Законодательные органы власти Швеции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:11, доклад

Описание

Государственный строй Швеции определяется ее конституцией, включающей три закона: <Форму правления> 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г. и Акт о свободе печати 1974 г., с изменениями, внесенными в них в последующие годы. Кроме того, к числу конституционных законов относится Акт о риксдаге 1974 г. Швеция - парламентарная монархия, в которой высшим представительным органом является парламент - риксдаг, главой государства - король, наделенный лишь чисто представительскими функциями, а исполнительная власть принадлежит образуемому риксдагом правительству.

Работа состоит из  1 файл

семинар №5 гмузс.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

Обязанности Администрации Премьер-министра в данном аспекте включают в себя:

  • определение внутри-министерских приоритетов и формулирование политики относительно общеевропейских вопросов
  • возглавление инициатив правительства относительно долгосрочного развития Союза
  • Подготовка к встречам в Совете Европы (саммитам Евросоюза)

Министерства ответственны за подготовку правительственных документов в  соответствующих сферах. Они предварительно формулируют шведскую позицию перед переговорами в Совете Министров и исполняют решения Евросоюза. Прежде чем министерство представит свое видение в Риксдаг и впоследствии в Европейский Союз, проводятся консультации с Администрацией Премьер-министра, европейским отделом Министерства иностранных дел и Бюджетным отделом Министерства финансов, а также другими министерствами, вовлеченными в данную сферу деятельности. Вопросы, затрагивающие несколько министерств, рассматриваются коллективно.

3. Государственная служба

 

Выполнение правительственных  решений возложено на ряд центральных  административных органов и учреждений. Например, министерству здравоохранения  и социального обеспечения непосредственно  подчиняется Главное управление здравоохранения и социального обеспечения, Главное управление социального страхования и некоторые другие органы.

Во главе каждого такого управления стоит генеральный директор, назначаемый  правительством, как правило, на 6 лет. Коллегия административного органа состоит из генерального директора, ряда старших чиновников, находящихся у него в подчинении, и нескольких представителей общественности, представляющих организации или части населения, заинтересованные в деятельности этого административного органа. Все члены коллегии, как и высшие должностные лица управлений назначаются правительством. Остальные служащие управления назначаются самой коллегией.

Вследствие своего независимого положения, центральные административные органы работают самостоятельно и предоставляют  правительству предложения в отношении курса, который нужно проводить.

Все государственные служащие Швеции, а также все полицейские и  военные имеют право участвовать  в политической жизни и занимать политические посты.

При назначении на государственную  должность должны приниматься во внимание лишь такие интересы дела, как заслуги и компетентность. Только лицо, являющееся шведским гражданином, может исполнять обязанность и занимать должность в суде, в ведомстве, непосредственно подчиненном правительству, занимать должность или пост главы органа, непосредственно подчиненного Риксдагу или правительству, или члена такого органа или его правления, должность в правительственном аппарате, непосредственно подчиняющемся министру, должность шведского дипломатического представителя. Также и в ином случае только лицо, являющееся шведским гражданином, может занимать должность или пост, если на эту должность или пост избирает Риксдаг. Во всех остальных случаях требование шведского гражданства для получения права исполнять обязанность или занимать должность или пост в государственном или коммунальном аппарате устанавливается только законом или согласно условиям, указанным в законе.

Согласно действующему конституционному законодательству, право  устанавливать систему органов  государственного управления, статус государственной службы, условия ее прохождения предоставлено риксдагу. Правительство осуществляет руководство административным аппаратом в центре и на местах.

Некоторые должностные  лица высшего и среднего звена  администрации назначаются правительством. При этом в одних случаях правительство вправе смещать назначаемых им лиц, в других - такого права не имеет. К первой группе относятся <политические чиновники> - министры и их заместители, руководители правительственных ведомств, прокуроры, губернаторы ленов и начальники полиции, лица высшего и среднего офицерского состава, дипломатические и консульские представители Швеции за границей, должностные лица и служащие МИД Швеции. Они могут быть уволены в отставку по решению правительства. Основной же состав высшего и среднего административного персонала является несменяемым и не зависит от политической ориентации правительства. Таких лиц можно повышать в должности, но перемещать против их желания и увольнять в отставку до достижения установленного возраста нельзя.

Что касается коммун и  ландстингов, то они независимы от центральной  власти и самостоятельны в вопросах определения финансового статуса  и кадрового персонала. Их сотрудники не относятся к государственным  служащим.

Всего в общественной администрации занято около 100 000 работников, из них 20 000 работают в коммунах, около 6 000 - в ландстингах. Все остальные - то есть более 70 000 человек - считаются государственными служащими. Категорий государственных служащих не существует.

Подготовка чиновников государственного аппарата осуществляется в университетах. Большинство из них являются по образованию юристами или экономистами.

4. Местное самоуправление

 

Швеция обладает богатым опытом организации местного самоуправления, накопленным ещё с древних  времен. Уже в средние века в городах и сёлах этого государства сформировалась целостная самоуправляющаяся система. Уже тогда государство законодательно гарантировало личную и хозяйственную свободу крестьян, а также их право влиять на разрешение вопросов общегосударственного значения. Вскоре постепенно местное самоуправление проникло не только в светскую, но и в церковно-религиозную сферу шведского общества. Существенное влияние на развитие местного самоуправления Швеции оказали коммунальные реформы 1862 года. В результате них было разграничено церковное и светское самоуправление, а также были образованы ландстинги.

В настоящее время административно-территориальное  деление Швеции трёхступенчатое: государственный  уровень, региональный и местный, соответственно (24 лена-23 ландстинга-288 коммун).

На общегосударственном уровне проблемами местного самоуправления занимаются Риксдаг, Кабинет Министров, министерства и специализированные государственные  агентства. На региональном уровне параллельно  функционируют губернатор, возглавляющий Административный Совет (представитель государства в лене) с одной стороны, и Региональное собрание, формирующеей свой Исполнительный Комитет, с другой стороны, а также администрации и службы государства. На первичном уровне параллельно Муниципальному собранию функционируют местные органы исполнительной власти.

Основной объём проблем местного значения возложен на коммуны.

Можно выделить следующие принципы местного самоуправления Швеции:

  • обеспечение свободного выражения воли граждан и всеобщего избирательного права;
  • право на принятие всех решений в коммуне принадлежит собранию избранных её представителей (совету);
  • все вопросы принципиального и общего значения разрешаются муниципальным собранием;
  • каждый представительный орган самоуправления должен иметь свой же формируемый им исполнительный орган;
  • органам местного самоуправления разрешено самостоятельно взимать с плательщиков собственные налоги.

Что касается разграничения полномочий между центром и местной властью, то в Швеции закон определяет (и  тем самым ограничивает) только полномочия органов государственной власти. Так, на государственном уровне решаются вопросы строительства дорог, железных дорог, организация центров занятости, охрана общественного порядка. Все остальные вопросы попадают под сферу ответственности местных органов власти. В этом состоит коренное отличие от российской системы, где законодательство устанавливает перечень вопросов, решение которых относится к полномочиям органов местной власти, оставляя, таким образом, большую сферу ответственности государственной власти.

Подобный подход в законодательстве предопределяет, таким образом, широкие  полномочия шведского муниципалитета. В то же время шведское законодательство ограничивает поле для злоупотреблений.

Во-первых, коммуны не обладают правом свободно продавать муниципальную собственность для обеспечения текущих расходов, или брать займы для финансирования административно-производственных затрат.

Во-вторых, хотя муниципальный бюджет включает точно подсчитанный итог, баланс и анализ финансирования, поправок к которым больше быть не может. Одновременно с бюджетом принимается решение о размере муниципального налога. Кроме того, к бюджету обязательно прилагается план экономического развития на трехлетний период и план деятельности коммун.

В-третьих, муниципальная собственность не может быть отдана под залог, из-за чего, в частности, шведская коммуна по определению не может быть банкротом.

В-четвертых, контрольно-ревизионная деятельность является инструментом внутреннего демократического контроля. Ее осуществляют не профессионалы, а выборные представители, в помощь которым назначаются профессиональные аудиторы.

В-пятых, по итогам ежегодного отчета собрание имеет право освободить отдельных избранных представителей или комитет в целом от выполнения обязанностей.

Довольно проста структура органов  местного самоуправления. Её составляют муниципальные собрания, которые  избираются населением, при этом количество депутатов зависит от численности  населения. Минимальное число депутатов  устанавливается законом о местном самоуправлении.

Муниципальное собрание формирует  из своего состава исполнительный комитет, а также профильные комитеты. Обязательным является наличие в структуре  контрольного органа, который создается  из депутатов совета и ему подчиняется.

Государственное регулирование местного самоуправления осуществляется посредством законодательства. Проводится наблюдение со стороны государственных отраслевых ведомств. Замечания этих органов имеют рекомендательный характер, то есть муниципальный совет вправе не учитывать их. Решения муниципального собрания могут быть отменены административным судом только на основании обращения жителей.

В Швеции значительную роль имеет  межмуниципальное сотрудничество. Все  муниципалитеты объединены в ассоциацию. Основная задача ассоциаций - отстаивание интересов местного самоуправления. Это достигается путем участия в подготовке принимаемых государством решений. Важным направлением деятельности является оказание работающими в ассоциации специалистами консультативной помощи муниципальным образованиям.

Доходы муниципальных образований  формируются в основном за счет подоходного  налога, который составляет 65% бюджета. Указанный налог устанавливается  и в муниципалитетах, и в ландстингах. В государственный бюджет налог  взимается только в том случае, когда годовой доход гражданина превышает 300 000 крон.

Примерно 15% доходов муниципальных  образований составляют государственные  трансферты. Существуют общие дотации, направленные на финансовое выравнивание, которое осуществляется в соответствии с законодательством. Основными критериями, в соответствии с которыми проводится процесс выравнивания, являются налоговый потенциал муниципального образования и разница в затратах муниципального образования на каждого жителя в зависимости от географических, социальных, демографических факторов. При определении указанной разницы просчитывается каждое направление деятельности муниципального образования. В ходе финансового выравнивания определяется средний уровень финансовой обеспеченности муниципальных образований, затем из доходов муниципальных образований, имеющих уровень выше среднего, изымается часть средств, которая используется для дотаций муниципальным образованиям, имеющим уровень ниже среднего. Помимо общих дотаций муниципальным образованиям предоставляются целевые дотации. Кроме того, у местных органов власти есть право обращаться в Министерство финансов для оказания экстренной помощи. Данная система финансового выравнивания является одной из форм государственной поддержки местного самоуправления.

 


Информация о работе Законодательные органы власти Швеции