Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:46, доклад
Говоря о трудовом праве нельзя не заметить одной особенности: во всей правовой системе страны обращается большое внимание на социальную и иную поддержку отдельных категорий граждан.
1 Введение. 3
2 Нормативно-правовые акты о дифференциации труда. 5
3 Понятие дифференциации. 8
4 Основания дифференциации. 10
5 Заключение. 13
6 Список использованной литературы 14
Федеральное агенство по образованию
государственное бюджетное образовательное
учреждение ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ О.Е.КУТАФИНА» (МГЮА имени О.Е. Кутафина)
Институт (филиал) МГЮА имени О.Е. Кутафина в Г.Кирове
Кафедра трудового права и права социального обеспечения
Дифференциация в трудовом праве
Студентки 2 группы 4 курса
очной формы обучения
Симоновой О.О.
Института (филиала) МГЮА имени О.Е. Кутафина г.Кирове
Научный руководитель:
Доцент, к.ю.н. Татаринов А.А.
Киров- 2012
СОДЕРЖАНИЕ
1 Введение. 3
2
Нормативно-правовые акты о
3 Понятие дифференциации. 8
4 Основания дифференциации. 10
5 Заключение. 13
6
Список использованной
Говоря о трудовом праве нельзя не заметить одной особенности: во всей правовой системе страны обращается большое внимание на социальную и иную поддержку отдельных категорий граждан.
В большинстве отраслей российского права (право социального обеспечения, уголовное право, административное, гражданское и даже налоговое право) «привилегии» даются по принципу: «Всем равно, а тебе меньше».
Однако трудовое право выделяется из этого ряда тем, что распределение государственной защиты происходит из «тебе сложнее (здесь опаснее) – тебе нельзя».
Защита прав и интересов
отдельных категорий граждан
осуществляется путем запрета определенной
работы, которая может нанести
вред здоровью конкретного человека
исходя из его физиологических
Таким образом, государство, провозглашая свободу труда, равное право на труд и запрет дискриминации, все же ввела в правовое регулирование массив «запрещающих» норм для осуществления своей социальной функции.
В российском трудовом праве
существует несколько оснований
для дифференциации условий наемного
труда. К числу таковых относят:
условия труда, климатические условия,
физиологические особенности
Так же следует отметить тенденцию законодательства к регулированию более широкого круга «специальных» трудовых отношений.
Так, Федеральным законом от 30 июня 2006 г. была введена новая глава 50 в ТК – «Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях».
Чуть позже, а именно в 2008 г. законодатель ввел еще одну главу в систему дифференцирующего регулирования – глава 541 «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров».
Из вышесказанного следует вывод о том, что дифференцировка трудовых отношений выгодна для государства.
Любая иерархия источников любого института российского права начинается с Конституции Российской Федерации. Главный закон государства гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина.
В трудовом праве это воплощается в принципе равенства прав и возможностей работников (ст. 2 ТК). Этот принцип лежит в основе трудовой правосубъектности, которая одинакова для всех граждан, независимо от возраста, пола, национальности, расы и других признаков. Равенство как принцип, способствующий единству трудового права, обеспечивается также общими основаниями возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений.
Соглашаясь с точкой зрения ученых, полагающих, что международные договоры и акты обладают большей юридической силой чем национальные законы, укажем, что существует специализированная организация при ООН – Международная Организация Труда (МОТ).
Общие трудоправовые нормы, содержащиеся в актах МОТ, обеспечивают унификацию, а в конечном счете, единство правового регулирования труда в международном масштабе – на территориях многих государств, тех, которые на основе ратификаций, конституционных положений, в силу членства в МОТ либо по собственной инициативе восприняли их в своем законодательстве.2
Дифференциация международно-
К числу конвенций МОТ о дифференциации труда, ратифицированных Российской Федерацией, следует отнести:
Принимаемые МОТ акты (декларации,
конвенции, рекомендации), определяя
параметры регулирования
Все эти конвенции, принятые МОТ и многие другие регулируют отдельные нормы и требования для ограничения нанесения вреда здоровью отдельных категорий граждан.
Среди национальных нормативных
актов после Конституции
Дифференциация, иначе говоря, разграничение, подразумевает определенные отличия и неравенство.
С одной стороны, мир представляет собой единую систему разнообразных связей. С другой стороны, это система состоит из огромного количества объектов, которые по очень многим признакам отличаются друг от друга. Такими отличиями являются те же основания, что и при определении единства.
Дифференциация проявляется и в обществе. Общество – это единая общность людей, однако, каждый человек индивидуален.
Труд применяется разными людьми, в различных отраслях производства, в разный период времени, на разных территориях. Необходимо учитывать индивидуальные характеристики каждого работника – его пол, возраст, состояние здоровья, чтобы наилучшим образом регулировать отношения, возникающие между этим работником и конкретным работодателем.
Более научное определение дифференциации дает в своей работе Штивельберг Ф.Б.: дифференциация определяется как «обусловленное объективными обстоятельствами, обладающими устойчивыми признаками и требующими особого подхода к регулированию труда, законодательное разделение правовых норм на общие, регулирующие труд всех работников и специальные, устанавливающие особенности правовой регламентации трудовых отношений некоторых категорий работников».5
«Методологически
Дифференциация трудового
права осуществляется в зависимости
от субъектного состава трудового
правоотношения, сферы правового
регулирования, характера связи
работника и нанимателя. К первому
направлению относится
Трудовое законодательство
РФ сформировалось и развивается, прежде
всего, с учетом социально-экономических
условий в стране, потребностей общества,
государства, граждан и под значительным
влиянием международных трудовых норм,
особое место среди которых занимают
нормы МОТ как
Анализ российского трудового законодательства показывает, что в нем дифференциация представлена более широко, чем в актах МОТ. Помимо факторов, послуживших основанием принятия особых норм МОТ и Российской Федерацией (в основном субъективный критерий: пол, возраст), в российском законодательстве учтены природно-климатические условия (работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), наличие вторичной занятости (труд совместителей), срок действия трудового договора (сезонные работники), особенности организации труда (вахтовый метод), правовой статус работодателя (трудовые отношения с работодателями – физическими лицами).8
Типообразующие признаки получили большое внимание в науке трудового права. Они получили название «критерии дифференциации», «факторы дифференциации», «основания дифференциации».9
В науке трудового права все основания, определяющие дифференциацию трудового права, принято разделять на две группы.
Первая включает основания, обусловленные объективными факторами, характеризующими место и условия работы (вредность и тяжесть производства, особые температурные условия и повышенная интенсивность труда, требующие большего физического или нервного напряжения работника, неблагоприятные климатические условия, отдаленность местонахождения предприятия, разъездной характер работы и т.п.). Эти особенности отражаются в регулировании рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и иных институтов.
Вторая группа оснований
дифференциации характеризует граждан,
вступающих в трудовые отношения (субъектная
дифференциация), т. е. учитываются половозрастные,
физиологические особенности
Определение законодателем существенности признаков, ложащихся в основу типологии не произвольно. В качестве существенного может рассматриваться только признак, который отвечает целям дифференциации в трудовом праве.10
Дифференциация в правовом регулировании труда (дифференциация трудового права) проводится по следующим учитываемым законодателем при нормотворчестве устойчивым шести факторам (основаниям): *11