Единство и дифференциация правового регулирования социально-трудовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 15:26, контрольная работа

Описание

Одним из специфических черт правового регулирования трудовых отношений является учет наличия единства и дифференциации правового регулирования трудовых и непосредственно с ними связанных отношений. Единство правового регулирования трудовых отношений свидетельствует о внутренней неразрывной связи всей совокупности норм, регулирующих общественные отношения, составляющие предмет трудового права, а дифференциация проявляется в наличии специальных норм, распространяющихся на отдельные категории работников (женщин, подростков, инвалидов, лиц, работающих в особых климатических условиях, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными или иными особыми условиями труда, а также в отдельных отраслях экономики).1

Работа состоит из  1 файл

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ.docx

— 39.74 Кб (Скачать документ)

Анализ системы российского  трудового законодательства позволяет  выделить следующие тенденции развития трудового права РФ.

  1. Проведение государственной политики в области занятости населения. Данная тенденция находит выражение в том, что с переходом к рыночным отношениям в стране проявилось такое социальное явление, как безработица, и ее рост вызвал принятие мер по обеспечению занятости. Это было закреплено в Законе РФ «О занятости населения в РФ».
  2. Демократизация трудового законодательства. Эта тенденция касается механизма регулирования труда — установления, изменения и прекращения трудовых отношений, условий труда, участие трудовых коллективов и органов, представляющих интересы работников, разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, повышения роли договорного регулирования, закрепления права трудящихся на забастовку. Ранее эти положения были отражены в законах РФ, а теперь закреплены в Трудовом кодексе.
  3. Расширение сферы действия трудового законодательства. Как уже отмечалось. Трудовой кодекс распространяет свое действие на все области трудовой деятельности в России независимо от форм собственности и характера отношений, в том числе на государственную службу.
  4. Закрепление норм международно-правового регулирования труда в отечественном законодательстве. Применение мировых стандартов регулирования труда. Международная организация труда (МОТ), действующая при Организации Объединенных Наций (ООН), разрабатывает конвенции и рекомендации в сфере правового регулирования трудовых отношений; многие из этих норм продублированы в российском законодательстве.
  5. Углубление дифференциации правового регулирования труда. Это не только создание специальных норм-льгот, но и норм — приспособлений и изъятий. С целью оптимального разграничения правового регулирования труда различных категорий работников. Трудовой кодекс РФ предусмотрел целый ряд новых глав, регулирующих особенности отдельных видов трудовых отношений.
  6. Усиление правовой защищенности работников находит отражение в усилении роли договорного регулирования в этой области на различных уровнях, в установлении в централизованном порядке гарантий защищенности работников, которые не могут быть уменьшены при заключении договоров и соглашений, но могут быть увеличены. Возможность применения мер самозащиты — отказаться от работы в случае задержки зарплаты сроком более 15 дней (ст. 142 ТК РФ). Улучшение социальной защищенности работников в части применения законов об обязательном социальном страховании трудящихся.12

Реформы в сфере защиты трудовых прав граждан проводятся по трем важнейшим  направлениям.

Первое направление — существенное обновление трудового законодательства, которое началось с принятия Трудового кодекса РФ, но имело серьезные изменения в результате принятия Федерального закона от 30.06.2006 г. № 90 и продолжается до сих пор.

Второе направление — формирование системы специальных органов по рассмотрению трудовых споров. В связи с этим обсуждался вопрос создания специализированных судов по трудовым спорам, которые обеспечат реализацию в полном объеме конституционного права на судебную защиту, сокращение сроков рассмотрения трудовых споров и восстановления нарушенного права, быстрое исполнение судебных решений. А также был принят Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», который определил возможность разрешения споров, возникающих из трудовых правоотношений с участием медиатора.

Третье направление реформирования трудовых отношений — развитие социального партнерства. Система социального партнерства начала формироваться в России еще до проведения экономических реформ. Одним из первых шагов было принятие постановления Совмина СССР, ВЦСПС от 06.03.1966 г. «О заключении коллективных договоров на предприятиях и в организациях». Затем был целый ряд законов «О коллективных договорах и соглашениях», а с началом реформ и усилением социальной напряженности в сфере труда был принят Закон СССР от 09.10.1989 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», замененный в последствии Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». После принятия Трудового кодекса РФ и внесения в него изменений в 2006 г. положения этих законов были перенесены в Кодекс, а сами законы утратили силу.

Демократизация трудового законодательства, установление и изменение трудовых отношений при активном участии  работников в лице их представителей одно из перспективных направлений, хотя социальная защищенность представителей трудового коллектива с принятием  Трудового кодекса значительно  ослабла.13

1 Потапова Н.Д. Общая характеристика концептуальных положений по вопросу единства и дифференциации в правовом регулировании трудовых отношений.

2 Миронов В.И. Трудовое право: Учебник. - Спб, Питер, 2009 -864с

3 Гусов К.Н. Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник.- М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.-496 с

4 Потапова Н.Д. Общая характеристика концептуальных положений по вопросу единства и дифференциации в правовом регулировании трудовых отношений.

5 Иванов С.А., Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Советское трудовое право: вопросы теории. М. Наука. 1978. с. 317.

6 Рабинович – Захарин С.Л. К вопросу о дифференциации советского трудового права. //Вопросы советского гражданского и трудового права//. М. Издательство Академии наук СССР. 1952 г. С. 101.

7 Потапова Н.Д. Общая характеристика концептуальных положений по вопросу единства и дифференциации в правовом регулировании трудовых отношений.

8 Миронов В.И. Трудовое право: Учебник. - Спб, Питер, 2009 -864с

9 Трудовой кодекс Российской Федерции. – М:.Проспект, КноРус. – 224с.

10 О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации/ФЗ 11 марта 1992 № 2487-1// Российская газета. – 30.04.1992.- №100.

11 Гусов К.Н. Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник.- М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.-496 с

12 Гусов К.Н. Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник.- М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.-496 с

13 http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/razvitie-trudovogo-prava.html


Информация о работе Единство и дифференциация правового регулирования социально-трудовых отношений