Содержание
Введение……………………………………………………………….…………..3
1. Административно-территориальное
деление……......……………………..4
2. Проблемы
территориальных претезаний ……………………..…………….11
3. Заключение ………………………..…………………………...………….…..17
4. Литература………………………..……………………………………….…..18
Введение
В течение последних ста лет Япония неизменно
приковывает к себе внимание исследователей
и наблюдателей остального мира, пытающихся
выяснить “загадки” весьма неординарного
развития Страны восходящего солнца. В
прошлом веке - во главу ставился вопрос:
как этой небольшой и, в сущности, слаборазвитой
островной стране удалось избежать участи
подавляющего большинства азиатских стран?
Затем как она смогла в исторически короткие
сроки добиться значительных успехов
в деле модернизации экономики и общества,
обеспечив себе место среди сильнейших
стран мира и выступив с оружием в руках
против ведущих мировых держав, принять
участие в попытках его очередного передела?
Особенно сильный всплеск интереса к Японии
был вызван феноменом ее почти фантастического
возрождения после сокрушительного поражения
во второй мировой войне, в результате
которого страна к началу XXI века превратилась
в одного из мировых лидеров, в один из
локомотивов мировой экономики.
Политическая история Японии представляет
собой процесс далеко не прямолинейный,
с участием торможения и даже отката, развития
демократических институтов, принципов
и норм, накапливания демократической
практики.
Эволюция политической системы в Японии
протекала как аналог такого же процесса
в других странах, не только воспринимая
оттуда опосредованным образом ведущие
варианты и тенденции развития, но и испытывая
порой добровольно или вынужденно - и прямое
воздействие, конечно национальная специфика
сохранялась в любом случае.
Административно-территориальное
деление
Япония является унитарным государством,
в то же время в ней получили
широкое развитие муниципальные
институты. Унитарным считается
государство, не имеющее в своей
внутренней территориальной структуре
других государств, отличается полным
политическим единством. Оно неделимо.
Отдельные административно-территориальные
единицы или области, отличающиеся
известным своеобразием, не имеют
своего собственного законодательства,
своего особого судоустройства (правда,
есть унитарные государства, имеющие
в своем составе автономии:
Италия, Испания, Китай и др.). Каждая
из составных частей единого
государства обладает одинаковыми
правами и представительством
в органах государства. Достоинство
унитарного государства заключается
в том, что оно простое, располагает
всей полнотой верховной власти.
Территориальная организация Японии
базируется на принципе местной
автономии и носит политико-административный
характер. В положение ст.95 Конституции,
согласно которому специальный
закон, применяемый в отношении
только одного местного органа
публичной власти, в соответствии
с законом может быть издан
Парламентом не иначе, как с
согласия большинства избирателей,
проживающих на территории соответствующего
местного органа публичной власти.
Очевидно, что такое согласие
может быть выявлено только
путем местного референдума.
Закон о местной автономии
делит местные территориальные
единицы на две группы: единицы,
органы управления которыми обладают
общей компетенцией, и единицы,
на территории которых осуществляется
специальная юрисдикция. Первые, в
свою очередь, делятся на политико-административные
единицы высшего уровня и низшего
уровня.
Исторически Японию делят на восемь регионов:
Хоккайдо, Тохоку, Канто, Тюбу, Кансай (Кинки),
Тюгоку, Сикоку и Кюсю. Каждый регион включает
несколько префектур, за исключением региона
Хоккайдо, состоящего из одной префектуры
Хоккайдо.
К единицам высшего уровня
относятся 47 префектур, относящихся
к четырем категориям: "то" (Токио),
"до" (о. Хоккайдо), "фу" (Киото,
Осака) и "кен" (43 остальные
префектуры).
Япония разделена на 47 префектур:
Хоккайдо,
Аомори, Иватэ, Мияги, Акита, Ямагата, Фукусима,
Ибараки, Тотиги, Гумма, Сайтама, Тиба,
Токио, Канагава, Ниигата, Тояма, Исикава,
Фукуи, Яманаси, Нагано, Гифу, Сидзуока,
Айти, Миэ, Сига, Киото, Осака, Хёго, Нара,
Вакаяма, Тоттори, Симанэ, Окаяма, Хиросима,
Ямагути, Токусима, Кагава, Эхимэ, Коти,
Фукуока, Сага, Нагасаки, Кумамото, Оита,
Миядзаки, Кагосима, Окинава.1
В правовом статусе между префектурами
различных категорий существуют
некоторые незначительные различия
в организации и управлении
соответствующими территориями. Меньше
всего различия между префектурами
"фу" и "кен", обусловленные
главным образом исторической
традицией, в силу которой,
например, Киото имеет несколько
особый статус как древняя
столица Японии. Единицы низшего
уровня - это города ("си"), поселки
("мати") и сельские общины ("мура").
Всего на низшем, уровне 3437 единиц:
городов, поселков и общин.
Префектуры делятся на меньшие
административные единицы. Это
округа Хоккайдо, особые города,
определённые указами правительства,
и уезды. Округа, которых насчитывается
14, существуют только в префектуре
Хоккайдо. Для остальных префектур
единицей деления является уезд.
К особым городам, определённым
указами правительства, принадлежат
города, население которых превышает
500 тысяч человек. Эти города
включают Кобе (1956), Киото (1956), Нагоя
(1956), Осака (1956), Иокогама (1956), Китакюсю
(1963), Фукуока (1972), Кавасаки (1972), Саппоро
(1972), Хиросима (1980), Сэндай (1989), Тиба (1992),
Сайтама (2003), Сидзуока (2005) и Сакаи
(2006). Города Ниигата и Хамамацу будут включены
в список особых в 2007 г. Столица Токио к
числу подобных городов не принадлежит,
так как является городским конгломератом,
а не городом.
Современная система административного
деления была внедрена в период
Мэйдзи в 1871 году, в результате
чего были ликвидированы феоды
хан и созданы префектуры.
Кроме префектур и уездов, в
стране существуют административные
единицы муниципального уровня,
которые пользуются широкой автономией.
Это центральные города префектур,
особые города, собственно города,
23 специальных районов Токио,
а также посёлки и деревни.
Столица государства - Токио префектура
объединяет 23 самостоятельных "специальных
района" ("токубэцу ку"), приравненных
по своему правовому статусу
к городам "си", и ряд городов,
пригородных поселков и общин.
Общегородских органов местного
самоуправления город Токио не
имеет. Прочие префектуры делятся
на низшие единицы: города, поселки
и общины. Города с населением
свыше 1 млн. человек включают
районы, представляющие собой административно-территориальные
единицы: самоуправления там нет,
а управление осуществляется
чиновниками, которых назначает
мэр города. Политико-территориальные
единицы низшего уровня включают
в свои границы не только
собственно места проживания
населения, но и окружающие
их пахотные земли, леса и
т.д. В города, например Саппоро
или Киото, входят не только
сами города, но и обширные
безлюдные районы горных массивов.
В Японии действует демократический политический
режим. Принцип местной автономии заложен
в Конституции и Законе о местной автономии
1947 г.2 Наряду с этими источниками
действуют несколько десятков иных нормативных
актов -- законов и подзаконных актов. Среди
них Закон о местных коммунальных служащих
1950 г., Закон о сельскохозяйственных комитетах
1951 г., ряд законов, определяющих механизм
финансирования органов местного самоуправления.
Японское правоведение различает
принцип местной автономии, автономию
местной общины и автономию
жителей. Принцип местной автономии
означает автономию административно-территориальной
единицы от государства. Автономия
местной общины связана с внутренней
организацией и формами деятельности
административно-территориальных единиц
и предполагает управление общины
самими гражданами, проживающими
на ее территории. Автономия жителей
определяется процедурой проведения
местного референдума, закрепленной
в Законе о местном самоуправлении.
Это обеспечивает возможность
подачи определенной частью населения
петиции о принятии, изменении
или отмене местных постановлений,
о проведении инспекции деятельности
местных собраний, отзыве их депутатов,
отстранении от должности глав
местных органов и иных должностных
лиц. Кроме того, Парламент может
принять закон, касающийся какой-либо
конкретной муниципии, только
при согласии на то абсолютного
большинства ее жителей (это
согласие выявляется также путем
местного референдума).
Функции, выполняемые органами местного
самоуправления, бывают трех видов:
* собственно
местные функции;
* "административные
полномочия" (носят местный характер,
но имеют большую долю государственного
участия);
* функции,
делегируемые центральными ведомствами.
Статья
94 Конституции закрепляет за муниципиями
право управлять своим имуществом,
вести дела и осуществлять управление
в своих границах. Важное значение
имеет наделение муниципий (в
лице муниципальных собраний) правом
принимать обязательные постановления,
то есть нормативные акты местного
значения. Общий перечень функций
содержится в Законе о местном
самоуправлении (п. 3 ст. 2). Он содержит
22 направления деятельности, к которым
относятся: поддержание общественного
порядка на своей территории; обеспечение
безопасности, здоровья и благополучия
населения; устройство и управление парками,
площадями и дорогами; ведение коммунального
хозяйства; устройство и управление больницами,
школами и др.
Местным законодательным органом
в муниципии является муниципальное
собрание, возглавляемое председателем.
Состав собрания зависит отчисленности
населения: самые крупные префектуральные
собрания насчитывают до 120 членов,
самые маленькие поселковые и
деревенские -- около 12. Закон о
местном самоуправлении предусматривает
возможность замены местных собраний
в поселках и деревнях общим
собранием (сходом) жителей (ст. 91
Закона о местном самоуправлении),
но на практике это встречается
крайне редко. Местное собрание
собирается четыре раза в год
на сессии (п. 2 ст. 102 Закона о местном
самоуправлении).
Руководство исполнительной властью
в муниципии осуществляет ее
глава -- губернатор в префектурах,
мэр в городах и поселках
и староста в деревнях (ст. 139 Закона
о местном самоуправлении). Глава
местной администрации имеет
право вносить на рассмотрение
местного собрания проекты решений,
устанавливать местные налоги, налагать
относительное вето на решения
собрания (может быть преодолено
вторичным решением большинства
в 2/3 голосов), досрочно распускать
собрание. Последнее, в свою очередь,
может втстранить главу администрации
от должности большинством в
3/4 голосов. Исполнительными полномочиями
обладают также постоянные комиссии
местных собраний: по образованию,
труду, делам персонала, общественной
безопасности и др. (п. 5 ст. 80 Закона
о судах предусматривает 11 постоянных
комиссий).
На муниципальном уровне гораздо
более, чем на общенациональном,
развиты институты непосредственной
демократии. Так, путем прямых
выборов избираются не только
депутаты муниципальных собраний,
но и губернаторы, мэры и
старосты. Муниципальные собрания
и главы муниципий избираются жителями,
зарегистрированными в определенном районе,
сроком на четыре года (ст. 93 Закона о местном
самоуправлении). Население может требовать
отзыва депутатов, роспуска муниципального
собрания (эти вопросы решаются комиссией
по контролю за выборами абсолютным большинством
голосов по требованию не менее 1/3 состава
комиссии), принятия собранием того или
иного обязательного постановления (не
касающегося налогов и финансов, по требованию
не менее 1/15 избирателей данного муниципалитета),
проведения ревизии финансово-бюджетной
деятельности муниципальных органов.
В Японии накоплен опыт решения
проблем, требующих совместной
деятельности на территориях,
выходящих за пределы одной
префектуры. Такое взаимодействие
стало возможно благодаря формированию
"советов связи местных администраций"
в соответствии со специальным
Законом 1965 г. Такие советы
образуются в составе префектур
и некоторых городов. С 1969 г.
применяется также введенный
министерством по делам самоуправления
порядок объединения усилий соседних
муниципий в решении дел, затрагивающих
обслуживание жителей. В этих
случаях учреждаются кооперативы
или консультативные советы. Сейчас
почти 90% первичных органов местного
самоуправления Японии участвуют
в таком сотрудничестве.