Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 23:37, контрольная работа
Субъекты международного права — это акторы (действующие субъекты, субъекты политики), которые в силу юридических норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей, и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность. Таковыми являются: государства; международные организации ;нации, борющиеся за независимость ;Государственно-подобные образования; физические лица (индивиды) - в ограниченном объеме. Основные признаки субъектов международного права: 1) субъекты международного права — это лица, участники международных отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей.
Понятие и виды субъектов международного права…………………………… 1
Характеристика государств – субъектов международного права. Виды государств.………………………………………………………………………5
Задача…………………………………………………………………………...13
Список использованной литературы…………………………………………18
Содержание
Понятие и виды субъектов международного права…………………………… 1
Характеристика государств
– субъектов международного права.
Виды государств.…………………………………………………
Задача………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………18
Задание 1. Понятие и виды субъектов международного права.
Субъекты
международного права — это акторы (действующие
субъекты, субъекты политики), которые
в силу юридических норм могут выступать
в качестве носителей субъективных юридических
прав и обязанностей, и несущие в необходимых
случаях международно-правовую ответственность.
Виды субъектов международного права
Субъекты
международного права могут быть: постоянными
или временными.
Постоянными
субъектами являются государства.
Субъекты международного права обладают деликтоспособностью, т.е. способностью нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения. Так, согласно ст. 31 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. государство флага несет ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, или положений Конвенции, или других норм международного права. В соответствии со ст. II Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете.
Все
субъекты международного права являются
носителями соответствующих прав и обязанностей.
Это свойство называется правосубъектностью,
которая включает два основных структурных
элемента (в общей теории права добавляется
правовой статус):
Задание 2. Характеристика государств – субъектов международного права. Виды государств.
В отличие от физических и юридических
лиц («полноправных» субъектов МЧП), государство,
как уже было отмечено, будет субъектом
МЧП только при участии с другой стороны
в сделке физического или юридического
лица. Это не значит, что государство с
государством не может заключить договор
купли-продажи или любые другие договоры.
Важно понимать, что межгосударственное
общение определяется нормами международного
публичного права. В случае возникновения
спора, он будет решаться, например, в соответствии
со ст. 33 Устава ООН в Международном Суде
ООН, который рассматривает межгосударственные
споры. Применимым будет международное
публичное право, при этом сам вопрос о
выборе «компетентной» национальной правовой
системы не возникнет.
В силу суверенного равенства каждое государство пользуется международным иммунитетом - изъятием из-под действия национальной правовой системы. Различают несколько видов иммунитета государств1 В юридической литературе освещается теория ограниченного иммунитета, противопоставляемого абсолютному иммунитету, см.: Богуславский М.М. Международное частное право. М.: Юристь, 1998.:
- судебный иммунитет (
Вышеперечисленные виды иммунитетов обладают общей чертой: необходимостью получить согласие государства для осуществления определенных действий со стороны другого государства. Без согласия государства весьма затруднительно привлечь его в качестве ответчика к участию в судебном разбирательстве, или наложить арест на имущество, или принудительно исполнить решение.
Для преодоления иммунитетного «барьера» физические и юридические лица, вступающие в отношения с государством, должны предусматривать в соответствующих международных контрактах, заключаемых с иностранными государствами, специальные положения, в которых государство - участник сделки принимает на себя обязательство отказа от судебного иммунитета (или иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска, или иммунитета от судебного исполнения решения).
Участие Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях закреплено и главе 5 ГК РФ. Учитывая, что в ч.4 п.1 ст.2 ГК РФ содержится общая норма, распространившая гражданское законодательство РФ на отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, правила, закрепленные в главе пятой, следует распространять и на участие РФ в гражданско-правовых отношениях международного характера.
От имени Российской Федерации в гражданских
правоотношениях могут выступать органы
государственной власти в соответствии
с компетенцией, определенной соответствующими
нормативными актами. Согласно Конституции
РФ, органами государственной власти являются
Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство
Российской Федерации, а также федеральные
органы исполнительной власти (федеральные
министерства, государственные комитеты,
федеральные службы, департаменты и другие
органы). Таким образом, если Министерство
внешнеэкономических связей Российской
Федерации заключает договор международной
купли-продажи с австрийской фирмой; то
участником договора является государство
-- Российская Федерация со всеми вытекающими
юридическими последствиями.
При этом законодательство РФ содержит генеральную норму об отказе, как самого государства -- Российской Федерации, так и субъектов РФ и муниципальных образований, обладающих публичной властью, от иммунитета в сфере гражданских правоотношений. Эта норма содержится в п.1 ст. 124 ГК РФ, включающем положение о том, что указанные субъекты выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками гражданами и юридическими лицами. К таким специфическим субъектам гражданского права, как Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, для которых занятие предпринимательской (или хозяйственной без извлечения прибыли) деятельностью является скорее исключением, чем осуществлением их функционального назначения, в гражданском законодательстве (прежде всего в ГК) установлены специальные нормы, посвященные регулированию отношений с их участием. Это нормы о праве государственной и муниципальной собственности, о приватизации государственного и муниципального имущества и другие. Содержащиеся в них правила регулируют все гражданские правоотношения, в том числе и составляющие предмет МЧП.
Нормой, специально посвященной регулированию гражданских отношений с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств, является ст. 127 ГК РФ. Содержащееся в ней положение является отсылочным и содержит правило о том, что особенности ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в международных гражданско-правовых отношениях определяются законом об иммунитете государства и его собственности.
К сожалению, пока в России такой закон ещё не принят. Однако в уже принятые в последние годы российские законы включены специальные нормы об иммунитете государства. Так, например, в Федеральном Законе «О соглашениях, о разделе продукции» 1995г. в ст.23 содержится положение о том, что в соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен отказ Российской Федерации от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного решения.
В заключение исследования вопроса об участии государства в гражданских правоотношениях международного характера следует сказать, несколько слов о деятельности торговых представительств, которые до недавнего времени в полном объеме, а с 1996 года значительно сократившись в количестве, представляют за рубежом интересы российского государства в области внешнеэкономической деятельности. Торговое представительство имеет статус государственного органа, следовательно, обладает международным иммунитетом со всеми особенностями, присущими государству. Постановлением Правительства РФ от 26 августа 1996г. с целью «оптимизации системы управления внешнеэкономическими связями Российской Федерации» было принято решение о ликвидации торговых представительств. Их насчитывалось около 130, а после указанного акта осталось 47. Впоследствии планируется оставить не более 20 торговых представительств. Не вдаваясь подробно в политическую и экономическую оценку указанного реформирования (которое, к сожалению, порождает структурный кризис, не изменяя модели внешнеэкономических связей России), следует лишь, обратить внимание на действие Положения о торговых представительствах СССР за границей 1989г., которое до настоящего времени сохраняет силу и регулирует деятельность оставшихся торговых представительств.
Виды государств
Политическая власть многообразна по формам и средствам проявления. Для отражения различных аспектов ее функционирования используются такие понятия, как «политическая система», «форма правления», «политический режим».
Форма
государственного устройства - модель
(способ) территориальной организации
государства или государств, образующих
союз. Определяет закреплённый в конституции
страны способ взаимосвязи государства
и его составных частей (территорий), характеризующий
территориальную организацию государственной
власти.