Правовое регулирование труда иностранцев в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:17, курсовая работа

Описание

В сочетании с экономическими, демографическими и социальными проблемами на становление российского рынка труда оказывают существенное влияние и проблемы внутриполитического и внешнеполитического характера. В свою очередь, непосредственно рынок труда, его становление и совершенствование, активнейшим образом оказывает прямое воздействие и на внешнюю, и на внутреннюю политику, и на экономику, и на социальную сферу, и на демографические процессы.

Содержание

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Общие вопросы регулирования труда иностранных граждан
§1. Понятие иностранных граждан………………………………………………6
§2. Особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ……………………………………..10
Глава II. Правовой статус иностранных работников
§ 1. Правовое регулирование порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы и трудоустройства иностранцев в России………16
§2. Проблема нелегальной миграции в РФ……………………………………20
Заключение……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (1).docx

— 60.33 Кб (Скачать документ)

Согласно статистическим данным Федеральной миграционной службы около двух третей из легально находящихся  на территории РФ иностранных граждан, приехавших в Российскую Федерацию  на работу, осуществляют трудовую деятельность нелегально либо занимаются нетрудовой деятельностью, что противоречит государственным  и общественным интересам. Уведомления  от работодателей поступают приблизительно только на половину иностранных работников, получивших разрешение на работу. Серьезным препятствием для интеграции трудовых мигрантов и реализации их прав является их слабая осведомленность о возможностях защиты своих прав, об условиях жизни и работы в России. Кроме того, препятствием в получении трудовыми мигрантами необходимой информации является плохое знание ими русского языка.

Необходимо проанализировать миграционное законодательство, с целью  выявления мер, направленных на борьбу с незаконной трудовой миграцией.

Были усовершенствованы  Федеральные законы, регулирующие как  правовое, так и трудовое положение  иностранных граждан. Предприняты  различные меры правового воздействия, направленные на легализацию иностранной  рабочей силы в России, были внесены  изменения в нормативно правовые акты, с целью борьбы с незаконной трудовой миграцией.

В целях упорядочения регулирования  трудовых отношений с участием иностранных  работников целесообразно ввести в  Трудовой кодекс РФ главу, посвященную  особенностям регулирования труда  иностранных работников. Порядок  привлечения на территорию Российской Федерации иностранных граждан  с целью занятия трудовой деятельностью  регулируется Федеральным законом  от 25.07.2002 (в ред. от 28.06.2009) «О правовом положении иностранных граждан  в Российской Федерации», а также  Федеральным законом от 18.07.2006 № 109 (в ред. от 03.12.2011) «О миграционном учете иностранных граждан и  лиц без гражданства» и иными  нормативно правовыми актами. Вместе с тем вопросы, касающиеся реализации трудовых прав иностранными работниками, не охватываются регулированием данных нормативных актов. Регламентация  особенностей трудовых отношений с  трудящимися-мигрантами в рамках Трудового  кодекса явилась бы максимально  удобной и всеобъемлющей формой регулирования труда данной категории  работников, что являлось бы препятствованием для нарушения их трудовых прав со стороны работодателя.

В законодательстве РФ нелегальное  привлечение к труду иностранных  граждан и лиц без гражданства  проявляется:

1) привлечение к труду иностранцев при отсутствии у них разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом;

2) привлечение и использование  иностранных работников без получения  в установленном порядке разрешения  на это, если такое разрешение  требуется в соответствии с  федеральным законом;

3) не уведомление территориального  органа Федеральной миграционной  службы, центра занятости населения  в соответствующем субъекте Федерации  или налогового органа о привлечении  к трудовой деятельности в  Российской Федерации иностранных  граждан или лиц без гражданства,  если такое уведомление требуется  в соответствии с федеральным  законом.

В настоящее время в  Российской Федерации незаконная миграция трудовых мигрантов представляет большую  проблему, поскольку связанные с  ней процессы являются факторами, оказывающими существенное влияние на все сферы  жизнедеятельности в обществе. Состояние  контроля за соблюдением трудовыми  мигрантами установленных правил въезда, выезда свидетельствует о том, что  еще не удалось найти адекватные средства противодействия правонарушениям  в этой области. К сожалению, действующее  российское законодательство в этой сфере не соответствует современной  реальности. В частности, до сих пор  остаются не урегулированными должным  образом вопросы иммиграционного  контроля.

Федеральная миграционная служба России является федеральным органом  исполнительной власти, который осуществляет соблюдение гражданами и должностными лицами требований законности в сфере  правоприменительной деятельности, по осуществлению мер, направленных на предупреждение, пресечение и привлечение  к ответственности правонарушителей.

Наименование принудительных мер свидетельствует о том, что  для них характерен в основном административный, т.е. внесудебный, порядок  их применения. Использование мер  принудительного характера, относится, как правило, к компетенции органов  исполнительной власти и их должностных  лиц, причем не всех без исключения, а лишь тех, которые специально наделены соответствующими полномочиями. Меры административного принуждения  применяются в большинстве случаев  правоохранительными органами, которые  реализуют эти меры в процессе своей деятельности без обращения  в судебные органы.

При рассмотрении мер принуждения  в области миграционных отношений, можно говорить о том, что к  мерам административного предупреждения можно отнести меры по введению иммиграционного  контроля. Одной из задач иммиграционного  контроля в пунктах пропуска через  Государственную границу является осуществление мер по предупреждению неконтролируемой миграции и организации  депортации иностранцев в установленных  законодательными актами случаях и  порядке. Механизм административного  выдворения относится к мерам  административного наказания, поскольку  административное выдворение за пределы  Российской Федерации устанавливается  в отношении иностранных граждан  или лиц без гражданства и  назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином  или лицом без гражданства  административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами. Представляется, что депортация, является мерой административного принуждения. Однако из определения депортации, представленного в действующем  законодательстве, неясно, к какой  группе административного принуждения  она относится. Депортация в законодательстве определяется как «принудительная  высылка иностранного гражданина или  лица без гражданства из Российской Федерации в случае утраты или  прекращения законных оснований  для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации».

Привлечение нелегалов на работу "освобождает" работодателя от соблюдения норм Трудового кодекса  РФ, в соответствии с которым он обязан создать нормальные условия  для проживания иностранных работников, обеспечения условий техники  безопасности на производстве, выдачи страхового свидетельства, оказания им помощи в получении медицинского полиса и закреплении работников за определенной поликлиникой для оказания им необходимой медицинской помощи, а также соблюдении других правил социальной защиты трудовых мигрантов.

Использование нелегальных  работников означает, что в этих случаях работодатель заинтересован  и имеет возможность не выплачивать  в соответствующий бюджет все  виды налогов.

Работодатели, получившие разрешение на привлечение и использование  иностранных работников и заключившие  с последними трудовые или гражданско-правовые договоры на выполнение работ (оказание услуг), не всегда направляют в органы занятости населения сведения о  привлечении иностранных работников к трудовой деятельности и заключении с ними названных договоров; налоговые  органы о данных фактах также не уведомляются.

Отмечаются неединичные  факты использования работодателями иностранных работников для трудовой деятельности по профессиям и в субъектах  Российской Федерации, которые не указаны  в разрешениях на привлечение  и использование иностранных  работников. Как правило, при получении  разрешения работодателями заявляется потребность в работниках, занимающихся неквалифицированным трудом, дефицит  которых имеется в Российской Федерации, тогда как фактически привлеченные таким образом иностранные  работники назначаются в последующем  на должности, требующие квалификации различной степени. Документы же, подтверждающие профессиональную квалификацию, требуются не всегда.

Широко распространенны  случаи нарушения работодателем  трудового и налогового законодательства в отношении иностранных работников. Работодатели часто не заключают с иностранными гражданами трудовые договоры, что позволяет работодателям уклоняться от уплаты налогов, отпусков, больничных листов и полисов, а также от обязанности обеспечения иностранца жильем. Все это становится возможным только благодаря несовершенству российского трудового и миграционного законодательства. В законодательной базе отсутствуют действенные меры ответственности работодателей за не оформление трудового договора в установленный законом срок, за не передачу работнику второго экземпляра трудового договора, за выплату заработной платы, за не обеспечение надлежащих условий труда, что в итоге способствует серьезным деформациям рынка труда в России, ущербу российской экономики, социальной сферы.

В органы миграционной службы не поступают сведения о досрочном  расторжении трудовых договоров  с иностранными работниками, об их личной инициативе оставить места работы или  места пребывания, что препятствует осуществлению контроля за законностью  пребывания иностранных граждан  на территории Российской Федерации.

Пользуясь бесправным положением мигрантов, работодатели повсеместно  грубо нарушают права иностранных  работников при осуществлении ими  трудовой деятельности. Такие нарушения  обусловлены стремлением хозяйствующих  субъектов получать максимальную прибыль  за счет ущемления трудовых прав иностранных  работников, защита которых затруднена зависимостью от работодателей, незнанием  норм трудового законодательства.

В то же время фактом сегодняшнего дня стало то, что иностранными гражданами и лицами без гражданства  также допускаются нарушения  порядка пребывания в Российской Федерации: отсутствует или просрочена регистрация по месту пребывания, разрешения на работу, медицинские  заключения. В силу своего нелегального положения такие лица могут стать  жертвой торговли людьми, быть подвергнуты  насильственному удержанию и  принудительному неоплачиваемому труду, что имеет место. 19

Но главный фактор наличия  проблемных моментов в сфере миграционного  законодательства Российской Федерации  и его несовершенства - это отсутствие основополагающего документа в  сфере миграции. Что значительно  осложняет надлежащее правовое регулирование  вопросов миграционной сферы и процесс  совершенствования миграционного  законодательства Российской Федерации. То есть недостаточно четко обозначена цель, определяющая направление развития и совершенствования миграционного  законодательства Российской Федерации.

Продолжает оставаться актуальной проблема совершенствования миграционного  законодательства, направленного на регулирование внешней трудовой миграции. Эффективность мер по регулированию  допуска иностранной рабочей  силы на российский рынок труда напрямую связана с действующим механизмом ее привлечения и использования. Механизм регулирования трудовой иммиграции иностранных граждан в России существует, однако необходимо признать, что в этой области много пробелов, что ведет к низкой эффективности  применения законодательных и нормативных  актов, а следовательно, к значительным объемам нелегальной трудовой миграции. Формирование миграционного законодательства должно быть направлено на создание условий  для беспрепятственной реализации прав и свобод мигрантов в соответствии с общепринятыми принципами и  нормами международного права и  международными договорами Российской Федерации при обеспечении национальной безопасности государства.20

Для достижения поставленных целей, необходим комплексный подход. Если говорить о дальнейшей, улучшенной атмосфере труда иностранных  трудящихся граждан и благополучия страны, принимающей их, нужно использовать и направлять имеющиеся возможности по достижению цели: устранения незаконной трудовой миграции. Следовательно, браться за проблемы в комплексе, а не по отдельности.

 

Заключение

Для правового регулирования  труда иностранных граждан, находящихся  на территории России, необходимо принять  Федеральный закон для этой категории  лиц, с целью защиты их трудовых и  личных прав.

В Трудовой кодекс РФ, внести главу, также посвященную труду  иностранных мигрантов, в котором  должно регулироваться в первую очередь:

порядок заключения трудового  договора;

заключение с иностранцами бессрочного трудового договора.

Заключение договора на неопределенный срок, позволит стабилизировать трудовые отношения и для иностранного гражданина и для работодателя, который  будет внимательно определять условия  трудового договора.

Принять Федеральный закон  «Об обязательном медицинском страховании  иностранных граждан, находящихся  на территории РФ», в котором должно быть урегулировано обеспечение  на получение медицинского обслуживания иностранным трудящимся гражданам. Необходимость получения медицинского страхового полиса.

В Федеральном законе, регулирующем привлечение и использование  иностранной рабочей силы, следует  включить в первую очередь положения, которые будут содержать:

систему обмена информацией  о возможностях трудоустройства  и последующего обустройства трудящихся-мигрантов;

обязательств по социальной защите иностранных трудящихся граждан;

контроль со стороны государства  за соблюдением работодателями условий  привлечения и использования  иностранной рабочей силы;

условия трудовых либо гражданско-правовых договоров, за уровнем оплаты труда  иностранных работников.

Совершенствование миграционного  законодательства должно выявить и  устранить пробелы в нормативно правовых нормах, регулирующих труд иностранных граждан.

Необходимо контролировать соблюдение сотрудниками территориальных  органов Федеральной миграционной службы процессуальных сроков, предусмотренных  миграционным законодательством.

Основной проблемой для  трудящихся мигрантов является то, что они плохо осведомлены  о возможности защиты своих прав. И для устранения этой проблемы, возможно, будет целесообразно, создать  отдельный орган, который будет  регулировать все вопросы трудовой миграции: не только регулировать и  защищать права и обязанности  иностранных трудящихся граждан, но и будет направлен на борьбу с  коррупцией. Работодатели часто не дожидаются официального получения  разрешения на работу, что и не дожидаются законного оформления иностранных  граждан. Ставя, таким образом, под  угрозу и себя и работника.

Информация о работе Правовое регулирование труда иностранцев в РФ