Принципы международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:23, контрольная работа

Описание

Основные принципы международного права являются концентрированным выражением общепризнанных норм поведения субъектов международного права, касающихся наиболее важных, жизненных вопросов международных отношений.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по международному праву 3 курс.doc

— 79.00 Кб (Скачать документ)

     1. Основные принципы международного  права являются концентрированным  выражением общепризнанных норм  поведения субъектов международного  права, касающихся наиболее важных, жизненных вопросов международных  отношений.

     Общие принципы международного права –  это источник международного права в юридическом смысле, поскольку это не формы, а сами нормы, само международное права.

     В Уставе ООН (1945г.) закреплены семь основных принципов международного права:

     1. Организация основана на принципе  суверенного равенства всех ее членов;

     2. Все члены Организации Объединенных  Наций добросовестно выполняют  принятые на себя по настоящему  Уставу обязательства, чтобы обеспечить  им всем в совокупности права  и преимущества, вытекающие из  принадлежности к составу членов  Организации;

     3. Все члены Организации Объединенных  Наций разрешают свои международные  споры мирными средствами таким  образом, чтобы не подвергать  угрозе международный мир и  безопасность и справедливость;

     4. Все члены Организации Объединенных  Наций воздерживаются в их  международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций;

     5. Все члены Организации Объединенных Наций оказывают ей всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с настоящим Уставом, и воздерживаются от оказания помощи любому государству, против которого Организация Объединенных Наций предпринимает действия превентивного или принудительного характера;

     6. Организация обеспечивает, чтобы  государства, которые не являются  ее членами, действовали в соответствии  с этими Принципами, поскольку  это может оказаться необходимым  для поддержания международного  мира и безопасности;

     7. Настоящий Устав ни в коей  мере не дает Организации Объединенных  Наций права на вмешательство  в дела, по существу входящие  во внутреннюю компетенцию любого  государства, и не требует от  членов Организации Объединенных  Наций представлять такие дела  на разрешение в порядке настоящего Устава; однако этот принцип не затрагивает применения принудительных мер.

     В дальнейшем они уточнялись и развивались  генеральной Ассамблеей ООН путем  принятия резолюций, разработки и одобрения  проектов международных договоров.

     XXV сессия Генеральной Ассамблеи 24 октября 1970 г. одобрила Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (Декларация о принципах международного права 1970 г.).

     В декларации подробно сформулированы следующие  семь  основных принципов:

     - принципа, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций;

     - принципа, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость;

     - обязанности в соответствии с Уставом не вмешиваться в дела, входящие по внутреннюю компетенцию любого государства;

     - обязанности государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом;

     - принципа равноправия и самоопределения народов;

     - принципа суверенного равенства государств;

     - принципа, согласно которому государства добросовестно выполняют обязательства, принятые ими в соответствии с Уставом, будут способствовать осуществлению целей Организации Объединенных Наций, с тем, чтобы обеспечить их более эффективное применение в рамках международного сообщества.

     В Декларации особо обращается внимание на очень важное обстоятельство: при  толковании и применении изложенные выше принципы являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов. Принципы, содержащиеся в данной Декларации представляют собой основные принципы международного права. Декларация призывает все государства руководствоваться этими принципами в своей международной деятельности и развивать свои взаимоотношения на основе их строгого соблюдения.

     Однако, 33 государства Европы, США и Канада 1 августа 1975 г. подписали в Хельсинки  Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Заключительный акт СБСЕ), в котором закреплены десять основных принципов: нерушимости границ, территориальной целостности государства и уважения прав человека и основных свобод.

     Основные  принципы по объекту правового регулирования можно объединить в следующие группы:

  1. Принцип уважения государственного суверенитета как центральный принцип общего международного права. Все иные принципы, так или иначе, связаны с этим принципом и способствуют раскрытию его содержания.
  2. Принципы, касающиеся обязательности поддержания международного мира и безопасности. В эту группу входят: принципы неприменения силы или угрозы силой;  мирного разрешения международных споров.
  3. Принципы, касающиеся уважения суверенных прав народов и государств. В эту группу входят принципы суверенного равенства государств; невмешательства во внутренние дела государств; нерушимости границ; территориальной целостности государств.
  4. Принцип сотрудничества государств.
  5. Принципы защиты прав народов, наций и человека. В эту группу входят принципы уважения прав человека; равноправия и самоопределения народов.
  6. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

     Любая классификация принципов международного права в известной мере является условной. Они могут быть объединены в группы и по иным основаниям. Некоторые принципы могут быть со временем включены в другие группы, например принцип равноправия и самоопределения народов. В результате появления новых основных принципов данная классификация может быть изменена.

           Функциями принципов международного права являются:

     - стабилизирующая – определяет основы взаимодействия субъектов международного права посредством создания нормативных рамок;

     - развивающая – закрепление нового, появившегося в практике международных отношений. 

     2. Основные принципы международного  права носят исторический характер, то есть в них закрепляются  основные права и обязанности государств применительно к потребностям существующего этапа и состояния международных отношений. Их значение и роль в регулировании международных отношений нельзя абсолютизировать, и как показывает практика, эти принципы нередко игнорируются, оставаясь по существу не более чем благими пожеланиями. Вместе с тем нельзя отрицать всякое влияние принципов на характер межгосударственного взаимодействия. Несмотря на их относительную многочисленность, легко заметить, что содержание принципов пересекается, они, так или иначе, перекликаются друг с другом. Поэтому в системе основных принципов международного права могут быть выделены три группы:

     1. Принципы, формулирующие положения о равенстве субъектов международных отношений;

     2. Принципы, настаивающие на их независимости;

     3. Принципы, направленные на мирное урегулирование межгосударственных противоречий.

     В первую группу входят нормы, в которых отражается одна из наиболее древних и фундаментальных идей, касающихся международно-правового регулирования взаимодействия государств. В Хартии ООН она формулируется следующим образом: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех своих членов» (Статья 2, §1). Этот принцип проявляется в положениях о равноправии и праве народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничестве между государствами; добровольном выполнении обязательств по международному праву. Он получает дальнейшее развитие также в принципах иммунитета, взаимности и недискриминации. Согласно первому из них государство не может быть подчинено законодательству любого другого государства (иммунитет юрисдикции); его представители обладают правом неприкосновенности на территории другого государства (дипломатический иммунитет). Второй нацеливает субъектов международного права на прагматическое поведение: речь идет о равенстве обязательств в конкретных областях взаимодействия, например в торговле, культурных обменах и т.п. Наконец, в соответствии с третьим, речь идет о так называемом негативном обязательстве, когда права или выгоды, признаваемые за одним субъектом международного права, должны быть гарантированы и другому.

     Вторая  группа включает такие принципы, как  невмешательство, нерушимость границ, территориальная целостность. Являясь предметом особой озабоченности и постоянных напоминаний, они в то же время не менее часто нарушаются, чем принципы первой группы. Это в полной мере может быть отнесено и к принципам третьей группы (неприменение силы или угрозы силой; мирное урегулирование споров; соблюдение прав человека).

     Одним из основополагающих принципов международного права является принцип соблюдения прав человека и основных свобод, заметно  превращающийся в последние десятилетия (Всеобщая декларация прав человека 1948г.) в самостоятельную тему, оказывающую возрастающее влияние на международные отношения. В послевоенные годы своего рода лабораторией, в которой вырабатываются и апробируются юридические нормы, касающиеся защиты прав и свобод человека, стала Западная Европа.

     Так, в рамках созданного в 1949г. Совета Европы была принята  Европейская конвенция по правам человека (4 ноября 1950г.). Это система, позволяющая конкретным индивидам вносить соответствующие жалобы и ходатайства через органы того или иного государства, а гражданам стран, подписавших протокол Конвенции, обращаться непосредственно в Комиссию по правам человека. Комиссия, состоящая из независимых лиц, оценивает обоснованность таких обращений, после чего передает их в Европейский суд по правам человека. Тем самым конкретное лицо, любой человек соответствующей страны становится самостоятельным субъектом международного права, в центр всей системы ценностей выдвигается человеческая личность.

     Принцип прав человека тесно связан с международным гуманитарным правом, правом на вмешательство в целях оказания помощи в чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих массовыми страданиями и гибелью людей. Проблема права на вмешательство известна еще с XVI в., но в международно-правовую практику она проникает, начиная с конца XIX в., когда заключаются первые договоры, касающиеся обращения с военнопленными, запрещения некоторых видов вооружений, миссии Красного креста и т.п. В последние годы эта проблема приобретает качественно новое измерение. Во-первых, было конкретизировано поле применения гуманитарного права, в которое входят ситуации трех типов: природные катастрофы; массовые политические репрессии; экологические бедствия. Во-вторых, впервые в международном праве принимается принцип свободного доступа к жертвам доступа для спасателей, представителей Красного креста, организаций и систем ООН, Верховного комиссариата по делам беженцев, Фонда детей и других межправительственных и неправительственных (например, Врачи без границ) организации.

     5 апреля 1991 г. Совет безопасности  ООН принимает резолюцию 688, осуждающую  репрессии режима С. Хусейна  против курдов и шиитов (в результате  которых ежедневно погибало до 600 человек), и призывает его обеспечить  немедленный доступ международных  гуманитарных организаций к нуждающимся в помощи во всех уголках Ирака. В резолюции впервые в истории ООН было подчеркнуто, что массовые нарушения прав человека представляют собой угрозу всеобщему миру. Исходя из этого, резолюция не только разрешает вмешательство, но и предусматривает защиту спасателей при помощи «голубых касок». 16 декабря 1991 г. Генеральная ассамблея ООН принимает резолюцию 46/182 об усилении координации в оказании срочной гуманитарной помощи населению бывшей Югославии, страдающему от гражданской войны. Тем самым происходит институализация обязанности оказывать гуманитарное вмешательство.

     Подобные  примеры можно было бы продолжить. Они говорят о том, что в  современных условиях появляются некоторые  механизмы сознательного регулирования  международных отношений и тем самым преодоления «естественного состояния». Наконец, еще одна группа вопросов связана с принципом равенства. Может ли гуманитарное право применяться одинаково ко всем государствам? Трудно представить, чтобы оно применялось, например, по отношению к США или любой великой державе Европы.

     Указанные вопросы являются еще одним свидетельством противоречивости международного права  и, в частности, того, что наиболее динамичные из его основных положений, отражающие реальности все большей  взаимозависимости мира и выходящие за рамки межгосударственных отношений, неминуемо сталкиваются с наиболее традиционными, настаивающими на понятиях суверенитета, неприкосновенности границ и независимости государств.

Информация о работе Принципы международного права