Проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации по противодействию легализации преступных доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:35, реферат

Описание

Постепенно процесс отмывания противоправных доходов из этапа развития организованной преступности трансформировался в высокодоходное и эффективное криминальное производство, скрытое от большинства форм социального контроля, по сути, став третьей по величине индустрией в мире по объемам оборотного капитала. Более двух третей криминальных средств легализируются в форме инвестиций в высоко прибыльные отрасли экономики.

Работа состоит из  1 файл

Проблемы законодательства РФ по противодействию легализации.doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)

     Ратифицированные Российской Федерацией международно-правовые акты: Конвенция ООН против коррупции (статья 31), Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (ст.12), Конвенция СЕ об уголовной ответственности за коррупцию (ст. 19), Страсбургская конвенция СЕ (статья 2), Сорок рекомендаций FATF  (рекомендация 3) указывают на конфискацию:

     а) доходов от преступлений или имущества, стоимость которого соответствует (эквивалента) стоимости таких доходов;

     б) имущества, полученного в результате полного или частичного превращения или преобразования доходов от преступлений;

     в) доли имущества, приобретенного законным путем, соответствующей величине (стоимости) приобщенных к такому имуществу доходов от преступлений;

     г) прибыли или других выгод имущественного характера, полученных от использования  доходов от преступлений, а также  имущества, указанного в пунктах  «б» и «в».

     Эти международные соглашения предусматривают  обязанность государств-участников соглашений принять законодательные и иные меры, которые могут потребоваться, для конфискации доходов от преступлений в разнообразных их проявлениях, а также имущества, эквивалентного таким доходам, в том числе и при легализации (отмывании) денег, ценностей, иного имущества преступного происхождения.

     Федеральным законом не предусмотрено норм об аресте и конфискации денежных средств или иного имущества, легализуемых после совершения в Российской Федерации основного (предикатного) преступления, посредством которого получены эти доходы, не определен предметный состав активов, на которые может быть обращена конфискация в этих случаях. Вследствие этого вопрос о конфискации легализуемых преступных доходов должен разрешаться в порядке уголовного судопроизводства.

     Сравнительно-правовой анализ содержания вышеприведенных норм международных соглашений, ратифицированных Российской Федерацией, и введенных в УК РФ Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 153 –ФЗ норм, определяющих предмет конфискации (ст.ст. 1041, 1042), показывает, что эти уголовно-правовые нормы, а также основанные на них изменения и дополнения норм УПК РФ (ст.ст. 73, 81, 82, 115, 116) воспроизводят общепризнанные международными соглашениями нормы о составе активов, подлежащих конфискации.

     Одновременно  отметим непоследовательность законодателя в формировании исчерпывающего перечня преступлений, при совершении которых возможна конфискация имущества (п. «а» ч. 1 ст. 1041 УК). В нем указаны девятнадцать преступлений средней тяжести и даже девять преступлений небольшой тяжести, но отсутствует легализация преступных доходов (ст.ст. 174, 1741 УК РФ),  как преступление, применение конфискации в целях противодействия которому является категорическим требованием международных соглашений.

     Аналогичными  по содержанию нормами Конвенций  ООН против коррупции и против транснациональной организованной преступности (подпункты «с» пунктов 1 статей 54), Страсбургской конвенцией СЕ (подпункт «b» пункта 8 статьи 18) установлено, что препятствием для конфискации не может служить невозможность уголовного преследования лица, совершившего преступление, вследствие его смерти или по другим нереабилитирующим основаниям. Указанными Конвенциями ООН (аналогичные по содержанию пункты «g» статей 2) Конвенцией СЕ (пункт «d» статьи 1) предусмотрено применение в таких случаях конфискации по постановлению суда, выносимого в рамках судопроизводства по уголовному делу, что особенно актуально при прекращении уголовного преследования лица, признанного виновным в совершении преступления.

     Российским  законодательством не предусмотрена возможность применения конфискации в таких случаях, что снижает эффективность правовых средств борьбы с извлечением и использованием преступных доходов.

     Принимая  во внимание выявленные расхождения  международно признанных норм и норм российского законодательства, определяющих правовые основы противодействия легализации преступных доходов, в Федеральном законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» целесообразно:

     - исключить из определения понятия легализации преступных доходов оговорку относительно преступлений, предусмотренных ст.ст. 193, 194, 198, 199, 1991, 1992 УК;

     - дополнить нормой об ответственности  за легализацию преступных доходов  независимо от осуждения за  преступление, посредством совершения которого получены такие доходы;

     - предусмотреть обязательный контроль  операций с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из  сторон являются лица, занимающие или занимавшие государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации;

     - ввести норму о приостановлении  операций с денежными средствами  или иным имуществом при наличии  обоснованных подозрений в причастности этих операций к отмыванию доходов, полученных преступным путем;

     - установить обязанность адвокатов,  нотариусов, лиц, осуществляющих  предпринимательскую деятельность  в сфере оказания юридических  или бухгалтерских услуг при наличии у них достаточных оснований, полагать, что сделки или финансовые операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, приостанавливать такие операции и представлять информацию об этом в уполномоченный орган;

     - указать на издание уполномоченным  органом постановления о приостановлении операции с денежными средствами или иным имуществом, также и при наличии достаточных оснований, указывающих на связь операции, сделки с легализацией доходов от преступлений или с финансированием терроризма.

     В Уголовном кодексе Российской Федерации:

     изложить  состав легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, без оговорки об исключении из числа основных (предикатных) преступлений, предусмотренных ст.ст. 193, 194, 198, 199, 1991, 1992 УК РФ;

     исключить из Кодекса статью 1741, предусмотрев уголовную ответственность за легализацию (отмывание) преступных доходов в одной статье 174 УК;

     предусмотреть максимальное наказание за легализацию  преступных доходов в крупном  размере (часть вторая статьи 174 УК) в виде лишения свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

     В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации:

     указать состав имущества, нажитого преступным путем;

     ввести  дефиницию конфискации имущества, как меры процессуального принуждения;

     предусмотреть возможность применения конфискации  по решению суда в случаях прекращения уголовного преследования лица, совершившего преступление, по нереабилитирующим основаниям;

     определить  предмет конфискации как меры процессуального принуждения и порядок распоряжения конфискованным имуществом;

     дополнить Кодекс главой, регламентирующей конфискацию  и возврат имущества, полученного  в результате преступных действий или нажитого преступным путем, содержащей нормы о порядке направления запроса о поиске, аресте, конфискации и возврате имущества, полученного в результате преступных действий либо нажитого преступным путем, содержании и форме такого запроса и исполнении аналогичного запроса компетентных органов и должностных лиц иностранных государств.

     В заключение хотелось бы отметить, что  нами разработан авторский проект Федерального закона «О внесении изменений  и  дополнений в законодательные акты российской Федерации в связи с ратификацией российской Федерацией международных конвенций о борьбе с коррупцией и легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем»7, который, пожалуй, позволил бы восполнить пробелы, существующие в действующем законодательстве о противодействии легализации преступных доходов.  

Информация о работе Проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации по противодействию легализации преступных доходов