Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 15:26, контрольная работа
Одним из специфических черт правового регулирования трудовых отношений является учет наличия единства и дифференциации правового регулирования трудовых и непосредственно с ними связанных отношений. Единство правового регулирования трудовых отношений свидетельствует о внутренней неразрывной связи всей совокупности норм, регулирующих общественные отношения, составляющие предмет трудового права, а дифференциация проявляется в наличии специальных норм, распространяющихся на отдельные категории работников (женщин, подростков, инвалидов, лиц, работающих в особых климатических условиях, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными или иными особыми условиями труда, а также в отдельных отраслях экономики).1
Одним из специфических черт правового регулирования трудовых отношений является учет наличия единства и дифференциации правового регулирования трудовых и непосредственно с ними связанных отношений. Единство правового регулирования трудовых отношений свидетельствует о внутренней неразрывной связи всей совокупности норм, регулирующих общественные отношения, составляющие предмет трудового права, а дифференциация проявляется в наличии специальных норм, распространяющихся на отдельные категории работников (женщин, подростков, инвалидов, лиц, работающих в особых климатических условиях, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными или иными особыми условиями труда, а также в отдельных отраслях экономики).1
Единство правового регулирования труда проявляется в наличии общих норм, закрепляющих общие принципы правового регулирования труда. К ним в первую очередь относятся Конституционные принципы, которые отражаются в ст. 2 ТК РФ ( в частности, равенство прав и свобод человека и гражданина, закрепленное в Конституции РФ отражается в ТК РФ в виде принципа равенства прав и возможностей работников). Единство проявляется также в правах и обязанностях работников и работодателей (ст. 21, 22 ТК РФ) в общих положениях гл. I ТК, в общих нормативных актах трудового законодательства, распространяющихся на всю территорию России (ТК и др.) и на всех работников, где бы и кем бы они ни работали. Данные нормы носят общий характер, применимы во всех ситуациях, связанных с реализацией источников трудового права.
Наряду с общими нормами существуют специальные нормы, которые призваны отразить специфику труда отдельных работников или труда, протекающего в особых условиях. Такие нормы обеспечивают дифференциацию при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права.
Можно выделить три вида норм, призванных обеспечить дифференциацию в правовом регулировании труда:
1) Нормы-льготы. Подобные нормы могут появиться на различных уровнях правовой регламентации труда: федеральном, межотраслевом, отраслевом, региональном, местном, локальном. Предоставление дополнительных льгот не вступает в противоречие с вышестоящим по юридической силе законодательством, поскольку права и свободы человека и гражданина объявлены высшей ценностью, которая составляет смысл деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и должна обеспечиваться правосудием;
2) Нормы - приспособления. Данный вид норм призван обеспечить адаптацию общих норм к особенностям трудовой деятельности. К числу таких норм следует отнести предписания об установлении суммированного учета рабочего времени, которые
призваны обеспечить соблюдение общей продолжительности рабочего времени за учетный период, то есть приспособить общую норму к особенностям трудовой деятельности. Подобные нормы не имеют в своем содержании ограничений прав и свобод человека и гражданина в сфере труда. Поэтому они также могут быть созданы на различных уровнях правовой регламентации труда;
3)Нормы-изъятия. Установление изъятий связано с ограничением прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере труда, могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следовательно,нормы, предусматривающие изъятия из общих правил, могут быть включены только в содержание федерального закона. Однако для применения этих норм при регулировании трудовых отношений недостаточно включение этих норм в содержание федерального закона без внесения соответствующих изменений в ТК РФ. Как следует из ч. 4 и 5 ст. 5 ТК РФ, федеральный закон, противоречащий ТК РФ, может применяться после внесения в Кодекс соответствующих изменений. Поэтому дополнительным условием применения норм, ограничивающих права и свободы в сфере труда, является внесение соответствующих изменений в ТК РФ. Естественно, нормы, которые призваны изъять из применения общие правила, должны быть разработаны для достижения перечисленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целей. Без указания цели, ради которой разработана и применяется норма, ограничивающая права и свободы человека и гражданина в сфере труда, ее реализация противоречит ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.2
Все специальные нормы дифференциации могут содержаться и в общих актах (например, разд. XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» ТК РФ —ст. 251-351, т.е. сто статей или почти четвертая часть всего Кодекса посвящена им). Специальные нормы могут составлять отдельный специальный акт (например, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. в ред. Федерального закона от 21 июня 1995 г., Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.).3
В науке
трудового права основные концептуальные
положения о единстве и дифференциации
правового регулирования
Единство
и дифференциация правового регулирования
трудовых отношений - взаимосвязанные
категории, они раскрываются в науке
трудового права без
Факторы дифференциации.
Дифференциация в правовом регулировании труда происходит по определенным направлениям, факторам.
Факторы дифференциации можно подразделить на две группы: объективные и субъективные. Первая включает основания, обусловленные объективными факторами, характеризующими место и условия работы. Эти особенности отражаются в регулировании рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и иных институтов. К числу объективных могут быть отнесены факторы, которые проявляются при правовом регулировании труда:
1) условия
труда в организации (
2) климатические условия, в которых протекает трудовая деятельность. Например, работники районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей могут претендовать на установленные законодательством дополнительные льготы;
3) значение
отрасли экономики и
4) форма
собственности организации,
лишь при наличии самостоятельно заработанных средств. Организации частной формы собственности призваны соблюдать установленный государством минимум трудовых прав, имея возможности за счет собственных средств улучшать положение работников в сравнении с трудовым законодательством;
5) техническая оснащенность места работы или выполняемой трудовой функции.8
Вторая группа оснований дифференциации характеризует граждан, вступающих в трудовые отношения, т.е. учитываются половозрастные, физиологические особенности работника, состояние его здоровья, характер трудовой связи работника и предприятия. Эти обстоятельства предопределяют особенности в регулировании труда женщин, подростков, инвалидов, пенсионеров, иными словами, субъектная дифференциация конкретизирует применение правовых норм к различным субъектам не в силу исполнения ими трудовых обязанностей в специфических условиях, а вследствие особых свойств, характеризующих их самих. Установление особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников относится к ведению федеральных органов государственной власти. Такие особенности предусмотрены разд. XII Трудового кодекса РФ. 9 К ним относятся:
Приведенный перечень объективных и субъективных факторов дифференциации при регулировании отношений в сфере труда не является исчерпывающим. В законодательстве могут появиться и другие факторы, послужившие основанием для дифференцированного регулирования трудовых отношений.
Субъекты трудового права - это участники общественных отношений, регулируемых трудовым законодательством, которые обладают трудовыми правами и обязанностями и могут реализовывать их. Всех субъектов трудового права можно разделить на общих и специальных. На общий субъект трудового права применяются нормы Трудового Кодекса РФ и нормы, которые выделяют субъектов по следующим основаниям: полу, возрасту, должности, виду трудового договора, виду работодателя, отраслевому признаку…Эти нормы распространяются на всех граждан. Но, наряду с нормами, распространяющимися на всех граждан существуют нормы, которые распространяются на отдельные категории работников (особенности труда которых не отражены в ТК РФ) и регулируются специальным законодательством, отражающим определенные права этих лиц, обязанности, особенности трудовых правоотношений. Можно привести примеры данных норм: ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», который устанавливает особенности регулирования труда частных охранников, согласно которому «Граждане, занимающиеся частной охранной деятельностью, подлежат страхованию на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное страхование граждан, занимающихся частной охранной деятельностью, осуществляется за счет средств соответствующей охранной организации и включается в состав ее затрат»10
Также можно перечислить ряд Федеральных законов регулирующих трудовую деятельность отдельных категорий работников: ФЗ « О федеральной службе безопасности»; ФЗ « О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания РФ»; ФЗ « О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппарата судов РФ» и т.д.
Тенденции — это основные направления формирования и развития правовых норм данной отрасли или ее отдельных институтов. Отражая уровень общественного развития, тип демократии, достижения юридической науки и практики, тенденции показывают направления изменений в трудовом законодательстве, что позволяет совершенствовать его и практику применения норм трудового права.11
Информация о работе Единство и дифференциация правового регулирования социально-трудовых отношений