Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 21:43, реферат
С каждым днем международные организации расширяют свои сферы деятельности, при этом охватывая все новые области. Данные организации способствуют не только развитию отношений между государствами, но также огромна их роль и в урегулировании споров и конфликтных ситуаций, которые возникают между государствами.
Государственный
университет –
Высшая школа экономики
Факультет мировой экономики
Кафедра
мировой экономики
и мировой политики
Реферат
по курсу «Международное частное право»
Правовой
статус международных
организаций как
субъектов МЧП
Выполнила
Москва
2011
С каждым днем международные организации расширяют свои сферы деятельности, при этом охватывая все новые области. Данные организации способствуют не только развитию отношений между государствами, но также огромна их роль и в урегулировании споров и конфликтных ситуаций, которые возникают между государствами.
Если государства при всем их фактическом многообразии, с точки зрения, во всяком случае, классического международного права, - в принципе единообразны в смысле их правового статуса, международные организации, напротив, могут быть совершенно различны по их правовому статусу, компетенции, функциям, правомочиям.
Моя работа посвящена роли международных организаций в международном частном праве.
Целью данного реферата является определение статуса международных организаций в международном частном праве, их роли в унификации норм гражданского права и рассмотрение трех видов международных иммунитетов международных организаций.
Сейчас, в период растущей глобализации, международные организации все активнее начинают участвовать в международных гражданско-правовых отношениях. Они могут выступать субъектами авторского права, участвовать в совместном предпринимательстве, заключать различного рода сделки и т.д.
Но прежде, чем рассмотреть международные организации как субъекты международного частного права, следует дать их определение. Итак, международная организация - это межгосударственное объединение, членами которой являются государства. Она учреждается на основе международного договора для координации действий ее членов по сотрудничеству и кооперированию в определенных областях экономики, науки, техники и других сферах.
Международная организация имеет статус юридического лица. Это закреплено в уставах многих межправительственных организаций системы ООН (Устав МОТ, Устав МАГАТЭ, Устав МБРР и др.)
Международные организации могут приобретать собственность на имущество в разных странах, или заключать сделки имущественного характера с гражданами различных государств, однако они не подчиняются национальному праву ни одного государства и не находятся под национальной юрисдикцией. Поэтому они не могут привлекаться к разбирательству в национальном суде в качестве ответчика. Более того, имущество межправительственной организации, даже если оно находится в руках третьих лиц, не может подлежать взысканию.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что международные организации в международных гражданско-правовых отношениях пользуются международным иммунитетом, то есть изъятием из-под национального законодательства.
Этот иммунитет обладает договорным происхождением и, как правило, закрепляется в их учредительных документах или других международных соглашениях.
Так, в ООН впервые возник вопрос о разработке иммунитета межправительственных организаций при выработке его Устава. В процессе обсуждения этого вопроса решались две задачи: а) фундаментальное теоретическое обоснование иммунитета международной организации и б) выработка конкретной статьи Устава, определяющей иммунитет без лишней детализации. Рассмотрим более подробно эту дискуссию, поскольку проблемы иммунитетов организаций сегодня достаточно актуальны.
В тот период участники дискуссии признали, что межправительственные организации пользуются международными иммунитетами на иной, нежели государства-члены, основе. То есть государственные иммунитеты основываются на том, что их носители - суверенные образования, а международные иммунитеты государства служат правовым выражением принципа «равный над равными власти не имеет» и присущи государству с момента возникновения. Поэтому международные иммунитеты межправительственной организации могут возникнуть только на договорной основе и предоставляются ей в силу функциональной необходимости. Целью наделения межправительственной организации международными иммунитетами состоит в создании такого статуса, при котором она сможет беспрепятственно осуществлять свои полномочия международного характера, оставаясь независимой от действия национального права отдельных государств.
Функциональный
характер иммунитетов
Идея функциональной
необходимости иммунитетов
Положения об иммунитетах ООН получили детализацию в некоторых соглашениях, заключенных ООН с государствами-членами. Следует выделить, прежде всего, Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 г. и Соглашение о штаб-квартире ООН от 26 июня 1947 г.
Соглашение о штаб-квартире ООН предусматривает, по сути дела, иммунитет от юрисдикции (изъятие из-под действия национального законодательства США) и судопроизводства (неподсудность гражданско-правовых споров с участием ООН национальным судам США).
Если рассмотреть более подробно это соглашение, то можно увидеть, что в разделе 7 предусматривается, что американское законодательство может применяться к сделкам ООН только в том случае, если оно не противоречит внутренним правилам ООН. Иными словами, в Соглашении предусмотрена возможность создания собственных правил международной организации в отношении сделок гражданско-правового характера. Обращение к американскому закону возможно лишь при отсутствии особых правил. На практике широкое распространение получил именно такой порядок: большая часть гражданско-правовых отношений международных учреждений на территории США регулируется внутренними правилами международных организаций, а законодательству США отводится вспомогательная роль, ибо оно действует лишь в качестве дополнения к правилам международной организации и лишь постольку, поскольку те или иные вопросы не урегулированы этими правилами.
Иммунитет от судопроизводства предусмотрен в разделе 8 Соглашения о штаб-квартире ООН, определяющем, что местные суды имеют власть над всеми актами, совершенными на территории его штаб квартиры, только с согласия или по требованию самой ООН. При этом применение национальной судебной процедуры допустимо лишь при наличии явно выраженного согласии на это компетентного органа международной организации. В этом же Соглашении предусматривается изъятие собственности ООН из-под действия прямого налогообложения.
Соглашение ООН и Правительства США об иммунитетах организации было одним из первых в ряду подобных международных договоров, заключенных межправительственными организациями с правительствами стран пребывания. Впоследствии все межправительственные организации ООН заключили аналогичные соглашения с государствами, в которых располагались их штаб-квартиры или отделения. Подобные соглашения разрабатываются по определенной схеме и, как правило, включают следующие международные иммунитеты: а) от применения национального законодательства; б) от национального судопроизводства; в) от изъятий собственности.
Рассмотрим эти три группы международных иммунитетов более подробно.
Во-первых, иммунитет
от применения национального
Вопрос о применении национального законодательства какого-либо государства встает перед межправительственной организацией в основном при решении вопроса о праве, применимом:
Так, в первые годы существования ООН ее коммерческие контракты иногда содержали оговорку о том, что к ним применимо законодательство государств. Специализированные учреждения ООН также использовали ссылки на законодательство страны места пребывания штаб-квартиры организации, на законы места подписания контракта или на законы, выбранные по желанию сторон (автономия воли).
Однако в
последние десятилетия в
Вопрос о праве, применимом к контрактам о найме гражданских служащих организациями ООН, решается на основе уставов межправительственных организаций. Так, в ст. 101 Устава ООН подчеркивается, что ее персонал назначается Генеральным секретарем согласно правилам, установленным Генеральной Ассамблеей ООН. Последнее означает, что к трудовым отношениям граждан, находящихся на службе в ООН, применяется право международных организаций. Положения уставов межправительственных организаций получают дальнейшее развитие в постановлениях их органов. Наиболее известные из таких документов — Правила о персонале ООН с многочисленными добавлениями к ним. Положения данных Правил могут входить в международные соглашения. В этом отношении характерно включение разделов, посвященных специалистам младшей категории, в Соглашение ЮНЕП с Ливией. В нем устанавливается, что младшие сотрудники ЮНЕП на территории Ливии будут действовать на основе права ЮНЕП и на «младших сотрудников категории специалистов на период их назначения в Программу ООН по окружающей среде в качестве гражданских служащих распространяется действие Правил и Положений о персонале ООН... Экземпляр этих правил предоставляется Джамахирии».
Данный порядок настолько утвердился в отношениях международных организаций и государств, что, по заключению Секретариата ООН, нет ни одного случая распространения на гражданских служащих действия норм национального права какой-либо страны.
Все документы, вырабатываемые в рамках ООН, должны основываться на правилах и процедурах, принятых в межправительственных организациях. Они не должны подвергаться редактированию, цензуре или отмене со стороны исполнительных, административных и судебных органов государств-членов. Данное положение находит подтверждение в ряде документов. Так, ст. 100 Устава ООН закрепляет положение о том, что функции Генерального секретаря (следовательно, и возглавляемой им службы) носят международный и строго независимый характер. Это положение нашло развитие в разделе 4 Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН, а также в соответствующих статьях отдельных соглашений специализированных организаций и государств-членов. Как правило, в этих статьях содержится формулировка о неприкосновенности документов ООН.
В заключение следует отметить, что в материалах исполнительных органов международных организаций ООН не встречается каких-либо ссылок на случаи нарушения иммунитета от цензуры.
Далее рассмотрим второй вид международных иммунитетов - иммунитет от национального судопроизводства.
Информация о работе Правовой статус международных организаций как субъектов МЧП