Законодательные органы власти Швеции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:11, доклад

Описание

Государственный строй Швеции определяется ее конституцией, включающей три закона: <Форму правления> 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г. и Акт о свободе печати 1974 г., с изменениями, внесенными в них в последующие годы. Кроме того, к числу конституционных законов относится Акт о риксдаге 1974 г. Швеция - парламентарная монархия, в которой высшим представительным органом является парламент - риксдаг, главой государства - король, наделенный лишь чисто представительскими функциями, а исполнительная власть принадлежит образуемому риксдагом правительству.

Работа состоит из  1 файл

семинар №5 гмузс.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

Король, так же как  и регент, не может быть привлечен  к ответственности за свои действия в качестве главы государства.

 

 

2. Исполнительные органы  власти

Правительство

Правительство Швеции признано конституцией самостоятельным государственным органом, осуществляющим всю полноту исполнительной власти в государстве. Оно зависит от парламента и подотчетно ему. В соответствии с этим правительство утверждается не королем, а риксдагом.

Премьер-министр считается избранным, если против него не проголосует большинство членов риксдага. Такое правило преследует цель облегчить выборы главы правительства. Если четыре раза ни одна из кандидатур, предложенных тальманом на голосование, не будет избрана, он должен распустить риксдаг и назначить новые выборы. После избрания премьер-министр должен сформировать кабинет и представить его на утверждение риксдага. Таким образом, выбор кандидатур всех министров, в строгом соответствии с законом, зависит от парламента. Однако на практике роль премьер-министра в данной процедуре является решающей. Риксдаг лишь санкционирует его предложения по этому вопросу. Министры должны быть шведскими гражданами в течение не менее 10 лет.

Число министров может  быть различным. Кроме тех из них, кто возглавляет министерства, в состав правительства могут входить и министры без портфеля, которые обычно отвечают за те или иные вопросы деятельности департаментов.

Роль премьер-министра очень велика. Это связано и  с тем, что он является главой партии, опирающейся на парламентское большинство; от него же зависит состав правительства. Он обладает весьма широкими полномочиями: определяет правительственную политику, может уволить в отставку любого министра, определяет круг рассматриваемых на заседаниях правительства вопросов. Его мнение является решающим при назначениях на важные государственные посты и создании новых ведомств.

Правительство может  по тем или иным причинам досрочно уйти в отставку. В таком случае оно продолжает исполнять свои функции до сформирования нового кабинета. Обычно это происходит, когда не удается урегулировать разногласия по наиболее важным внутриполитическим вопросам. Но в целом для Швеции характерна устойчивость правительств: например, социал-демократы находились непрерывно у власти в течение 44 лет, и правительства включали довольно стабильную группу видных деятелей этой партии.

Важной частью правительственных  полномочий является установление системы  органов государственного управления. Хотя Административный закон четко определяет перечень министерств, задачей правительства остается создание иных административных органов - управлений, агентств, других ведомств, которые, наряду с департаментами, действуют под непосредственным руководством правительства. Оно же определяет их полномочия и круг относящихся к их ведению дел. Однако многие вопросы организации и деятельности административного аппарата урегулированы в специальных законах (Административный закон 1971 г. и Административно-процессуальный закон 1971 г.), в соответствии с которыми и действует правительство.

К ведению правительства  относится также назначение на некоторые  государственные посты и должности.

Правительство и государственные учреждения

 

Каждые четыре года шведские граждане выбирают своих представителей в Риксдаг. Риксдаг назначает Премьер-министра, перед которым стоит задача формирования правительства. Правительство управляет страной, проводя в жизнь решения Риксдага и выступая с законодательной инициативой. Ему помогают в работе правительственные учреждения и около 300 национальных агентств (ведомств). Под правительственными учреждениями понимаются – офис Премьер-министра, девять министерств и Администрация. Это политически подконтрольный орган. Правительство направляет его работу и определяет приоритеты. Во главе каждого министерства стоит министр.

Каждый министр имеет штат «политически назначенных лиц» (political appointees), представленных обычно Государственным Секретарем, Пресс-секретарем и одним или  более политическим советником, которые  помогают министру проводить в жизнь политику правительства. Если министр покидает правительство, вышеозначенные лица уходят вместе с ним.

Всего в правительственных учреждения работают около 4 600 служащих, большинство  из которых являются техническими работниками  и сохраняют свои посты независимо от политических веяний и изменения курса. Только около 200 из них являются «политически назначенными лицами», зависящими от конкретной политической ситуации.

Чиновники, работающие в министерствах, помогают правительству, снабжая его необходимыми базовыми материалами для принятия решений, и осуществляют соответствующие запросы по национальным и международным вопросам. Они также следят за работой подчиненных им ведомств (агентств). Международные переговоры, например, в рамках Европейского Союза, также могут входить в сферу их компетенции.

Формирование правительства

Политические обстоятельства предопределяют формирование правительства после  выборов. Иногда оно сохраняет свой состав. В случае смены политического  курса формируется новое правительство. Спикер Риксдага – тальман проводит консультации с лидерами партий. Он предлагает кандидата на пост Премьер-министра и Риксдаг голосует по данному вопросу. Если более половины членов Риксдага голосуют против выдвинутого кандидата, кандидатура отклоняется. Если предложенные спикером кандидатуры отклонены четыре раза, в трехмесячный срок проводятся новые парламентские выборы. В случае одобрения кандидатуры Риксдагом, новый Премьер-министр формирует правительство.

Премьер-министр сам определяет, кого включить в состав правительства  и сколько всего в нем будет  членов. Министры не обязательно должны быть профессиональными политиками, однако большинство из них, как правила, в течение многих лет занимали политические посты. Премьер-министр назначает министров и они вместе образуют правительство.

Премьер-министр и другие министры обычно являются членами Риксдага. Однако пока они работают в правительстве, их места в Риксдаге замещают другие лица из избирательных списков. Чтобы стать членом правительства, необходимо являться шведским гражданином как минимум в течение десяти лет.

Во время официального открытия новой сессии Риксдага в сентябре, Премьер-министр выступает с речью, излагая основные цели политики правительства на ближайший год и определяя приоритетные направления в работе правительства на национальном и международном уровне.

Если поддержка правительства  парламентом существенно сокращается, правительство может быть вынуждено подать в отставку, и могут состояться новые парламентские выборы. Если как минимум десять процентов парламентариев выражают недоверие министру, они могут поставить вопрос о вотуме недоверия. Если после этого более половины членов Риксдага проголосуют за вотум недоверия, министр обязан подать в отставку.

Работа Правительства

Правительство управляет страной  и нацией и является главной движущей силой в процессе изменения законодательства, что в значительной степени влияет на развитие общества. Но правительство подотчетно Риксдагу и находится под его контролем, поэтому оно должно иметь поддержку большинства членов Риксдага, чтобы успешно проводить в жизнь свою политику.

Правительство выполняет в государственной системе ряд функций:

  • представляет законопроекты в Риксдаг
  • проводит в жизнь решения Риксдага
  • выделяет средства согласно решениям Риксдага о расходах бюджета
  • представляет Швецию в Европейском Союзе
  • заключает договоры с другими государствами
  • в некоторых случаях ведет законодательную деятельность
  • руководит деятельностью исполнительных органов власти
  • принимает решения по некоторым административным вопросам, не входящим в сферу компетенции других органов власти

Правительство является движущей силой  в процессе изменения законодательства, то есть выступает с законодательной инициативой. Изменения, которые правительство считает необходимым внести в действующее законодательство, оформляются в виде законопроектов и представляются в Риксдаг для обсуждения и утверждения. Правительство также ежегодно вырабатывает проект бюджета. Законопроекты могут быть приняты Риксдагом без изменений либо после внесения поправок.

Кроме этого, правительство имеет  другие механизмы воздействия на развитие общества – через международную  деятельность, распределение государственных финансовых ресурсов. Одной из важных предпосылок для успешной работы правительства является слаженная работа подчиненных ему правительственных учреждений.

Когда Риксдаг принимает решение  по какому-либо вопросу, например, новый закон или очередной бюджет, задача правительства состоит в обеспечении условий для его успешного выполнения. Новый закон может включать в себя введение новых обязанностей и постановку новых задач перед агентством (ведомством), которое ответственно за данную сферу. Новый закон о запрещении курения в ресторанах, например, означает новые задачи, стоящие перед Национальным Советом по здравоохранению.

Управление деятельностью центральных  правительственных учреждений с  целью обеспечить исполнение новых законов является главной частью обязанностей правительства. Ключевым инструментом в этой связи являются ежегодные распоряжения по ассигнованиям, в которых правительство определяет текущие цели в работе учреждений в дополнение к предоставлению соответствующих средств в их распоряжение.

Правительство представляет Швецию в  Европейском Союзе. Премьер-министр  и Министр иностранных дел  принимают участие в саммитах Европейского Союза. Министры принимают  участие в Совете министров, поднимая вопросы, которые правительство считает необходимым рассмотреть.

Правительство также выполняет  свои функции в качестве органа власти. Это значит, что оно принимает  решения в некоторых вопросах относительно отдельных людей или  неправительственных организаций, например назначения на высшие посты в правительственных агентствах (ведомствах) и решения о распределении фондов между ними. Распоряжения, издаваемые правительством, называются Указами (ordinances).

В отличие от своих коллег во многих странах,шведские министры обладают весьма ограниченными возможностями в принятии независимых решений. Все решения правительства принимаются коллегиально, после того, как вопрос был тщательно проработан и достигнуто согласие. Премьер-министр несет наибольшую ответственность за скоординированные действия правительства и единство политической линии.

Правительственные учреждения за работой

Главная цель правительственных учреждений – быть эффективным и компетентным инструментом правительства в выполнении его задач по управлению нацией и  реализации его политики. Достижение данной цели требует слаженных действий и эффективной организации, так же как и специальных компетенций в различных сферах: например, в экономике, в области защиты окружающей среды и здравоохранении.

Политика правительства должна придерживаться определенной линии, но правительство вправе решать, как именно проводить эту линию в жизнь и как организовать свою работу. Методы организации работы постоянно совершенствуются в процессе сотрудничества мжду политическим руководством и исполнительным руководством.

Каждое министерство возглавляется  министром, например, министром обороны  или министром культуры. Ниже уровня министра действия министерства управляются  непосрдственными подчиненными министра – государственными секретарями. Каждое министерство имеет также административный директорат, ответственный за надлежащее исполнение административных вопросов, и директорат по правовым вопросам, ответственный за легитимность новыз законодательных инициатив и указов правительства.

Большинство правительственных документов подготавливается должностными лицами в различных отделах министерств. Первоначальные задачи для отделов заключаются в осуществлении запросов по национальным и международным вопросам и проведении подготовительной работы для принятия правительственных решений. В их обязанности не входит проведение данных решений в жизнь. Эта задача обычно стоит перед более чем 300 центральными правительственными агентствами (ведомствами) и администрациями.

Вопросы, затрагивающие сферы компетенции  нескольких министерств, подготавляваются коллективно соответствующими министерствами. Эта работа обычно принимает форму межминистерских обсуждений на уровне должностных лиц. В некоторых случаях к обсуждениям подключаются Государственные секретари соответствующих министерств. Если согласие по данному вопросу не достигнуто, он становится предметом обсуждения правительства в целом, прежде чем решение будет принято.

Правительство может сделать дополнительные запросы в особо сложных и  запутанных случаях – путем назначения специального комитета – прежде чем принять предложенный план мероприятий. Информация о работающих в данный момент специальных комитетах и комитетах, закончивших свою работу, располагается на официальном сайте правительства.

Шведские госучреждения и Европейский Союз

В целом за проведение политики Европейского Союза в Швеции отвечает Премьер-министр. Министры правительства отвечают за проведение этой политики в своих  сферах и представляют Швецию на различных  встречах и заседанияз Совета Министров  Европы. Как и в других случаях, правительство коллективно принимает решение по европейским вопросам.

Государственный Секретарь Премьер-министра и Координационный Совет по политике Европейского Союза внутри Администрации  премьер-министра осуществляют руководство  и координацию относящейся к вропейскому Союзу деятельности в правительственных учреждениях.

Информация о работе Законодательные органы власти Швеции