Система международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:20, контрольная работа

Описание

Цель данной работы рассмотреть тему: система международного права. Для достижения поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи: Понятие международного права как особой системы права; Система и структура международного права; Нормы международного права.

Работа состоит из  1 файл

контра.docx

— 39.70 Кб (Скачать документ)

 

                                    Введение

 Профессионализм юриста заключается в его знании и умении ориентироваться в различных отраслях права. Международное право занимает важное место среди отраслей права.

Система международного права представляет собой комплекс внутренне взаимосвязанных  элементов: общепризнанных принципов, норм международного права, решений  международных организаций, рекомендательных резолюций международных организаций, решений международных судебных органов и т.д.Все упомянутые элементы системы в различных сочетаниях составляют отрасли международного права (морское право, дипломатическое право, право международных договоров и т. д.). Системе международного права присуща характерная для нее структура. Под структурой понимаются внутренняя организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их взаимосвязи. Каждая отрасль представляет собой самостоятельную систему, которая может считаться подсистемой в рамках целостной, единой системы международного права. Материальным системообразующим фактором для международного права служит система международных отношений, которую оно призвано обслуживать. Основными юридическими и морально-политическими системообразующими факторами выступают цели и принципы международного права. Из вышеизложенного следует, что система международного права – это совокупность взаимосвязанных элементов, общепризнанных принципов, юридических норм, а также институтов международного права.

Объектом  данной работы являются общественные международные отношения, складывающиеся между гражданами и организациями  различных стран.

Предметом являются нормативно правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, иные источники права, регулирующие международные отношения.

Всестороннее познание и системное изучение международного права имеет важное практическое значение для подготовки юристов высшей квалификации.

Цель  данной работы рассмотреть тему: система  международного права. Для достижения поставленной цели мы ставим перед  собой следующие задачи: Понятие  международного права как особой системы права; Система и структура  международного права; Нормы международного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Понятие международного права как особой системы права

Международное право — это самостоятельная, специфическая система права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм по регулированию сотрудничества между государствами и международными организациями как субъектами международного права. (Международным частным правом регулируются отношения с участием физических и юридических лиц.) Соблюдение норм международного права обеспечивается в случае необходимости принуждением, осуществляемым государствами, а также межгосударственными организациями.

Можно выделить следующие особенности международного права, отличающие его от внутригосударственного права.

Предметом регулирования международного права  являются отношения суверенных и  независимых друг от друга субъектов. Внутригосударственное право регулирует отношения между субъектами внутри отдельного государства, как правило, в пределах государственной территории и в рамках внутренней компетенции.

Субъектами  международного права являются государства, нации и народы, борющиеся за свою независимость, а также международные  организации. Необходимо отметить, что  понятием «субъекты международного права» охватываются все организации, действующие в рамках межгосударственной системы (например, объединение государств, не составляющих межгосударственную организацию), а также международные комиссии, суды и т.д. Однако в своей деятельности они руководствуются нормами  международного права. Нормы международного права адресованы в непосредственном виде суверенным субъектам. Другие субъекты межгосударственной системы, не являющиеся суверенными субъектами международного права, создаются государствами, и  именно через государства и с  помощью государств международное право регулирует поведение этих участников международных правоотношений. Международное право имеет свой предмет регулирования, отличный от предмета регулирования внутригосударственного права. Это отношения между субъектами межгосударственной системы. Правовым параметром поведения государств и других субъектов международного права в межгосударственной системе являются общепризнанные стандарты должного поведения, устанавливаемые международным правом. Субъектами внутригосударственного права являются государство, государственные органы и должностные лица, граждане и другие физические лица, находящиеся на его территории, а также организации.1

Нормы международного права и внутригосударственного права существуют в различных юридических формах. Международно-правовые нормы выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, документов международных организаций. Внутригосударственные нормы содержатся в законах, указах, постановлениях и других внутригосударственных нормативных правовых актах. К источникам внутригосударственного права относятся и государственно-правовые договоры (соглашения Российской Федерации и ее субъектов).

Нормы международного права создаются  субъектами международного права на основе свободного волеизъявления равноправных участников международных отношений. Нормы внутригосударственного права  создаются в результате государственно-властной деятельности (законотворческой деятельности, а также иной нормотворческой  деятельности государственных органов  и должностных лиц).

Исполнение  норм внутригосударственного права  обеспечивается государственными органами. Особенностью международного права  является то, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов, осуществляющих принуждение. Исполнение норм международного права, а в случае необходимости и принуждение, производится самими субъектами международного права (индивидуально или коллективно). Поскольку в межгосударственной системе не существует судебных и исполнительных органов, идентичных тем, какие существуют в государствах, функционирование международного права и прежде всего его применение существенно отличается от функционирования и применения внутригосударственного права. Главную роль в функционировании международного права играют государства, а также международные организации. В рамках миропорядка на основе верховенства права предусматривается, что все межгосударственные споры подлежат разрешению через Международный суд. О значимости установления верховенства права в международных отношениях было заявлено в Декларации тысячелетия, принятой на Саммите тысячелетия в сентябре 2000 г.

В постановочном плане концепция  верховенства права соизмерима с концепцией примата международного права.

В современном международном праве  следует считать уже устоявшейся  концепцию примата (преимущественного значения) норм международного права в процессе взаимодействия с нормами внутригосударственного права. Для обеспечения примата международного права в политике необходимо повышение роли международных механизмов функционирования международного права, включая международные организации, прежде всего ООН, международные суды и арбитражи, контрольные органы, наблюдающие за исполнением государствами их международных обязательств. Поскольку национальное право государств оказывает существенное влияние на эффективность международного права, необходимо, чтобы право каждого государства соответствовало международному праву. Это требование международного права вытекает из принципа добросовестного выполнения международных обязательств. Фактическая реализация норм международного права на территории государств осуществляется путем их трансформации в нормы внутригосударственного права и определяется как имплементация международного права. С целью приведения национальных нормативных правовых актов в соответствие с нормами международного права государства принимают национальные законодательные акты в форме законов (законы, акты о ратификации международных договоров), воспроизводящие нормы международного права или провозглашающие их действие на территории государства. В Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст.5 ФЗ «О международных договорах» составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.2

Нормы аналогичного содержания содержатся и  в конституциях других государств (например, США, Испании). Подписав международный договор, государство берет на себя обязательство обеспечить его исполнение. Государство не может, ссылаясь на нормы своего национального права, отказаться от выполнения международного договора, участником которого оно является (ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). В случае коллизии между нормой внутригосударственного права и нормой международного права применяются нормы международного права (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Концептуально, в параметрах установленного приоритета норм международного права по отношению к нормам внутригосударственного права, представляется необходимым проводить различие между международным правом как отраслью права и наукой международного права как совокупностью научных знаний, системой взглядов о международном праве. Наука международного права наряду с действующим международным правом рассматривает и его теоретические проблемы: истории международного права, его характера, роли в межгосударственной системе и обществе в целом, перспективы развития международного права и др. На базе научных знаний о международном праве сложилась учебная дисциплина международного права, которая является неотъемлемой частью юридического образования. Международное право как явление общественной жизни постоянно развивается, что отражается на его структуре — происходит формирование отдельных отраслей, институтов, норм и принципов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Система и структура международного  права

Система международного права представляет собой комплекс юридических норм, характеризующийся  принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты).

Материальным системообразующим фактором для международного права служит система международных отношений, которую оно призвано обслуживать. Основными юридическими и морально-политическими системообразующими факторами выступают цели и принципы международного права.

Системе международного права  присуща характерная для нее  структура. Под структурой понимается внутренняя организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их взаимосвязи. Иными словами, это внутренняя форма системы, определенная упорядоченность ее частей. Устойчивость целого зависит от устойчивости связей между его частями. От характера связей зависит характер системы в целом.

Таким образом, система международного права опирается на комплекс целей  и принципов, обладает характерной  для нее структурой, определенными  методами формирования и функционирования, развивается в соответствии с  присущими ей закономерностями. Существование  этой системы объективно обусловлено, поскольку лишь в качестве достаточно организованной системы современное  международное право в состоянии  выполнять свои функции.

То обстоятельство, что  система международного права —  сравнительно новое явление, не раз  констатировалось в доктрине, например, известным юристом из Финляндии  Э. Кастреном. В прошлом существовали разрозненные комплексы норм, регулировавшие либо локальные отношения (союзные договоры), либо общие отношения, обеспечивая в них элементарные правила (дипломатические привилегии). Общих целей и принципов, определяющих характер взаимодействия, международное право не содержало, относилось одинаково к целям мира и целям войны. Критерием была практика прежде всего великих держав. Международное право было беспредельно диспозитивным. Два или несколько государств могли в своих взаимоотношениях отменить действие практически любой международно-правовой нормы.

Современное международное  право определило основные цели взаимодействия государств, а тем самым и международно-правового  регулирования. В результате оно  стало определять не только формы, но и содержание взаимодействия государств.

Сложившийся комплекс основных принципов международного права  объединил, организовал и соподчинил ранее разрозненные группы норм. Международное  право перестало быть только диспозитивным, появился комплекс императивных норм,т.е. общепризнанных норм, от которых государства не вправе отступать в своих отношениях даже по взаимному согласию.

Появился еще один признак  системы — иерархия норм, установление их соподчиненности. Иерархия норм дает возможность определить их место и роль в системе международного права, упростить процесс согласования и преодоления коллизий, что необходимо для функционирования системы.

Особого внимания заслуживает  то обстоятельство, что в международном  праве усиливается регулирование  процессов создания и имплементации  норм. Постепенно формируется международное  процессуальное право, что является признаком зрелости правовой системы.

Первичный элемент системы  международного права — норма. Она  является моделью определенного  международного отношения, система  же международного права — нормативная  модель системы международных отношений. Эти модели воздействуют на международные  отношения в целях максимального  приближения их к своему содержанию.

Система может быть регулятором  отношений, потому что отдельные  группы норм в ее составе решают свои специфические задачи. Нормы  влияют друг на друга и предполагают друг друга. Поэтому система должна быть внутренне согласованной, ее части не могут находиться в противоречии. Для такого чрезвычайно многообразного явления, как международное право, это задача не из легких.

Информация о работе Система международного права