МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра Европейского права
и сравнительного правоведения
Учебная дисциплина «Международное
право»
Запрещенные средства
и методы ведения войны
ВЫПОЛНИЛ:
Студент 5 курса 501 группы
Института Прокуратуры
Игнаткин А.И.
ПРОВЕРИЛА:
к.ю.н., доцент, Липкина Н.Н.
САРАТОВ 2013
Содержание
- Запрещенные средства и методы ведения военных действий………...3-8
- Средства и методы ведения морской войны……………………….....8-13
- Средства и методы ведения воздушной войны…………………………13
- Список использованной литературы………………………………….…14
Запрещенные средства
и методы ведения военных действий
Средства ведения военных
действий — это оружие и иная
военная техника, применяемые вооруженными
силами воюющих для уничтожения
живой силы и материальных средств
противника, подавления его сил и
способности к сопротивлению. Методы
ведения военных действий — это
порядок, всевозможные способы использования
средств ведения войны в указанных
целях.
Средства и методы ведения
военных действий делятся на:
- запрещенные (или частично запрещенные);
- незапрещенные;1
Согласно ст. 35 Дополнительного
протокола I к Женевским конвенциям
1949 года, право сторон, находящихся
в конфликте, выбирать методы
и средства ведения войны не
является неограниченным. Запрещается
применять оружие, снаряды, вещества
и методы ведения военных действий,
способные причинять излишние
повреждения или излишние страдания
либо делающие смерть сражающихся
неизбежной, а также ведущие к
массовому разрушению и бессмысленному
уничтожению материальных ценностей.
Эта статья Дополнительного
протокола I подтвердила существование
в современном международном
праве принципа, ограничивающего
воюющих в выборе средств и
методов ведения вооруженной
борьбы, который был сформулирован
в Петербургской декларации 1868 года
и IV Гаагской конвенции 1907 года.2
Современное международное
право запрещает применение в
вооруженных конфликтах таких
видов оружия массового уничтожения,
как химическое и бактериологическое.
Еще в древности римские юристы
провозгласили правило, согласно
которому война ведется оружием,
а не ядом. Впервые вопрос о международно-правовом
запрещении химического и бактериологического
оружия был поставлен на Гаагской конференции
1899 года. В специально принятой декларации
указывалось, что договаривающиеся державы
обязуются не употреблять снаряды, имеющие
единственным назначением распространять
удушающие или вредоносные газы. Положения
этой декларации впоследствии получили
свое дальнейшее развитие и закрепление
в IV Гаагской конвенции о законах и обычаях
сухопутной войны 1907 года, а также в Женевском
протоколе о запрещении применения на
войне удушливых, ядовитых или других
подобных газов и бактериологических
средств 1925 года.
Положения, запрещающие
применение химического оружия
в условиях войны, содержатся
в ряде других международно-правовых
актов.
Запрещенным средством
ведения войны является бактериологическое
(биологическое) оружие, действие
которого основано на использовании
болезнетворных свойств микроорганизмов,
способных вызывать эпидемии
таких опасных болезней, как чума,
холера, тиф и др.3
Юридической основой
запрещения применения данного
вида оружия массового уничтожения
является Конвенция о запрещении
разработки, производства и накопления
запасов бактериологического (биологического)
и токсинного оружия и об
их уничтожении 1972 года. Эта конвенция
обязывает государства не только
не разрабатывать, не производить
и не приобретать любые виды
бактериологического оружия, но
и уничтожить это оружие. Принятие
этой конвенции явилось первой
в истории международных отношений
мерой реального разоружения,
направленной на изъятие из
арсеналов государств целой категории
опаснейшего оружия.
В международном праве
нет общепризнанной нормы, которая
запрещала бы применение ядерного
оружия. Известен лишь ряд международно-правовых
актов, направленных на ограничение
его количества и дальнейшего
качественного совершенствования,
на сужение сферы его пространственного
распространения.
Не выработано и
универсальных норм, исключающих
возможность применения так называемых
новых видов оружия массового
уничтожения (радиологического, инфразвукового,
лучевого и т. п.).
В соответствии с
Конвенцией о запрещении или
ограничении применения конкретных
видов обычного оружия, которые
могут считаться наносящими чрезмерные
повреждения или имеющими неизбирательное
действие, 1981 года и тремя протоколами
к ней запрещается использование
любого оружия, основное действие
которого заключается в нанесении
повреждений осколками, которые
не обнаруживаются в теле человека
с помощью рентгеновских лучей.
Противоправным является использование
против гражданского населения
и невоенных объектов зажигательного
оружия, мин, а также мин-ловушек
и подобных устройств, по внешнему
виду напоминающих детские игрушки,
предметы медицинской помощи
и др.
Согласно Дополнительному
протоколу I к Женевским конвенциям
1949 года, запрещается применять оружие,
снаряды, вещества и методы
ведения военных действий, способные
причинить излишние повреждения
или страдания, а также обширный,
долговременный и серьезный ущерб
природной среде. Кроме того, при
изучении, разработке, принятии на
вооружение новых видов оружия,
средств или методов ведения
войны участник Дополнительного
протокола I должен определить, подпадает
ли их применение под запрещения,
содержащиеся в Протоколе или
в других нормах международного
права, применимых к указанному
участнику.
Большое значение в
праве вооруженных конфликтов
придается защите гражданских
объектов. Статья 25 IV Гаагской конвенции
1907 года, запрещает «атаковать или бомбардировать
каким бы то ни было способом» незащищенные
города, селения, жилища или строения.
Согласно Дополнительному протоколу I,
«гражданские объекты не должны являться
объектом нападения или репрессалий».
К военным Протокол относит объекты, «которые
в силу своего характера, расположения,
назначения или использования вносят
эффективный вклад в военные действия
и полное или частичное разрушение, захват
или нейтрализация которых при существующих
в данный момент обстоятельствах дает
явное военное преимущество» (ст. 52). Объекты,
не подпадающие под вышеприведенное определение,
должны рассматриваться как гражданские.
Дополнительный протокол
1 запрещает подвергать нападению
или уничтожению, вывозить или
приводить в негодность объекты,
необходимые для выживания гражданского
населения, такие как запасы
продуктов питания, производящие
продовольствие сельскохозяйственные
районы, посевы, скот, сооружения для
снабжения питьевой водой и
запасы последней, а также ирригационные
сооружения, специально с целью
не допустить их использования
гражданским населением или противной
стороной как средств поддержания
существования, независимо от
мотивов, будь то с целью
вызвать голод среди гражданского
населения, принудить его к
выезду или по какой-либо иной
причине.4
Особое внимание в
Дополнительном протоколе I уделяется
защите установок и сооружений,
содержащих опасные силы, а именно
плотин, дамб и атомных электростанций.
Согласно ст. 56, такие установки
и сооружения не должны подвергаться
нападению даже в тех случаях,
когда они являются военными
объектами, «если такое нападение
может вызвать высвобождение
опасных сил и последующие
тяжелые потери среди гражданского
населения».5 Более того, в силу тех же причин
не должны становиться объектом нападения
или репрессалий все другие военные объекты,
размещенные в этих установках или сооружениях
или поблизости от них.
В 1977 году была принята
Конвенция о запрещении военного
или любого иного враждебного
использования средств воздействия
на природную среду. В соответствии
с этой конвенцией каждое государство-участник,
с одной стороны, обязуется
не прибегать к военному или
любому иному враждебному использованию
средств воздействия на природную среду,
которые имеют широкие, долгосрочные или
серьезные последствия, в качестве способов
разрушения, нанесения ущерба или причинения
вреда любому другому государству-участнику,
а с другой — обязуются не помогать, не
поощрять и не побуждать любое государство,
группу государств или международную
организацию к осуществлению указанной
выше деятельности. Согласно конвенции,
«средствами воздействия на природную
среду» являются любые средства для изменения
— путем преднамеренного управления природными
процессами — динамики, состава или структуры
Земли, включая ее биосферу, литосферу,
гидросферу и атмосферу, а также космическое
пространство. Вместе с тем конвенция
не препятствует использованию средств
воздействия на природную среду в мирных
целях.
Среди общей массы
гражданских объектов, нуждающихся
в правовой защите во время
вооруженных конфликтов, особое
место принадлежит объектам, представляющим
культурную ценность и играющим
важную роль в духовной жизни
людей. Статья 27 IV Гаагской конвенции
1907 года возлагала на нападающую
сторону обязанность при осадах
и бомбардировках принимать все
необходимые меры для того, чтобы
«щадить, насколько возможно, храмы,
здания, служащие целям науки,
искусства и благотворительности,
исторические памятники... под условием,
чтобы такие здания не служили
одновременно военным целям». Статья
53 Дополнительного протокола I запрещает:
а) совершать какие-либо враждебные
акты, направленные против тех
исторических памятников, произведений
искусства или мест отправления
культа, которые составляют культурное
или духовное наследие народов;
б) использовать такие объекты
для поддержания военных усилий;
в) осуществлять репрессалии в
отношении таких объектов.
Важнейшим источником,
определяющим правовой режим
вышеназванных объектов во время
вооруженных конфликтов, является
Гаагская конвенция о защите
культурных ценностей в случае
вооруженного конфликта 1954 года. Согласно
ст. 1 Конвенции, защите подлежат: «имеющие
большое значение для культурного наследия
каждого народа» памятники архитектуры,
религиозные или светские; археологические
расположения; здания, предназначенные
для сохранения или экспонировании движимых
культурных ценностей, такие как музеи,
крупные библиотеки, хранилища архивов
и т. п., а также центры сосредоточения
ценностей, в качестве которых может выступать
часть города или даже целый город.
Запрещаются такие
методы ведения военных действий,
как отдание приказа «не оставлять
никого в живых», незаконное использование
отличительных эмблем Красного
Креста, Организации Объединенных
Наций, а также флагов, эмблем,
форменной одежды нейтральных
стран или государств, не участвующих
в конфликте.6 Запрещается убивать, наносить
ранения или брать в плен противника, прибегая
к вероломству, под которым понимаются
действия, направленные на то, чтобы вызвать
доверие противника и заставить его поверить,
что он имеет право на защиту согласно
нормам международного права. Вместе с
тем международное право не запрещает
использование военной хитрости с целью
ввести противника в заблуждение, побудить
его действовать опрометчиво, например,
посредством маскировки, ложных операций
и дезинформации.
Средства и
методы ведения морской войны
К числу международно-правовых
актов, регламентирующих ведение морской
войны, относятся Парижская декларация
о морской войне 1856 года, Гаагские
конвенции 1907 года, Лондонская декларация
о праве морской войны 1909 года,
Лондонский протокол 1936 года и ряд
других соглашений. Содержащиеся в
этих документах нормативные ограничения
касаются методов (бомбардирование
морскими силами, применение военно-морской
блокады, осуществление захвата торговых
судов), а также средств ведения военных
действий на море (подводные лодки, морские
мины и др.).
Театр морской войны
может включать в себя, за определенными
изъятиями, территориальные и
внутренние воды воюющих государств,
открытое море и воздушное
пространство над ним. Однако
ведение войны в открытом море
не должно нарушать свободы
плавания судов государств, не
участвующих в данной войне.
Морские силы воюющих составляет
военный флот, в который, в частности,
входят военные корабли всех
классов и типов (подводные
и надводные), а также вспомогательные
суда, военные самолеты и иные
летательные аппараты авиации
военного флота, торговые суда,
переоборудованные в военные
корабли и отвечающие требованиям
об обращении торговых судов
в суда военные, закрепленным
в VII Гаагской конвенции 1907 года.