Прекращение международных договоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:36, контрольная работа

Описание

Источниками права договоров являются обычные нормы, которые в значительной мере кодифицированы и развиты универсальными конвенциями: Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. (касается договоров только между государствами), Венской конвенцией о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. К праву договоров относится и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., но она более тесно связана с институтом правопреемства.

Содержание

Первый вопрос. Недействительность договоров. Прекращение международных договоров. Федеральный закон "О международных договорах РФ" от 16 июня 1995 года…………………………………….3
Второй вопрос. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года (общая характеристика)……..………………………………..11
Задача…………………………………………………………...…………15
Список литературы…………………………………………………..….20

Работа состоит из  1 файл

Контр.docx

— 50.69 Кб (Скачать документ)

6. Прекращение  существования государства или  изменение его статуса. В данном  случае международные договоры  могут прекратить свое действие  автоматически или в силу специального  заявления. Как гласит ст. 16 Венской  конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.: «Новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства государств этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств».

7. Сокращение  числа участников многостороннего  договора, в результате которого  оно становится меньше числа,  необходимого для вступления  договора в силу. Так, в соответствии  со ст. XV Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г. Конвенция прекратит действие, если число участников станет менее шестнадцати государств8.

8. Возникновение  новой императивной нормы общего  международного права (jus cogens). Как  известно, императивная норма является  высшей нормой, и, естественно,  при ее возникновении любые  противоречащиеей нормы подлежат  отмене, а сам договор — пересмотру  или аннулированию. 

9. Коренное  изменение обстоятельств (rebus sic stantibus). В соответст- вии со ст. 62 Венской  конвенции 1969 г. при прекращении  договора лишь в двух случаях  можно ссылаться на коренное  изменение обстоятельств: а) если  наличие таких обстоятельств составляло существенное основание согласия участников на обязательность для них договора; б) если последствие изменения обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств, все еще подлежащих выполнению по договору. Государства довольно редко прибегают к этой клаузуле (rebus sic stantibus). Одним из последних примеров является заявление, сделанное правительством Франции в 1966 г., о выходе ее из военной организации НАТО. На клаузулу rebus sic stantibus нельзя ссылаться как на основание для прекращения договора или выхода из него, если: а) договор устанавливает границу; б) такое коренное изменение, на которое ссылается участник договора, является результатом нарушения этим участником либо обязательства по договору, либо иного международного обязательства, взятого на себя по отношению к любому другому участнику договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй вопрос

Венская конвенция о праве международных  договоров  1969 года (общая характеристика).

 

Венская Конвенция о праве международных  договоров совершена в Вене 23 мая 1969 г. Конвенция вступила в силу 27 января 1980 г. СССР присоединился к настоящей Конвенции Указом Президиума ВС СССР от 4 апреля 1986 г. № 4407-XI с оговорками и заявлением. Конвенция вступила в силу для СССР 29 мая 1986 г. в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Конвенции на тридцатый день после сдачи на хранение им своей ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Текст Конвенции был опубликован в Ведомостях Верховного Совета СССР, 1986 г., N 37, ст. 772, в специальном приложении к Вестнику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, март 1999 г., N 3, в сборнике "Действующее международное право", т. 1.

Конвенция является основным источником права  международных договоров. В научной литератур дается такая оценка данной Конвенции: «Венская конвенция о праве международных договоров является результатом не только кодификации уже существовавших до нее норм обычного права, но и их прогрессивного развития, т.е. источником новых норм. Хотя участниками Венской конвенции о праве международных договоров являются не все государства, 40-летняя практика показывает, что на нее все чаще ссылаются как на общепризнанный источник права международных договоров. Так, США подписали, но не ратифицировали Венскую конвенцию. Тем не менее государственный департамент США признает авторитетный ее характер, а некоторые федеральные суды в своих решениях уже ссылались на ее положения9».

 

Целью принятия Конвенции являются кодификация  и прогрессивное развитие права договоров, способствующие достижению указанных в Уставе целей Организации Объединенных Наций, а именно поддержанию международного мира и безопасности, развитию дружественных отношений между народами и осуществлению их сотрудничества друг с другом (Преамбула).

Венская конвенция регламентирует заключение договоров между государствами, вопросы, связанные с оговорками, вступлением договоров в силу и их временным применением, соблюдением и толкованием договоров, со значением договоров для третьих государств, с недействительностью, прекращением договоров и приостановлением их действия.

Конвенция состоит из преамбулы, 8 разделов, 85 статей и приложения.

  1. Введение
  2. Заключение и вступление договоров в силу
  3. Соблюдение, применение и толкование договоров
  4. Поправки к договорам и изменение договоров
  5. Недействительность, прекращение и приостановление действия договоров
  6. Прочие постановления
  7. Депозитарии, уведомления, исправления и регистрация
  8. Заключительные статьи

Приложение

 

В преамбуле  Конвенции государства - участники  подтверждают важнейшую роль договоров  в истории международных отношений, признают возрастающее значение договоров  как источника международного права  и как средства развития мирного  сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном  и общественной строе,

Основными принципами регулирования, заложенными  в Конвенции страны-участницы  признают принципы свободного согласия и добросовестности и норма pacta sunt servanda.

Другим  важнейшим принципом устанавливается  принцип мирного разрешения споров, касающихся договоров в соответствии с принципами справедливости и международного права,

Страны-участницы  исходят из необходимости создания условия, при которых могут соблюдаться  справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров,

Конвенция основывается на принципах международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций, таких, как принципы равноправия и самоопределения народов, суверенного равенства и независимости всех государств, невмешательства во внутренние дела государств, запрещения угрозы силой или ее применения и всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 

В 1990 году в Париже был подписан договор  ОВСЕ (об обычных вооруженных силах  в Европе). Договор устанавливал квоты вооружений в каждой из стран, противостоящих тогда друг другу, - блока НАТО и Организации Варшавского  Договора. После распада СССР его  квота была поделена между странами СНГ. Однако с 1993 года Россия добивается отмены фланговых ограничений, которые  не позволяют обеспечивать в должной  мере безопасность РФ после изменения  ситуации в связи с распадом СССР. Кроме того, в 1997 году было принято  решение о присоединении к  НАТО Польши, Венгрии и Чехии (бывшие члены блока ОВД). Таким образом  квота НАТО значительно увеличилась.

 

Вопросы к задаче:

▪ В каких случаях правомерно требовать пересмотра международного договора?

 

Пересмотром международного договора обычно считается  такая процедура, которая связана  с существенным изменением его содержания. Пересмотр касается изменения договора в целом, а не его отдельных  положений. Поэтому пересмотр часто  ведет к новации международного договора и прекращению действия пересмотренного договора.  Иногда вместо термина "пересмотр" употребляется  термин "ревизия" международного договора. Юридической разницы между  пересмотром и ревизией международного договора нет.

Таким образом, пересмотр (ревизия) международного договора - это особая, обычно более сложная  процедура изменения его содержания. Если в международном договоре, подлежащем пересмотру, не установлено иного, то пересмотр должен производиться  при участии или с согласия всех участников договора. Этот принцип  международного права, провозглашенный  еще в Лондонском протоколе 1871 года, получил всеобщее признание и был закреплен в ст. 39 Венской конвенции о праве международных договоров. Он полностью соответствует Уставу ООН, его основным принципам, и прежде всего принципу pacta sunt servanda.

Однако  в большинстве общих многосторонних договоров в настоящее время  по практическим соображениям предусматривается  возможность их пересмотра большинством (квалифицированным или даже простым) участников договора. Тем не менее, в конечном счете и здесь в  основе лежит принцип общего согласия, ибо сами статьи, предусматривающие  условия пересмотра, также являются результатом соглашения участников международного договора. Понятно, что  в этих случаях пересмотр должен осуществляться в точном соответствии с условиями пересмотра, в которых  обычно предусматривается срок возможного пересмотра, число государств, необходимое  для осуществления пересмотра, и  т.д. В действующих международных  договорах эти условия отличаются большим разнообразием. Так, в соответствии со ст. 108 и 109 Устава ООН никакие изменения или пересмотр его не могут иметь места без соблюдения принципа единогласия великих держав - постоянных членов Совета Безопасности. Любое такое изменение может вступить в силу после ратификации его двумя третями членов ООН включая всех постоянных членов Совета Безопасности.

Пересмотр международного договора связан с существенным изменением всего его содержания. Поэтому пересмотренный договор  часто приобретает новую дату заключения, может изменяться даже его название. Действие прежнего договора может прекращаться, хотя и не всегда.

Сказанное не означает, что государство не вправе по собственной инициативе в  одностороннем порядке ставить  вопрос перед своими контрагентами  об изменении условий или пересмотре международного договора, если этого  требуют интересы государств.

Пересмотр международных договоров должен осуществляться в точном соответствии с процедурой, предусмотренной в  договорах. Процедура пересмотра международных договоров может быть самой разнообразной. В конечном счете она зависит от согласованных решений самих участников договоров, поэтому во всяком случае осуществление пересмотра международного договора третьими, не участвующими в нем государствами недопустимо.10

Чаще  всего о необходимости пересмотра международного договора говорят при «коренном изменении обстоятельств». Часто это основание изменения договоров называют латинской фразеологией – rebus sic stantidus/ переводится как “пока обстоятельства не изменены» или «неизменность обстоятельств11

Обычно исходят из следующего положения: договоры действуют и обязательны до тех пор, пока обстоятельства остаются неизменными. \

Статья 62 Венской конвенции говорит о  том, что по общему правилу сторонам нельзя ссылаться на изменение обстоятельств за исключением прописанных в ней случаев. В соответствии с данной статьей на коренное изменение, которое произошло в отношении обстоятельств, существовавших при заключении договора, и которое не предвиделось участниками, нельзя ссылаться как на основание для прекращение договора или выхода из него, за исключением тех случаев, когда:

a) наличие таких обстоятельств  составляло существенное основание  согласия участников на обязательность  для них договора; и

b) последствие изменения обстоятельств  коренным образом изменяет сферу  действия обязательств, все еще  подлежащих выполнению по договору.

Кроме того на коренное изменение обстоятельств нельзя ссылаться как на основание для прекращения договора или выхода из него:

a) если договор устанавливает  границу; или

b) если такое коренное изменение,  на которое ссылается участник  договора, является результатом  нарушения этим участником либо  обязательства по договору, либо иного международного обязательства, взятого им на себя по отношению к любому другому участнику договора.

Если в соответствии с предыдущими  пунктами участники вправе ссылаться  на коренное изменение обстоятельств  как на основание для прекращения  договора или выхода из него, то он вправе также ссылаться на это изменение  как на основание для приостановления  действия договора.

 

▪Правомерно ли требование России?

Требование  России о пересмотре норм договора ОВСЕ (об обычных вооруженных силах  в Европе) следует рассматривать как правомерное в силу статей 39 и 62 Венской конвенции. После заключения договора ОВСЕ произошло существенное изменение международной политической обстановки и изменение субъектного состава участников Договора, что привело к резкому изменению паритета сторон по данному договору. Таким образом в рамках договора ОВСЕ (об обычных вооруженных силах в Европе стало невозможно достижение  целей договора.

Таким образом, можно говорить о существенном изменении обстоятельств, которое не предвиделось участниками, и наличие которых составляло существенное основание согласия участников на обязательность для них договора; а последствия изменения обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств, все еще подлежащих выполнению по договору. 

Отметим также, что и сам договор предусматривает  возможность изменения и выхода участников.

Так в  соответствии со статьей ХIХ Договора об обычных вооруженных силах в Европе (Париж, 19 ноября 1990 г.) каждое Государство-участник в порядке осуществления своего национального суверенитета имеет право выйти из настоящего Договора, если оно решит, что относящиеся к содержанию настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу его высшие интересы. Такое уведомление включает заявление об исключительных обстоятельствах, которые это Государство-участник рассматривает как поставившие под угрозу его высшие интересы.12

Информация о работе Прекращение международных договоров