Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:56, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 152 вопроса по дисциплине "Международное право".

Работа состоит из  1 файл

mpp2.doc

— 996.50 Кб (Скачать документ)

Привилегии и иммунитета миссии и ее членов аналогичны дип­ломатическим.

77 Понятие и источники права международной безопасности

Появление ядерного оружия и других средств массового уничто­жения потребовало от человечества осознания новых реальностей и пересмотра существующих концепций безопасности. Характер со­временного оружия не оставляет ни одному государству надежд вы­играть войну. Стало очевидным, что безопасность государства уже невозможно обеспечить только военно-техническими средствами, поскольку сегодня любое нарушение мира таит в себе опасность для всей планеты.

Интересы международной безопасности требуют исключить самую возможность возникновения любых войн. Сегодня при разре­шении международных споров необходимо использовать исключи­тельно политические средства, допускаемые международным пра­вом. В этой связи роль международного права состоит не только в поддержании международного мира и безопасности, но и в предот­вращении возникновения новых очагов напряженности и вооружен­ных конфликтов. Особая роль в этой связи принадлежит праву меж­дународной безопасности.

Нормы права международной безопасности закреплены во мно­гих международных договорах, прежде всего — в Уставе ООН, уста­вах региональных организаций коллективной безопасности, догово­рах по разоружению, ограничению вооруженных сил, соглашений о мерах доверия и т.д. Ядро отрасли «право международной безопас­ности» составляют основные принципы международного права, такие, как неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение международных обя­зательств и др. В то же время в праве международной безопасности имеются и свои, отраслевые принципы — принцип равной и одина­ковой безопасности для всех сторон, принцип учета балансов интере­сов, принцип достаточности и др.

 


78 Система всеобъемлющей международной безопасности

 

Система всеобъемлющей международной безопасности включает в себя широкий комплекс международно-правовых средств обеспе­чения международной безопасности, и в частности:

мирные средства разрешения международных споров;

системы коллективной безопасности (универсальную и регио­нальные);

меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению;

неприсоединение и нейтралитет;

меры доверия.

Одной из самых важных мер поддержания международного мира является система коллективной безопасности.

С точки зрения международного права коллективная безопас­ность представляет собой совокупность совместных мероприятий государств и международных организаций по предотвращению и устранению угрозы международному миру и безопасности и пресече­нию актов агрессии и других нарушений мира. Юридически система международной безопасности оформлена международными догово­рами. Различают универсальную и региональные системы коллектив­ной безопасности.

 

79 Универсальная система коллективной безопасности

 

Основным инструментом для сохранения мира и предупрежде­ния возникновения войн является универсальная система междуна­родной безопасности, предусмотренная Уставом ООН. Устав закреп­ляет основы современного мирового правопорядка, принципы взаи­моотношений государств на международной арене и предусматрива­ет целый комплекс мер по сохранению международного мира и пре­сечению актов агрессии. В их числе:

средства мирного разрешения международных споров;

меры по обеспечению мира с использованием региональных ор­ганизаций безопасности;

временные меры по пресечению нарушений международного мира и безопасности;

принудительные меры в отношении государств-нарушителей без использования вооруженных сил;

принудительные меры в отношении государств-агрессоров с ис­пользованием вооруженных сил.

Поскольку различные аспекты этой проблемы уже были предме­том нашего рассмотрения, остановим внимание на исследовании ре­гиональных систем международной безопасности.

81 Предоставление РФ военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности

Участие военного и гражданского персонала в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопас­ности может включать наблюдение и контроль за соблюдением согла­шений о прекращении огня и других враждебных действий, разъеди­нении конфликтующих сторон, разоружение и расформирование их подразделений, производство инженерных и иных работ, ведение в соответствии с Уставом ООН международных принудительных дей­ствий.

Решение о направлении за пределы территории РФ отдельных военнослужащих для участия в миротворческой деятельности прини­мается Президентом РФ. Решение о направлении за пределы терри­тории РФ воинских формирований для участия в миротворческой деятельности принимается Президентом РФ на основе постановле­ния Совета Федерации. Решение о направлении за пределы террито­рии РФ гражданского персонала принимается Правительством РФ.

Решение о направлении за пределы территории РФ воинских формирований вооруженных сил для участия в международных при­нудительных действиях принимается Президентом РФ на основе по­становления Совета Федерации и в соответствии с ратифицирован­ным международным договором или федеральным законом.

Решение о направлении за пределы территории РФ воинских формирований для участия в международных принудительных дей­ствиях с использованием вооруженных сил, предоставляемых в рас­поряжение Совета Безопасности, ООН на основе соглашения с Со­ветом Безопасности принимается в соответствии с решением Совета Безопасности Президентом РФ на основе постановления Совета Фе­дерации и в соответствии с ратифицированным международным до­говором или федеральным законом.*

83 Сокращение обычных вооруженных сил в Европе

 

В 1990 г., стремясь заменить военную конфронтацию новым ха­рактером отношений безопасности между всеми государствами на основе мирного сотрудничества, европейские государства, в том числе СССР, заключили Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Договор ратифицирован РФ в 1992 г. и вступил в силу.

Составной частью Договора являются: Протокол о существую­щих типах обычных вооружений и техники; Протокол о процедурах, регулирующих переклассификацию конкретных моделей или вари­антов учебно-боевых самолетов в невооруженные учебные самолеты; Протокол о процедурах, регулирующих сокращение обычных воору­жений и техники, ограничиваемых Договором об обычных вооружен­ных силах в Европе; Протокол о процедурах, регулирующих класси­фикацию боевых вертолетов и переклассификацию многоцелевых ударных вертолетов; Протокол об уведомлениях и обмене информа­цией; Протокол об инспекциях; Протокол о совместной консульта­тивной группе; Протокол о временном применении некоторых поло­жений Договора об обычных вооруженных силах в Европе.

Договор касается следующих пяти категорий обычных вооружен­ных сил: боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерия, боевые самолеты и боевые вертолеты. При подписании Договора государства, в том числе и РФ, предоставили другим участникам уведомление о максимальных уровнях наличия у них обычных воору­жений и техники.

Районом применения Договора объявлена вся сухопутная терри­тория государств-участников в Европе от Атлантического океана до Уральских гор. Внутри этого района выделены еще четыре района, в пределах которых государства ограничивают и при необходимости сокращают численность своих боевых танков, боевых бронирован­ных машин, артиллерии, боевых самолетов и ударных вертолетов таким образом, чтобы через 40 месяцев после вступления в силу Договора суммарные количества не превышали определенного уров­ня численности вооруженных сил. При эгом танки, бронемашины и артиллерия, не находящиеся в регулярных частях, помещаются в обозначенные места складского хранения и располагаются только в определенном районе.

Сокращения вооруженных сил по Договору осуществляются в три этапа и завершаются не позднее чем через 40 месяцев после вступления в силу Договора таким образом, чтобы:

к концу первого этапа сокращений государства обеспечили, чтобы в каждой из категорий обычных вооружений и техники, огра­ничиваемых Договором, по крайней мере 25 процентов общей нормы сокращения было сокращено;

к концу второго этапа сокращений государства обеспечили, чтобы в каждой из категорий обычных вооружений и техники, огра­ничиваемых Договором, по крайней мере 60 процентов общей нормы сокращения было сокращено;

к концу третьего этапа сокращений, т.е. не позднее чем через 40 месяцев после вступления в силу Договора, государство-участник сократило свою общую норму сокращения в каждой из категорий обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором.

Процесс сокращения, включая результаты переоборудования обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором, для невоенных целей, как во время периода сокращения, так и в течение 24 месяцев, следующих за периодом сокращения, подлежит инспек­ции без права отказа в соответствии с Протоколом об инспекциях.

В целях обеспечения контроля за соблюдением положений Дого­вора каждое государство-участник предоставляет уведомления и об­менивается информацией, касающейся его обычных вооружений и техники, в соответствии с Протоколом об обмене информацией.

Договор является бессрочным. Однако государство в порядке осуществления своего национального суверенитета имеет право выйти из Договора, если оно решит, что исключительные обстоятель­ства поставили под угрозу его высшие интересы.


84 Меры доверия

Важную роль в предотвращении угрозы войны играет институт мер доверия. Меры доверия представляют собой систему организа­ционно-правовых мероприятий, осуществляемых в целях снижения военной опасности и обеспечения доверия между государствами.

Начало развития институту мер доверия было положено Согла­шением между СССР и США о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны 1971 г. и Соглашением о предотвра­щении ядерной войны 1973 г., по которым устранение опасности ядерной войны было объявлено целью политики двух великих держав и в случае риска возникновения ядерного конфликта стороны обяза­лись приступать к немедленным консультациям.

Действующая в Европе система мер доверия основана прежде всего на положениях документов СБСЕ и включает в себя широкий комплекс мероприятий — меры по обеспечению взаимодействия и связи между государствами, уведомления о военной деятельности и направление наблюдателей на военные учения и т.д.

Заключительный акт 1975 г., в частности, предусматривает осу­ществление следующих мер доверия между государствами СБСЕ:

предварительное (за 21 день) уведомление о крупных военных учениях, в которых участвуют свыше 25 тыс. чел.;

обмен наблюдателями на военных учениях;

предварительное уведомление о крупных передвижениях войск.

Меры доверия, зафиксированные в Заключительном акте, были усовершенствованы Итоговым документом Стокгольмской конфе­ренции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружения в Европе 1986 г., устанавливающим:

предварительное (за 42 дня) уведомление об определенных видах военной деятельности (например, уведомлению подлежит военная деятельность, в которой участвуют свыше 13 тыс. чел. или 300 танков или 3 тыс. десантников);

осуществление наблюдения и контроля за определенными вида­ми военной деятельности. Государства приглашают наблюдателей из всех других участников за деятельностью, в которой участвуют свыше 17 тыс. военнослужащих или 5 тыс. десантников. При этом наблюда­телям во время выполнения их функций предоставляются диплома­тические привилегии и иммунитета;

обязательный обмен ежегодными планами военной деятельнос­ти, подлежащей уведомлению;

запрет проводить деятельность, подлежащую уведомлению, но не включенную в соответствующие планы,

обеспечение проверки соблюдения мер доверия Государства СБСЕ вправе проводить по запросу инспекции в зоне применения мер доверия (но не более трех в год и не более одной от каждого участника).

Венские документы СБСЕ 1990 и 1992 гг. существенно расширили как перечень мер доверия, так сферу их применения, и в настоящее время система мер доверия включает в себя новые институты (ин­спекции на месте, технический контроль и т.д.).

Новым направлением в развитии института мер доверия является концепция открытого неба.

В соответствии с Договором по открытому небу 1992 г. (в силу пока не вступил) государства обязались содействовать большей от­крытости в их военной деятельности, для чего предоставили друг другу право проводить определенное число наблюдательных полетов невооруженных самолетов над своей территорией. Учреждается также Консультативная комиссия по открытому небу, рассматриваю­щая вопросы по соблюдению Договора.

85 Понятие и источники международного гуманитарного права

 

Принцип уважения прав и свобод человека, зафиксированный в Уставе ООН, был детализирован и закреплен в виде конкретных международно-правовых норм в договорах и соглашениях, таких, как Конвенция о предупреждении преступления геноцида и нака­зании за него 1948 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., Конвенция о политических правах женщин 1953 г., Между­народная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискримина­ции 1966 г.. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Дополнительные протоколы I и II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., Конвенция о правах ре­бенка 1989 г. и др.

Объем урегулированных международными нормами отношений и качество их регламентации свидетельствуют о том, что в современ­ном международном праве сформировалась новая отрасль, отражаю­щая результаты сотрудничества государств в гуманитарной сфере — международное гуманитарное право. Нормы этой отрасли зафикси­рованы в различных источниках международного права, отличаю­щихся по своей юридической силе, сфере действия, составу участни­ков, характеру регулирования прав и свобод человека и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"