3.3. Конкубинат
(concubinatos)
От брака sine manu следует отличать
такое ставшее заметным в семейном праве
поздней республики явление, как конкубинат
(concubinatos) – дозволенное законом (постоянное,
а не случайное) сожительство мужчины
и женщины.
При конкубинате мужчина и женщина желают
создать устойчивую семью, но принадлежат
к разным сословиям (например, сенатор
и вольноотпущеница), либо имеют разное
гражданство (например, перегрин и свободная
римская гражданка). Значит, конкубинат
есть тоже брак, но “незаконный”. При
конкубинате жена не приобретала социального
положения мужа, а дети, родившиеся от
такого брака, не подпадали под власть
отца (правда, в период империи стала возможной
legitimatio – узаконение отцом детей, рожденных
от конкубината).
В период республики мужчина мог иметь
брак с одной женщиной и состоять в конкубинате
с другой. Однако, женщина, вступившая
в связь с другим мужчиной, кроме мужа,
считалась преступницей, и муж имел право
убить ее. Как отмечается в литературе,
брак без мужней власти (sine manu) похож на
конкубинат, но отличается от него намерением
создать римскую семью, иметь и воспитывать
детей.
Итак, конкубинат (естественный, дикий
брак) существовал как постоянный союз
мужчины и женщины, которые не могли или
не хотели заключить законный брак. В конкубинате
рождались внебрачные дети (liberi naturales),
которые не входили в семью мужа. Конкубинат
получил известное правовое значение
в постклассический период, когда дети,
рожденные в конкубинате, могли быть узаконены
и когда за ними было признано право на
алименты и ограниченное наследственное
право по отношению к отцу.
Связи между мужчиной и женщиной, сходные
с браком. По установлениям римского права,
брак был единственным законным союзом
между мужчиной и женщиной. Все другие
союзы и все другие связи между мужчинами
и женщинами являлись либо запретными,
либо толерантными.
Упоминаемый уже закон o прелюбодеяниях
(lex Julia de adulteriis) запрещал stuprum, adulterium и incestum.
Stuprum возникал при половых отношениях
между свободным мужчиной и незамужней
женщиной, до этого честной; adulterium был
половой связью лиц, из которых хотя бы
одно находилось в браке; инцестом называлась
половая связь между родственниками, которым
запрещалось вступать в брак. Случайные
и временные половые связи с рабами, рабынями,
блудницами и другими женщинами сомнительного
поведения, как правило, не влекли за собой
наказания. Конкубинат также воспринимался
толерантно.
Все это вело к снижению уровня нравственности.
Рационализм с эгоизмом подавляли здоровые
основы брака, который перестает быть
таинством, освящаемым религией или традицией,
и становится зачастую лишь временным
сожительством. Свобода от предначертаний
природы оборачивалась ослаблением семейных
уз.
Прекращение брака. Прекращение брака
могло наступить либо независимо от воли
супругов, либо по их воле. В любом случае
брак прекращался по двум основаниям:
за смертью одного из супругов; при утрате
одним из них правоспособности. Если муж
попадал в плен к неприятелю, а затем возвращался
из плена, то супруги могли восстановить
брак, но это был бы уже новый брак.
Во втором случае (по воле супругов) брак
прекращался разводом. По цивильному праву
инициативой развода, как отмечалось выше,
обладал только муж. В конце республики
ею обладала и жена: браки не только легко
заключались, но и легко расторгались.
Развод мог наступить как по взаимному
согласию супругов, так и по инициативе
одного из них. Требовалось формальное
заявление о расторжении брака, которое
могло быть направлено через вестника,
в письме, лично объявлено супругу в присутствии
семи свидетелей. Последняя процедура
была установлена законом Августа о прелюбодеянии.
До поры до времени римское право стояло
на почве свободы развода. Причем поводами
к расторжению брака могли служить: возведение
мужа в жреческий сан, поступление на военную
службу, болезнь, бесплодие жены.
В поздней империи развод по одностороннему
заявлению допускался в случае нарушения
одним из супругов супружеской верности,
покушения на жизнь супруга и др. Развод
по одностороннему заявлению без уважительной
причины допускался, но сопровождался
наложением штрафа. С утверждением христианства
развод постепенно ограничивается, развод
по обоюдному согласию запрещается. Устанавливается
строгий перечень оснований к разводу:
прелюбодеяние, покушение на жизнь супруга,
сводничество, неспособность к деторождению,
уход в монастырь одного из супругов. Внутрисемейные
отношения поздней империи стали регулироваться
церковным правом.
Укрепление семьи. В конце республиканского
периода в связи с общим кризисом римского
общества, сопровождавшимся резким падением
нравов, частым становится распад семей.
Распространение получил конкубинат.
Освободившись от религиозных и моральных
оков прошлой эпохи, брак сделался легко
расторжимым. Особенно в верхах римского
общества наблюдалась непрочность браков,
массовость разводов, сокращение рождаемости.
В литературе встречается утверждение,
будто бы "предельное упрощение порядка
развода... содействовало перерождению
взглядов на брак как на постоянный, в
принципе – пожизненный союз мужчины
и женщины". Не следует, однако, забывать:
брак без мужней власти с предельно упрощенным
порядком развода был известен в Риме
с древнейших времен. Его широкое распространение
в поздней республике – следствие, прежде
всего, некоторых глyбинных процессов,
развивавшихся в римском обществе, и, в
частности, снижения уровня нравственности.
В период поздней республики и ранней
империи семейные узы ослабляются: свобода
разводов способствовала падению нравов.
Нестабильность брачных связей вынудила
Августа урегулировать весь институт
брачного права социальными законами,
и в 18 году до н.э. император Август издает
закон, карающий за прелюбодеяния (Julia
de adulteriis). Виновникам грозила ссылка на
острова.
При императоре Юстиниане супруга, уличенная
в прелюбодеянии, определялась в монастырь.
Впрочем, муж в течение двух лет мог вернуть
ее себе.
Государственная власть, столкнувшись
с таким явлением, как нежелание супругов
иметь детей, стремилась стимулировать
вступление в брак и рождаемость. В законном
порядке все мужчины в возрасте от 25 до
60 лет, вдовцы того же возраста и все женщины,
включая вдов от 25 до 50 лет, обязаны были
состоять в браке и иметь детей. Не состоявшие
в браке не могли ничего получать по завещанию.
Состоявшие в браке, но не имевшие детей,
могли получить только половину наследства.
Для того чтобы не считаться бездетными,
мужчине достаточно было иметь одного
ребенка, женщине – троих детей, вольноотпущеннице
– четверых.
При Августе были предприняты уникальные
для древности и Средневековья, представляющие
особый интерес и в наше время меры, направленные
на укрепление семьи. Так, была установлена
уголовная ответственность за нарушение
супружеской верности. Не состоявшие в
браке и бездетные ограничивались в праве
наследования. Даже из двух консулов преимущество
по службе получал имеющий больше детей.
Вместе с тем легализировалось сожительство
лиц, которым брак запрещался (браки сенаторов
с вольноотпущенниками). Получил некоторые
черты законного брака конкубинат, в частности,
за детьми от такого брака стали признавать
некоторые права наследования. Сохранялось
свободное расторжение брака, но, если
брак расторгался без основательной причины,
устанавливались имущественные санкции.
При виновности мужа он терял предбрачный
дар. Виноватая в разводе супруга лишалась
приданого. Законодательные меры, принимавшиеся
в поздней республике и ранней империи
по укреплению семьи, были далеки от того,
чтобы считаться "писаным разумом"
и едва ли существенно повлияли на укрепление
семейных устоев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, римское семейное право
представляло собой собрание правовых
установлений, регулирующих отношения
лиц в римской семье: между
мужем и женой, между домовладыкой
и лицами чужого права, а также между опекуном,
попечителем и их подопечным. Основными
и Как видно из реферата римская семья
была довольно развита в социальном и
правовом отношении и имела те же проблемы,
что и современные семьи. Это легкодоступность
половых отношений и легкое расторжение
брака. Не будем забывать, что это скорее
всего и являлось одной из немаловажных
причин развала империи. Аналогичные проблемы
испытывает и современное общество. Поэтому
опираясь на опыт Римской империи нам
предстоит сделать выводы о значимости
семьи в обществе и не допустить подобных
ошибок, дабы не растлить общество в целом
и не потерять, как следствие, целостность
нашей огромной и необъятной родины.
CПИСОК ЮРИДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Новицкий И.Б. Римское право: учебник
/ И. Б. Новицкий; отв. ред. Е.А. Суханов. -
7-е изд., стереотип. - М.: ТЕИС, 2005. - 310 с.
2. Омельченко О.А. Римское право: учебник
/ О. А. Омельченко. - 3-е изд., испр. и доп.
- М.: Эксмо, 2005. - 224 с.
3. Римское частное право: учебник / под
ред. И.Б.Новицкого, И.С. Перетерского. -
М.: Юриспруденция, 2005. - 448 с.
4. Яровая М.В. Римское частное право: учебное
пособие. - СПб.: Питер, 2004. - 192 с.
5. Косарев А. И. Римское
право. М.: Юрид. лит., 1986.
6. Черниловский
З. М. Хрестоматия по всеобщей истории
государства и права. М.: Гардарика, 1996