Шпаргалка по "Международному частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:13, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 44 вопроса по дисциплине "Международное частное право".

Работа состоит из  1 файл

билеты по мчп все.docx

— 456.59 Кб (Скачать документ)

Действует только в отношении перевозок по определенным жд линиям, перечень которых установлен. Ставки провозных платежей определяются нац. и межд. тарифами. Предусмотрены предельные сроки доставки грузов: для грузов большой скорости 400 км, для грузов малой скорости — 300 км. За жд сохранено право устанавливать для отдельных сообщений специальные сроки доставки и доп. сроки при возникновении особых обстоятельств.

Предельный размер ответственности в случае несохранности перевозимых грузов в КОТИФ определен в расчетных единицах Мвф — СПЗ спец. права заимствования (17 СПЗ). Причиненные просрочкой в доставке убытки возмещаются грузовладельцу в пределах трехкратных провозных платежей.

КОТИФ распространяются не только на жд, но и на смешанное жд-водно-воздушное сообщение. Нормы МПК и МГК имеют диспозитивный характер ( возможность изменения условий перевозок посредством отдельных двусторонних соглашений и норм национальных законов). В КОТИФ довольно много специальных коллизионных привязок.

Россия участвует в  многосторонних межд. региональных соглашениях  по жд перевозкам – в Соглашении о межд. грузовом сообщении (СМГС) и Соглашении о межд. пассажирском сообщении (СМПС) 1951 г. (редакция 1992 г.). Участники: бывшие социалистические гос-ва Восточной Европы и Азии, бывшие союзные республики СССР.

Основное предназначение СМГС: для всех железных дорог-участниц оно устанавливает одни условия перевозки и применение единых перевозочных документов.

Соглашение состоит из 8 разделов, регулирующих транспортный процесс - заключение договора перевозки, выполнение этого соглашения, порядок  его изменения, ответственность  жд.

Внешнеторговые грузы  в страны-участницы СМГС отправляют на основании межд. накладной, составленной по правилам, действующим в стране отправления.

СМГС и СМПС содержат императивные унифицированные материально-правовые и коллизионные нормы. Недействительны все двусторонние соглашения, отступающие от правил СМГС и СМПС. Виды специальных коллизионных привязок в этих соглашениях: закон дороги отправления груза; дороги следования груза; дороги, изменяющей договор перевозки. Установлена невозможность для сторон выбора применимого права и иных коллизионных привязок.

Россия имеет целую  систему двусторонних соглашений о  межд. жд грузовом и пассажирском сообщении с разными странами (Турцией, Финляндией, Ираном, Австрией и др.). Провозная плата по всем межд. жд перевозкам России устанавливается по ставкам МТТ межд. таможенный тариф .

Жд перевозки в отсутствие межд. транспортного соглашения не являются межд., а имеют национально-правовой характер. Такая перевозка разбивается на несколько этапов и оформляется несколькими договорами перевозки: следование до пограничной станции – по закону государства места отправления, после пересечения границы – по национальному праву соответствующего иностранного государства и т. д. Межд. жд конвенции могут иметь как межправительственный, так и межведомственный характер.

 

30. Правовой статус наземной транспортной среды неразрывно связан с правовым статусом гос. территории. Автотранспортное средство пересекает границы и следует по дорогам разных гос-в, т. е. существует необходимость установления единообразных правил дорожного движения, единой системы дорожных знаков и сигналов.

 

Межд. автомобильная  перевозка – это перевозка грузов и пассажиров автотранспортным средством на основе межд. договора, при которой пункт отправления находится на территории одного гос-ва, пункт назначения – на территории другого, а также перевозки транзитом. Соглашение о межд. автомобильной перевозке представляет собой особый вид внешнеторговых сделок, особое коммерческое соглашение. Автоперевозки обычно осуществляются не сторонами контракта, а связанными с ними фирмами, которые могут сами заключать договор автоперевозки. Наиболее характерным юридическим признаком этих соглашений является их природа как двойной внешнеторговой сделки.

 

В Европе действует целая  система межд. договоров, регулирующих автоперевозки: Конвенция о дорожном движении 1949 г. (организация дорожного движения) и Протокол к ней о дорожных знаках и сигналах 1949 г.; Конвенция о дорожном движении 1968 г. (единообразная система дорожных знаков и сигналов, единая разметку дорог); РФ участвует в этих соглашениях. Европейское соглашение о межд. дорожной перевозке опасных грузов 1957 г. (ДОПОГ); Европейское соглашение о межд. автомагистралях 1975 г. (СМА).

 

Среди региональных европейских  соглашений основную роль в правовом регулировании межд. автомобильных  перевозок играют Женевская конвенция о договоре межд. дорожной перевозки грузов 1956 г. (КДПГ или ЦМР) и Женевская таможенная конвенция о межд. перевозке грузов с использованием карнетов TIR (книжек МДП)* 1975 г. (Конвенция МДП). СССР присоединился к ней в 1983 году, и с 1 августа 1986 г. перевозки грузов советским автомобильным транспортом регулируются этой конвенцией. Конвенция определяет основные права и обязанности грузовладельца и перевозчика при автомобильной перевозке, порядок приема груза к перевозке и выдачи его в пункте назначения. Установлен также предел ответственности перевозчика при несохранностн груза —25 золотых франков за 1 кг веса брутто. Конвенция действует для РФ.

*документ таможенного транзита, дающий право перевозить грузы через границы государств в опломбированных таможней кузовах автомобилей или контейнерах с упрощением таможенных процедур.

 

В КДПГ произведена унификация условий межд. дорожной перевозки  грузов. Область применения КДПГ –  регулирование взаимоотношений  перевозчика и грузовладельца, порядок  приема груза к перевозке и  его выдача в месте назначения. Сфера действия КДПГ: все договоры дорожной перевозки грузов за вознаграждение, когда место погрузки и место  доставки груза находятся на территории двух разных государств, хотя бы одно из которых является участником Конвенции.

 

В КДПГ закреплены подробные  правила обо всех основных условиях перевозки; установлен перечень перевозок, к которым Конвенция не применяется. Применение Конвенции не зависит  от места жительства и национальности сторон договора. Нормы КДПГ имеют императивный характер. Отступления от ее положений недействительны. КДПГ представляет собой конгломерат материально-правовых и коллизионных норм. Коллизионное регулирование предусматривает применение общих и специальных коллизионных норм: автономия воли, закон суда, закон места отправления и места нахождения груза (общие); закон места нахождения главного управления предприятия ответчика, закон места нахождения конторы, заключившей договор, закон места предъ-явления груза перевозчику (специальные).

 

Конвенция МДП определяет порядок оформления таможенных формальностей  и процедуру таможенного досмотра при межд. дорожной перевозке грузов. Основной атрибут Конвенции – книжка МДП (единый таможенный документ), обладатель которой пользуется преимуществом первоочередного таможенного оформления (знак TIR). В гос-вах-участниках действуют специальные институты гарантийного объединения для защиты лиц, использующих процедуру МДП. В России создана АСМАП – некоммерческая организация, член Межд. союза автомобильного транспорта. АСМАП – это гарантийное объединение российских межд. автомобильных перевозчиков.

 

Перевозки в третьи страны и из них осуществляются на основе «стандартной межд. лицензии», выдаваемой с разрешения ЕКМТ (Европейская Конференция Министров Транспорта 1953), членом которой Россия является с 1997 г.

 

Автоперевозки предполагают обязательное страхование гражданской  ответственности. В Европе с 1953 г. действует  межд. автомобильная страховая карточка (система «зеленой карточки»). Гарантии при причинении вреда третьим  лицам автотранспортным средством  предоставляются и на международном  уровне в соответствии с Гаагской конвенцией о законе, применимом по делам о несчастных случаях на дорожном движении, 1968 г. Конвенция содержит унифицированные международные коллизионные нормы. Основной коллизионной привязкой является материальное право страны, на территории которой произошел несчастный случай. Субсидиарные коллизионные нормы – место регистрации транспортного средства, место обычного жительства потерпевшего.

31. Внедоговорные обязательства — это обязательства, возникающие НЕ на основе соглашения сторон, а в связи с наступлением фактов, предусмотренных в законе, а именно:

  • причинения вреда одним субъектом другому;
  • приобретения или сбережения имущества за счет средств другого лица без достаточных оснований (неосновательное обогащение);
  • совершения некоторых действий в чужом интересе без поручения.

Особенность внедоговорных  обязательств: восстановительная функция.

Основной принцип - коллизии рассматриваются по месту причинения вреда, т.е. по закону гос-ва, на территории которого совершено действие, послужившее основанием для предъявления требования. Иными словами, речь идет о законе места совершения деликта - lex loci delicti commissii.

Одним из первых значительных многосторонних межд. договоров, разрешивших  наряду с прочими коллизионные вопросы  деликтных отношений, был Кодекс Бустаманте.

В числе межд. договоров, в которых решаются вопросы гражданско-правовой ответственности вследствие причинения вреда, большой удельный вес составляют конвенции, посвященные различным  видам перевозок (Гаагская конвенция  от 4 мая 1971).

Причинение вреда является основанием возникновения внедоговорного (деликтного) обязательства в совокупности следующих условий:

  1. Противоправность действия (бездействия), которая выражается в нарушении причинителем вреда и нормы права, и одновременно – субъективного права потерпевшего.
  2. Причинная связь между действием (бездействием) и причинением вреда, выражающаяся в возложении ответственности на причинителя, то есть на лицо, между действиями (бездействиями) которого и наступившим вредом имеется причинно-следственная связь.
  3. Вина причинителя.

Во многих странах коллизии законов в области обязательств вследствие причинения вреда решаются, исходя из одного из старейших начал межд. частного права — закона места совершения правонарушения (lex loci delicti commissi). Выбор права места деликта в качестве ведущей коллизионной нормы закреплен в законодательстве Австрии, Венгрии, Германии.

Проявлением современных  подходов стало комбинированное  применение закона места совершения правонарушения и иных коллизионных правил, отсылающих к законам гражданства, места жительства сторон, места регистрации  транспортного средства.

Английская  доктрина — принцип «двойной подсудности», Австрия, Югославия, Швейцария —  и место причинения, и личный закон  участников отношения. Закон гражданства  участвующих лиц — Италия, Греция, Бельгия, Германия, Россия, Алжир. Или  закон Домициля (постоянного места  жительства), закон места возникновения  вреда — Венгрия. В Испании  — жестко — только место причинения вреда.

При решении коллизионного  вопроса применительно к деликтным обязательствам осуществляется выбор между двумя основными вариантами:

  • применением права страны совершения вредоносного действия,
  • применением права страны потерпевшего, т.е. лица, которому был причинен вред.

Традиционно применяется  закон места причинения вреда, однако применение этого принципа по законодательству ряда стран корректируется возможностью применения права страны потерпевшего, если оно предоставляет лучшие возможности возмещения вреда.

Более сложная ситуация возникает  в случаях, когда вредоносное  действие совершается в одном  гос-ве, а результат наступает в другом гос-ве (загрязнение окружающей среды, авария на атомной электростанции). При отсутствии межд. соглашения между странами, к которым относятся потерпевшие, у них остается лишь возможность обращаться с исками о возмещении вреда в свои отечественные суды, что по ряду причин не может быть реализовано.В ряде гос-в потерпевшему предоставляется возможность выбора между предъявлением иска на основании деликтного обязательства и иска на основании договора.

Статья 1220 ГК РФ устанавливает: «На основании права, подлежащего применению к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, определяются, в частности:

1) способность лица нести  ответственность за причиненный  вред; 2) возложение ответственности  за вред на лицо, не являющееся  причинителем вреда; 3) основания ответственности; 4) способы возмещения вреда; 5) объем и размер возмещения вреда».

В отношении определения  права, подлежащего применению к  обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в ГК РФ предусмотрены две коллизионные нормы:

  1. Третья часть ГК РФ исходит прежде всего из принципа применения закона места деликта (lex loci delicti).

 

  1. «К обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда за границей, если стороны являются гражданами или юр. лицами одной и той же страны, применяется право этой страны. В случае если стороны такого обязательства не являются гражданами одной и той же страны, но имеют место п. 2 ст. 1219).

Принцип регулирования деликтных отношений lex loci delicti commissii как общая коллизионная норма содержится и в отраслевых актах, регулирующих отношения межд. характера.

 

32. К обязательствам, возникающим из внедоговорных отношений, относят обязательства, возникающие из причинения вреда. Эти обязательства обычно называют деликтными обязательствами. Они возникают не из договора, а из неправомерных действий (деликтов). Деликтными правоотношениями признаются правонарушения, в широком смысле это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону.

Содержание деликтного обязательства — обязательства по приведению лица-потерпевшего от неправомерных действий по нарушению его абсолютных прав, за счет и силами нарушителя; имеет правовую форму возмещения убытков, возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью,  компенсации морального вреда.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному частному праву"