание
их здесь, развитие деловых связей и
туризма – все это повлекло
резкое увеличение числа иностранных
граждан и лиц без гражданства,
приезжающих к нам и
Вхождение России в международный рынок труда положило начало развитию процессов внешней трудовой миграции, которая осуществляется в виде привлечения и использования в Российской Федерации труда иностранных граждан и выезда российских граждан за границу с целью работы по найму.
Россия, в отличие
от Советского Союза, – страна открытых
границ и свободных миграционных
перемещений. В то же время, отсутствие
эффективного иммиграционного контроля
за въездом и выездом иностранцев
из России не позволяет назвать сколько-
Обострение проблем
иммиграции, в том числе и нелегальной,
по мнению Л.Л. Рыбаковского, во-первых,
связано с отсутствием
Исправить ситуацию с иммиграцией можно путем резкого усиления международной трудовой миграции. Необходимо, сокращая иммиграцию, прежде всего нелегальную, стимулировать привлечение и использование в России труда иностранных граждан.
Экономическая функция миграции, справедливо
считает Н.Н. Тоцкий, необходима для
достижения количественного и
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации «труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». А в соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Термин «каждый» означает не только граждан Российской Федерации, но и всех лиц, в том числе иностранцев и лиц без гражданства, законно находящихся на территории Российской Федерации. В ст. 13 «Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях» Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» эти две нормы Конституции своеобразно переплелись. Часть 1 ст. 13 указанного Закона гласит: «Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом». Однако иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов Субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.
Иммиграционные законы большинства стран призваны охранять внутренний рынок рабочей силы путем ежегодного регулирования количества въездных квот и применения эффективных способов борьбы с незаконной иммиграцией.14 Правительством Российской Федерации также ежегодно утверждаются квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.12.1993г. № 2146 «Об утверждении Положения о порядке привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы»15 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 05.10.2002г. №1129, с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 29.04.1994г. № 847), государство должно в первую очередь обеспечивать собственным гражданам право на труд, а привлечение иностранной рабочей силы возможно только в случае крайней необходимости, когда на территории Российской Федерации невозможно найти российских специалистов нужной квалификации или в необходимом количестве.
Так, в соответствии с обозначенным Указом, в Российской Федерации вводится разрешительный порядок участия иностранных граждан в трудовой деятельности на ее территории, а также их квотирование. В современных условиях стремление государств к введению протекционистских мер в отношении национального рынка труда вполне объяснимо. Здесь, как справедливо отмечается российскими исследователями, «находят отражение две противоположные тенденции: законы открытой экономики требуют свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а реальные возможности страны заставляют прибегать к протекционизму и ограничениям».16
По мнению А.С. Ермоленко, в настоящее время нормативная база, регулирующая привлечение иностранных граждан для ведения трудовой деятельности в Российской Федерации, имеет ряд несостыковок и расплывчатых формулировок.17 А. Бережная считает, что «кто-то «наверху» слишком увлекся «очисткой» (в первую очередь столицы) от загостившихся граждан стран ближнего зарубежья, забыв при этом о российских компаниях, привлекающих на работу высококвалифицированных специалистов».18
Трудовая миграция – наиболее
динамичный и, по всей вероятности,
самый большой миграционный поток
в СНГ, стимулируемый тяжелой
экономической ситуацией и
§2. Проблема нелегальной миграции в РФ
Российская Федерация
занимает одно из первых мест в мире
по количеству прибывающих мигрантов.
От того, как будут развиваться
миграционные процессы, какой они
примут вектор движения, зависит не
только политическая стабильность и
территориальная целостность
Основными факторами роста
масштабов незаконной трудовой миграции
являются законодательные и процедурные
препятствия для законного
Существенное увеличение
количества иностранных работников
в Российской Федерации в последнее
время актуализировало вопросы
правового регулирования труда
иностранных граждан. Правовая регламентация
труда иностранцев в России необходима
как работодателям, нанимающим мигрантов
для осуществления трудовой деятельности,
так и самим иностранным
Отношения, связанные с пребыванием и трудом иностранцев в Российской Федерации, носят межотраслевой характер, их правовое регулирование осуществляется конституционным, трудовым, административным и международным частным правом.
Информация о работе Правовое регулирование труда иностранцев в РФ