Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 16:50, реферат
Цель данной работы является – изучение таможенного права Европейского Союза. Для достижения поставленной цели в ходе исследования темы работы предполагается решение следующих задач:
- рассмотреть основные этапы становления Европейского Союза;
- проанализировать таможенный кодекс Европейского Союза;
- изучить таможенный тариф Европейского Союза;
- раскрыть таможенную стоимость;
- рассмотреть модернизированный Таможенный Кодекс ЕС.
Введение………………………………………………………………………...3
1.Основные этапы становления Европейского Союза……………………….4
2.Таможенный кодекс Европейского Союза………………………………..11
3.Таможенный тариф Европейского Союза…………………………………16
4.Таможенная стоимость……………………………………………………..21
5.Модернизированный Таможенный Кодекс ЕС…………………………...29
Заключение…………………………………………………………………….32
Можно
сказать, что в настоящее время
не подлежит сомнению: динамические эффекты
таможенного союза многообразны
и неоспоримы. В рамках интеграционной
группы участие в таможенном союзе
влияет на рост национального дохода
и рыночной конкуренции, а вместе
с ростом производства наступает
снижение средней себестоимости. Это
участие благоприятствует также
демонополизации. Иначе говоря, торговая
либерализация в условиях таможенного
союза приводит к изменениям в
существовании монопольного и даже
олигархического производителя, т.е.
способствует дроблению или ограничению
деятельности монополии. Если местный
производитель не учел иностранной
конкуренции в своей
Европейский
Союз является одним из трех основных
и наиболее развитых центров современного
мира. В соответствии с Ломейской
конвенцией, Европейский Союз имеет соглашения
об ассоциации с 69 странами Африки, Карибского
моря и Тихоокеанского бассейна, к числу
которых относится и большинство беднейших
стран мира. Еще примерно с 60 странами
Европейский Союз заключил двусторонние
договоры различного типа. В целом Европейский
Союз поддерживает дипломатические отношения
более чем со 130 странами мира. Также он
является членом ВТО и ВТАО. Он участвует
в работе ОЭСР и имеет статус наблюдателя
в ООН. Европейский Союз с самого начала
является активным участником процесса
СБСЕ (ныне ОБСЕ).
2.ТАМОЖЕННЫЙ
КОДЕКС ЕВРОПЕЙСКОГО
СОЮЗА
Таможенный Кодекс ЕС (ТК ЕС) был принят 12 октября 1992 г. Регламентом Совета 2913/92 и вступил в силу 1 января 1994 г., 2 июля 1993 г. был принят Регламент Комиссии № 2454/93 (так называемый Имплементационный кодекс, или Регламент о применении Таможенного кодекса), устанавливающий порядок вступления в действие и применения норм Таможенного кодекса ЕС3.
Основное значение появления нормативного акта такого уровня, как ТК, состоит в том, что теперь для государств - членов ЕС перестала существовать потребность в национальных таможенных кодексах и уставах.
ТК обязателен и обладает прямым действием во всех государствах - членах ЕС, за исключением правил, особо оговоренных в Договорах о присоединении.
ТК и Имплементационный кодекс заменили собой более ста регламентов и директив, ранее действовавших в сфере таможенного регулирования. Тем не менее два наиболее важных регламента из числа ранее принятых в ЕС продолжали действовать. Это Регламент № 2658/87, вводивший Общий таможенный тариф ЕС, и Регламент № 918/83, устанавливающий систему освобождения от уплаты таможенных пошлин.
В соответствии с целями своего создания Таможенный кодекс применяется только в сфере торговых отношений Сообщества с третьими странами. Оборот товаров внутри государств - членов ЕС не и ходит в круг вопросов, регулируемых ТК. По своей природе ТК не может регулировать все таможенные и торговые меры, применяемые Сообществом в отношении третьих стран. Объединяющий вопросы тарифного регулирования ЕС Общий таможенный тариф вместе с Таможенным кодексом составляют два краеугольных камня таможенного права ЕС, действующего в отношении третьих стран.
До настоящего момента в ТК несколько раз вносились изменения, последние (в 2005 г.) из которых касались системы управления рисками в таможенной сфере, уполномоченных экономических операторов и некоторых других вопросов. Однако дальнейшее развитие таможенных технологий, рост между народной торговли требовали существенной переработки ТК. В результате было принято решение о разработке проекта Модернизированного таможенного кодекса (МТК)4.
В преамбуле МТК говорится, что необходимо, чтобы в таможенном законодательстве нашли свое отражение современная экономическая ситуация, а также новые роль и задачи таможенных органов, которые фактически выдвинуты на лидирующую позицию в системе органов, обеспечивающих выполнение задач по ускорению международного товарооборота. Кроме того, эти новые роли и задачи стали катализатором конкурентоспособности стран и компаний ввиду проведения таможенными органами мониторинга и управления процессами в международной торговле. Выполнение этих задач и заложено в положения МТК ЕС.
МТК состоит из девяти частей, включающих в себя более мелкие структурные единицы, из которых базовыми элементами являются 188 статей. Условно правовые нормы МТК можно разделить на следующие группы:
1) общие положения;
2) положения,
касающиеся регулирования
3) нормы,
относящиеся к тарифному
К первой группе можно отнести положения частей I, VIII и IX МТК.
Часть I включает три главы. Первая глава содержит цели и задачи принятия Кодекса, перечень территорий, включенных в состав таможенной территории ЕС. Однако наиболее важным элементом данной главы является статья 4, в которой даны 33 основных понятия и определения.
Вторая глава части I касается прав и обязанностей лиц при взаимодействии с таможенными органами. В частности, в ней освещены вопросы представительства при осуществлении таможенных операций, предоставления информации таможенными органами. Кроме того, в ней отражены вопросы применения штрафных санкций за нарушения таможенного законодательства, процедура обжалования действий таможенных органов, а также содержатся положения о хранении документов и информации.
В третьей главе части I затронуты вопросы конвертации валюты и исчисления сроков. К данной группе правовых положений МТК можно отнести и нормы части IX «Комитет по Таможенному кодексу и заключительные положения», в котором содержатся перечень нормативных правовых актов ЕС, утративших силу с принятием ТК, нормы о Комитете по ТК, о вступлении в силу МТК и корреляционные таблицы, в которых дается соотношение статей предыдущей редакции ТК и МТК.
Ко второй группе относится большинство статей МТК, что объясняется ключевой ролью норм о таможенном оформлении и таможенном контроле в системе таможенного регулирования. Таким образом, к данной группе относятся положения частей IV-VIII (за исключением главы 2 части VI) Кодекса5.
Часть IV посвящена вопросам прибытия товаров на таможенную территорию ЕС и делится на две главы, первая из которых освещает порядок представления ввозной краткой декларации, определяет круг лиц, ответственных за данное представление, а также порядок внесения дополнений и изменений в данную декларацию. Вторая глава части IV делится на четыре раздела и освещает непосредственно прибытие товаров на таможенную территорию ЕС, включая вопросы предъявления товаров таможенным органам, их выгрузки и досмотра. Кроме того, во второй главе части IV содержатся положения о формальностях, совершаемых после предъявления товаров, а также о товарах, помещаемых под процедуру транзита.
В части V отражены нормы о таможенном статусе товаров (глава 1) и помещении товаров под таможенную процедуру, в частности раскрыты вопросы представления стандартных и упрощенных таможенных деклараций. Глава 3 части V посвящена верификации и выпуску товаров, а глава 4 раскрывает вопросы распоряжения товарами.
Ко второй группе относятся также положения главы 1 части VI МТК ЕС, которые говорят о выпуске товаров для свободного обращения.
Большое значение имеет часть VII, посвященная специальным процедурам, к которым согласно МТК ЕС относятся транзит (внешний, внутренний и коммунитарный), хранение, особое использование и переработка (внутренняя и внешняя).
Третья группа норм объединяет положения частей II и III МТК ЕС, а также главы 2 части VI.
Статьи, содержащиеся в части II ТК, относятся к сфере тарифного регулирования и подразделяются на три главы.
Глава 1 характеризует Таможенный тариф Европейского сообщества и тарифную классификацию товаров. В указанной главе определены основные структурные элементы Таможенного тарифа ЕС, в числе которых комбинированная номенклатура товаров, ставки таможенных пошлин, тарифные преференции, предоставляемые отдельным странам и группам стран в соответствии с международными договорами ЕС, а также некоторые другие элементы.
В главе 2 представлены положения, касающиеся определения страны происхождения товаров для таможенных целей. Выделено преференциальное (в отношении стран и групп стран, с которыми заключены соответствующие международные договоры) и непреференциальное (из всех остальных стран) происхождение товаров.
Чрезвычайно значимой является глава 3 рассматриваемой части МТК, которая посвящена определению стоимости товаров для таможенных целей. В главе дается определение таможенной стоимости товаров, раскрываются основные принципы, на которых должно основываться определение таможенной стоимости, а также приведено содержание методов определения таможенной стоимости6.
Часть III, также относящаяся к третьей группе, регулирует вопросы, связанные с таможенным долгом. Указаны случаи, при которых возникает таможенный долг при импорте и экспорте товаров, и способы обеспечения уплаты таможенного долга. Кроме того, описывается, как осуществляется взыскание суммы таможенного долга (включая сроки и общий порядок такого взыскания). Отдельная глава посвящена аннулированию таможенного долга.
Глава 2 части VI МТК посвящена случаям освобождения от уплаты импортных пошлин, в частности обратно ввезенным товарам и продукции морского промысла.
3.ТАМОЖЕННЫЙ
ТАРИФ ЕВРОПЕЙСКОГО
СОЮЗА
Одним из неотъемлемых компонентов формирования европейского таможенного союза стал Общий таможенный тариф (ОТТ), который внес существенный вклад в становление таможенной и торговой политики ЕС. Начиная с 1975 г. таможенные пошлины, взимаемые в результате применения ОТТ, поступают в бюджет Сообщества, а не государств-членов, являясь одним из важных источников его доходной части.
Понятие таможенного тарифа можно охарактеризовать следующим образом: это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой7.
Условно таможенный тариф состоит из двух основных частей:
- товарной номенклатуры, представляющей собой систематизированный перечень товаров, в котором они разделены на крупные видовые группы, а затем подразделяются на более специфичные группы и подгруппы с присвоением им цифровых кодов;
- ставок таможенных пошлин и указаний на освобождение от обложения пошлиной.
Следовательно, Общий таможенный тариф - нормативный документ, посредством которого реализуется таможенный суверенитет и единство таможенной политики Европейского Союза.
Говоря о его правовой основе, следует указать на Регламент Совета ЕС 2658/87 о таможенно- тарифной и статистической номенклатуре, а также едином таможенном тарифе.
Посредством
данного акта устанавливается
Составление ОТТ - длительный процесс. Особую сложность вызывали вопросы создания тарифной номенклатуры. Данный таможенный инструмент представляет важность не только для сбора таможенных пошлин, но и для целей статистики, связанной с внешней торговлей.
ОТТ был создан в 1958 г. и основывался на номенклатуре, утвержденной соответствующей Брюссельской конвенцией 1950 г. о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах. Важную роль в данном вопросе сыграл Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) 1957 г. Статья 3 Договора предусматривала введение единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам. Статьей 9 определялось, что введение единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам является компонентом таможенного союза и основой Сообщества.