Дифференциация в трудовом праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:46, доклад

Описание

Говоря о трудовом праве нельзя не заметить одной особенности: во всей правовой системе страны обращается большое внимание на социальную и иную поддержку отдельных категорий граждан.

Содержание

1 Введение. 3

2 Нормативно-правовые акты о дифференциации труда. 5

3 Понятие дифференциации. 8

4 Основания дифференциации. 10

5 Заключение. 13

6 Список использованной литературы 14

Работа состоит из  1 файл

КОНФЕРЕНЦИЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 38.00 Кб (Скачать документ)

 

Федеральное агенство по образованию

государственное бюджетное образовательное

учреждение ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ О.Е.КУТАФИНА» (МГЮА имени О.Е. Кутафина)

Институт (филиал) МГЮА имени О.Е. Кутафина  в Г.Кирове

 

Кафедра трудового права  и права социального обеспечения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дифференциация в трудовом праве

 

 

 

 

 

 

                                                   Доклад

           Студентки 2 группы 4 курса

           очной формы обучения

Симоновой О.О.

Института (филиала) МГЮА имени  О.Е. Кутафина    г.Кирове

Научный руководитель:

 Доцент, к.ю.н. Татаринов А.А.

 

 

 

 

 

Киров- 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Введение. 3

2 Нормативно-правовые акты о дифференциации  труда. 5

3 Понятие дифференциации. 8

4 Основания дифференциации. 10

5 Заключение. 13

6 Список использованной литературы 14

 

1 Введение.

Говоря о трудовом праве  нельзя не заметить одной особенности: во всей правовой системе страны обращается большое внимание на социальную и иную поддержку отдельных категорий граждан.

В большинстве отраслей российского права (право социального обеспечения, уголовное право, административное, гражданское и даже налоговое право) «привилегии» даются по принципу: «Всем равно, а тебе меньше».

Однако трудовое право  выделяется из этого ряда тем, что  распределение государственной  защиты происходит из «тебе сложнее (здесь опаснее) – тебе нельзя».

Защита прав и интересов  отдельных категорий граждан  осуществляется путем запрета определенной работы, которая может нанести  вред здоровью конкретного человека исходя из его физиологических особенностей.

Таким образом, государство, провозглашая свободу труда, равное право на труд и запрет дискриминации, все же ввела в правовое регулирование  массив «запрещающих» норм для осуществления  своей социальной функции.

В российском трудовом праве  существует несколько оснований  для дифференциации условий наемного труда. К числу таковых относят: условия труда, климатические условия, физиологические особенности работников, социальное положение работников, специфика  трудовой связи и характер деятельности1.

Так же следует отметить тенденцию законодательства к регулированию  более широкого круга «специальных»  трудовых отношений.

Так, Федеральным законом  от 30 июня 2006 г. была введена новая  глава 50 в ТК – «Особенности регулирования  труда лиц, работающих в районах  крайнего севера и приравненных к  ним местностях».

Чуть позже, а именно в 2008 г. законодатель ввел еще одну главу  в систему дифференцирующего  регулирования – глава 541 «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров».

Из вышесказанного следует  вывод о том, что дифференцировка  трудовых отношений выгодна для  государства.

 

2 Нормативно-правовые акты о дифференциации труда.

Любая иерархия источников любого института российского права  начинается с Конституции Российской Федерации. Главный закон государства  гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина.

В трудовом праве это воплощается  в принципе равенства прав и возможностей работников (ст. 2 ТК). Этот принцип лежит в основе трудовой правосубъектности, которая одинакова для всех граждан, независимо от возраста, пола, национальности, расы и других признаков. Равенство как принцип, способствующий единству трудового права, обеспечивается также общими основаниями возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений.

Соглашаясь с точкой зрения ученых, полагающих, что международные  договоры и акты обладают большей юридической силой чем национальные законы, укажем, что существует специализированная организация при ООН – Международная Организация Труда (МОТ).

Общие трудоправовые нормы, содержащиеся в актах МОТ, обеспечивают унификацию, а в конечном счете, единство правового регулирования труда в международном масштабе – на территориях многих государств, тех, которые на основе ратификаций, конституционных положений, в силу членства в МОТ либо по собственной инициативе восприняли их в своем законодательстве.2

Дифференциация международно-правового  регулирования труда предусмотрена  отдельными конвенциями МОТ дополнительными  соответствующими рекомендациями. Факторы  объективного характера (не зависящие  от сторон трудовых отношений), признанные МОТ существенными с точки  зрения их влияния на правовое положение  работников, послужили основаниями  принятия ею целого ряда конвенций.3

К числу конвенций МОТ о дифференциации труда, ратифицированных Российской Федерацией, следует отнести:

    • Конвенция № 14 "О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях" (1921 г.).
    • Конвенция № 45 "О применении труда женщин на подземных работах в шахтах" (1935 г.).
    • Конвенция № 90 "О ночном труде подростков в промышленности" (пересмотрена в 1948 г.).
    • Конвенция № 124 "О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках" (1965 г.).
    • Конвенция № 138 "О минимальном возрасте для приема на работу" (1973 г.).

Принимаемые МОТ акты (декларации, конвенции, рекомендации), определяя  параметры регулирования отношений  в сфере труда на основе учета  общностей и особенностей, признаются международным сообществом и  отдельными государствами в качестве трудовых стандартов и служит эталоном при формулировании трудоправовых норм национальным законодательством.4

Все эти конвенции, принятые МОТ и многие другие регулируют отдельные  нормы и требования для ограничения  нанесения вреда здоровью отдельных  категорий граждан.

Среди национальных нормативных  актов после Конституции Российской Федерации следует назвать специальный  акт – Трудовой кодекс Российской Федерации (статья 2, часть 4) и издаваемые во исполнение его законы и подзаконные акты:

  1. "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011)
  2. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
  3. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 28.02.2012) "Об образовании"
  4. Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 24.07.2009) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин»
  6. Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. N 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную»

 

3 Понятие дифференциации.

Дифференциация, иначе говоря, разграничение, подразумевает определенные отличия и неравенство.

С одной стороны, мир представляет собой единую систему разнообразных  связей. С другой стороны, это система  состоит из огромного количества объектов, которые по очень многим признакам отличаются друг от друга. Такими отличиями являются те же основания, что и при определении единства.

Дифференциация проявляется  и в обществе. Общество – это  единая общность людей, однако, каждый человек индивидуален.

Труд применяется разными  людьми, в различных отраслях производства, в разный период времени, на разных территориях. Необходимо учитывать  индивидуальные характеристики каждого  работника – его пол, возраст, состояние здоровья, чтобы наилучшим  образом регулировать отношения, возникающие  между этим работником и конкретным работодателем.

Более научное определение  дифференциации дает в своей работе Штивельберг Ф.Б.: дифференциация определяется как «обусловленное объективными обстоятельствами, обладающими устойчивыми признаками и требующими особого подхода к регулированию труда, законодательное разделение правовых норм на общие, регулирующие труд всех работников и специальные, устанавливающие особенности правовой регламентации трудовых отношений некоторых категорий работников».5

«Методологически дифференциация в трудовом законодательстве – это  классификация. Но к основанию данной классификации предъявляются особые требования, объективные обстоятельства обладающие устойчивыми признаками требующие особого подхода к регулированию труда».6

Дифференциация трудового  права осуществляется в зависимости  от субъектного состава трудового  правоотношения, сферы правового  регулирования, характера связи  работника и нанимателя. К первому  направлению относится дифференциация норм, регламентирующих труд рабочих  и служащих, мужчин и женщин, взрослых работников и молодежи; ко второму  – специализация норм, определяющих особенности правового регулирования  труда государственных служащих, работников сельского хозяйства. Третье направление воздействует на правовое регулирование труда работников, заключающих, например, договоры на определенный срок.

 

4 Основания дифференциации.

Трудовое законодательство РФ сформировалось и развивается, прежде всего, с учетом социально-экономических  условий в стране, потребностей общества, государства, граждан и под значительным влиянием международных трудовых норм, особое место среди которых занимают нормы МОТ как специализированной международной организации.7

Анализ российского трудового  законодательства показывает, что в  нем дифференциация представлена более  широко, чем в актах МОТ. Помимо факторов, послуживших основанием принятия особых норм МОТ и Российской Федерацией (в основном субъективный критерий: пол, возраст), в российском законодательстве учтены природно-климатические условия (работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), наличие вторичной занятости (труд совместителей), срок действия трудового договора (сезонные работники), особенности организации труда (вахтовый метод), правовой статус работодателя (трудовые отношения с работодателями – физическими лицами).8

Типообразующие признаки получили большое внимание в науке трудового права. Они получили название «критерии дифференциации», «факторы дифференциации», «основания дифференциации».9

В науке трудового права  все основания, определяющие дифференциацию трудового права, принято разделять на две группы.

Первая включает основания, обусловленные объективными факторами, характеризующими место и условия работы (вредность и тяжесть производства, особые температурные условия и повышенная интенсивность труда, требующие большего физического или нервного напряжения работника, неблагоприятные климатические условия, отдаленность местонахождения предприятия, разъездной характер работы и т.п.). Эти особенности отражаются в регулировании рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и иных институтов.

Вторая группа оснований  дифференциации характеризует граждан, вступающих в трудовые отношения (субъектная дифференциация), т. е. учитываются половозрастные, физиологические особенности работника, состояние его здоровья, характер трудовой связи работника и предприятия. Эти обстоятельства предопределяют особенности в регулировании  труда женщин, подростков, инвалидов, пенсионеров, иными словами, субъектная дифференциация конкретизирует применение правовых норм к различным субъектам  не в силу исполнения ими трудовых обязанностей в специфических условиях, а вследствие особых свойств, характеризующих  их самих.

Определение законодателем  существенности признаков, ложащихся  в основу типологии не произвольно. В качестве существенного может  рассматриваться только признак, который отвечает целям дифференциации в трудовом праве.10

Дифференциация в правовом регулировании труда (дифференциация трудового права) проводится по следующим  учитываемым законодателем при  нормотворчестве устойчивым шести  факторам (основаниям): *11

    1. вредность и тяжесть условий труда. При этом установлены сокращенное рабочее время, дополнительные отпуска, повышенная оплата труда;
    2. климатические условия Крайнего Севера и приравненных к нему местностей;
    3. физиологические особенности женского организма, его материнская функция. Принимается во внимание возрастающая социальная роль матери в воспитании малолетних детей. Стали учитываться и семейные обязанности трудящихся в соответствии с Конвенцией МОТ № 156 (1981 г.) «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин, трудящихся с семейными обязанностями»;
    4. психофизиологические особенности неокрепшего организма и характер подростков, необходимость продолжения ими образования без отрыва от производства. Учитываются также инвалидность, пенсионный возраст работника. Основания, изложенные в п. «c» и «d»,— это субъектная дифференциация;
    5. специфика трудовой связи и характер труда (сезонные, временные работники, государственные служащие, руководители);
    6. особенности труда в данной отрасли, значение отрасли народного хозяйства (отраслевая дифференциация норм).

Информация о работе Дифференциация в трудовом праве