Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:56, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 152 вопроса по дисциплине "Международное право".

Работа состоит из  1 файл

mpp2.doc

— 996.50 Кб (Скачать документ)

Международные деликты, таким образом:

не носят характера преступлений и не имеют общественной опас­ности международных преступлений и преступлений международно­го характера;

могут совершаться любыми субъектами международных правоот­ношений, нарушающими положения международно-правовых норм;

влекут ответственность субъектов, которая может выражаться и в форме самоограничений, следующих в результате официального признания противоправности поведения субъекта.


57 Виды и формы международно-правовой ответственности государств

Различают два вида ответственности государств: материальная и нематериальная. Последнюю иногда называют политической ответ­ственностью, но, на мой взгляд, это неточно. Дело в том, что между­народно-правовая ответственность в силу специфики данной право­вой системы всегда выступает в политической форме. В то же время некоторые виды нематериальной ответственности (например, ресто­рация) выступают в виде конкретных материальных действий. Так что деление ответственности на материальную и нематериальную в достаточной степени условно и проводится больше в учебных целях.

Материальная ответственность выражается в форме реституций и репараций.

Реституция представляет собой возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре (возвращение непра­вомерно захваченного имущества, транспортных средств и т.д.). Раз­новидностью реституции является субституция — замена неправо­мерно уничтоженного или поврежденного имущества аналогичным по стоимости и назначению.

Репарация — это возмещение материального ущерба, причинен­ного правонарушением, деньгами, товарами, услугами. Репарация осуществляется, когда восстановление прежнего положения в форме ресторации невозможно и преследует цель возмещения вреда.

Репарации коренным образом отличаются от контрибуций. Кон­трибуции налагались государством-победителем в качестве «возмещения военных издержек» независимо от того, являлось оно потер­певшим или государством-агрессором. Репарации же — это всегда правомерное возложение обязанности возместить ущерб на правона­рушителя. В настоящее время контрибуции запрещены международ­ным правом.

Нематериальная ответственность выражается в форме рестора­ции, сатисфакции, ограничений суверенитета и декларативных ре­шений.

Ресторация представляет собой восстановление правонарушите­лем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных послед­ствий этого (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим имущественных расходов).

Сатисфакция предполагает удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (мо­рального) ущерба. Это могут быть официальные выражения сожале­ния и сочувствия, оказание почестей флагу потерпевшего государст­ва, исполнение гимна государства в торжественной обстановке, при­несение извинений, официальное признание факта правонарушения и т.д. Сатисфакция, как правило, сопровождает действия, осущест­вляемые в порядке ресторации.

Ограничения суверенитета государства выступают в различных формах. Наиболее ярким примером этого вида ответственности могут служить меры, принятые в отношении фашистской Германии по окончании Второй мировой войны. Германия, в частности, лиши­лась значительной части своей территории, на оставшейся был уста­новлен режим послевоенной оккупации. Была произведена демили­таризация Германии, а ее вооруженные силы были распущены. Был ликвидирован ряд государственных институтов, а некоторые учреж­дения признаны преступными. Отменялось действие многих норма­тивных актов. И, наконец, привлекались к уголовной ответственности высшие должностные лица Германии, а также служащие преступных организаций и военные преступники.

Декларативные решения выражаются в форме решения междуна­родного органа (например, суда) или организации, признающих какое-либо деяние международным правонарушением.

58 Международная уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и человечности

Международно-правовая ответственность государства-агрессора за нарушение мира и безопасности дополняется мерами ответствен­ности физических лиц за нарушение ими норм об обеспечении мира, законов и обычаев войны. Различают две группы субъектов преступ­лений:

1) главные военные преступники (главы государств, политики, военные и т.п.), которые несут ответственность как за свои преступ­ления, так и преступления рядовых исполнителей;

2) непосредственные исполнители преступлений, выполняющие преступные приказы или совершающие преступления по своей ини­циативе.

Судить военных преступников могут как специально созданные международные суды (международные военные трибуналы), так и национальные суды тех государств, на территории которых эти лица совершали преступления.

Первая попытка привлечь к международной уголовной ответст­венности военных преступников была предпринята после Первой мировой войны. Согласно положениям Версальского мирного дого­вора 1919 г. должен был состояться суд над кайзером Германии Виль­гельмом II, однако после войны он бежал в Нидерланды. Правитель­ство этой страны отказалось его выдать.

На состоявшихся во время Второй мировой войны конференциях руководителей стран антигитлеровской коалиции (Тегеран, Ялта) было принято решение подвергнуть всех преступников войны спра­ведливому и быстрому наказанию. Уставы международных военных трибуналов, принятые в 1945 г., сформулировали составы преступле­ний, за совершение которых физические лица должны подвергаться международной уголовной ответственности, и зафиксировали про­цессуальные нормы деятельности международных военных трибу­налов.

Уставами и приговорами трибуналов были установлены следую­щие виды международных преступлений:

преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание, ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, а также учас­тие в общем плане или заговоре, направленных на осуществление этих действий;

военные преступления, а именно: нарушение законов и обычаев войны, к которым относятся убийства, истязания, увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупируемой террито­рии; убийства, истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов и деревень и дру­гие преступления;

преступления против человечности, а именно: убийства, истреб­ление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, пресле­дования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления любого преступления, подлежащего юрисдик­ции трибунала независимо от того, являлись ли эти действия наруше­нием внутреннего права страны, где были совершены, или нет.

Перечень преступлений, установленный уставами и приговорами международных военных трибуналов, не является исчерпывающим. Он был дополнен Женевскими конвенциями 1949 г., нормами Допол­нительного протокола I, положениями других международных доку­ментов.

Согласно нормам международного права военным преступникам не может быть предоставлено убежище. Конвенция о неприменимос­ти срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. установила правило о неприменимости срока давности к военным преступлениям независимо от времени их совер­шения, а к преступлениям против человечности — также и от того, были они совершены в военное или в мирное время.

Что касается ответственности за исполнение преступных прика­зов, то Устав Международного военного трибунала по наказанию главных военных преступников 1945 г. зафиксировал норму — «тот факт, что подсудимый действовал по распоряжению правительства или приказу начальника, не освобождает его от ответственности».

В 1993 г. Советом Безопасности ООН было принято решение о создании Международного уголовного трибунала по преступлениям, совершенным на территории бывшей Югославии. Был утвержден Устав трибунала, а в 1995 г. начался процесс над руководителями некоторых государств. В 1994 г. резолюцией 955 Совет Безопасности ООН учредил Международный уголовный трибунал для Руанды для преследования лиц, виновных в геноциде и других серьезных наруше­ниях международного гуманитарного права в течение 1994 г. Дея­тельность трибуналов для Югославии и для Руанды стала заметным шагом в формировании международного уголовного права.


59 Санкции в международном праве

Понятие международно-правовых санкций

Каждое государство имеет право охранять свои интересы всеми допустимыми правом средствами, в том числе мерами принудитель­ного характера. Одной из форм принуждения в международном праве являются международно-правовые санкции.

Исторически санкции первоначально применялись в порядке самопомощи. По мере усложнения системы международных отношений появилась потребность в более тесной интеграции государств. Создается система международных организаций, имеющих функци­ональную правосубъектность, поэтому их право на принуждение носит вторичный и специальный характер. Будучи элементом правосубъектности международной организации, право на принуждение означает возможность применять принудительные меры только в тех сферах межгосударственных отношений, которые относятся к компе­тенции организации и лишь в определенных уставом пределах.

Санкции — это принудительные меры как вооруженного, так и невооруженного характера, применяемые субъектами международ­ного права в установленной процессуальной форме в ответ на право­нарушение с целью его пресечения, восстановления нарушенных прав и обеспечения ответственности правонарушителя.

Санкции не могут иметь превентивного действия; их цель — за­щита и восстановление уже нарушенных прав субъектов междуна­родного права. Никакие ссылки на национальные интересы государ­ства в качестве оправдания применения санкций не допускаются.

Нужно отметить, что характер международно-правовых санкций могут носить лишь меры, применяемые только в ответ на правонару­шения. Ответные меры, являющиеся реакцией субъекта на недруже­ственный акт, пусть даже и совпадающие по форме с таковыми, санкциями не являются.

Соотношение ответственности и санкций в международном праве

Международно-правовые санкции (в отличие от большинства видов внутригосударственных санкций) не являются формой между­народной ответственности: категории международного права не всегда идентичны понятиям национального законодательства.

Санкции в международном праве отличаются от ответственности следующими чертами:

санкции — это всегда действия потерпевшего (потерпевших), применяемые к правонарушителю, в то время как ответственность может выступать в форме самоограничений правонарушителя;

санкции, как правило, применяются до реализации мер ответст­венности и являются предпосылкой ее возникновения. Целью сан­кций является прекращение международного правонарушения, вос­становление нарушенных прав и обеспечение осуществления ответ­ственности;

санкции применяются в процессуальном порядке, отличном от того, в каком осуществляется международно-правовая ответствен­ность;

санкции являются правом потерпевшего и выражаются в формах, свойственных этим правомочиям. Их применение не зависит от воли правонарушителя;

основанием применения санкций является отказ прекратить не­правомерные действия и выполнить законные требования потерпев­ших субъектов.

Таким образом, международно-правовые санкции — это дозво­ленные международным правом и осуществляемые в особом процес­суальном порядке принудительные меры, применяемые субъектами международного права для охраны международного правопорядка, когда правонарушитель отказывается прекратить правонарушение, восстановить права потерпевших и добровольно выполнить обяза­тельства, вытекающие из его ответственности.

60 Понятие и источники права международных договоров

Международные договоры образуют правовую основу межгосу­дарственных отношений, являясь средством поддержания всеобщего мира и безопасности, развития международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и сво­бод человека, в обеспечении законных интересов государств и других субъектов международного права.

Право договоров представляет собой отрасль международного права, включающую в себя нормы о создании, действии и прекраще­нии международных договоров.

Нужно сказать, что право договоров — одна из самых кодифици­рованных отраслей международного права. На специально созван­ных международных конференциях были разработаны Венская кон­венция о праве международных договоров 1969 г. и Венская конвен­ция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. Эти и другие документы регламентируют порядок заключения, ис­полнения и прекращения действия международных договоров.

61 Влияние войны на международные договоры

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"