Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 23:24, дипломная работа
Экономические преобразования в Российской Федерации последнего десятилетия, связанные с переходом к рыночной экономике, привели к существенным изменениям в общественных отношениях, в том числе в области трудоустройства и занятости. Долгие годы в нашей стране обеспечивалась полная занятость населения. Конституция СССР 1977 года закрепляла не только право на труд, но и обязанность трудиться.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Правовой статус безработного 5
1.1. Понятие безработного. Порядок регистрации безработных граждан и признания их безработными 5
1.2. Права и обязанности безработного 15
ГЛАВА 2. Гарантии социальной поддержки 19
Пособие по безработице 20
Выплата стипендии безработным гражданам в период обучения по направлению службы занятости 31
Возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости 35
Участие безработных граждан в общественных оплачиваемых работах 36
Материальная и иная помощь безработным 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
Нормативные акты 53
Список использованной литературы 55
Также необходимо учитывать режим работы (наличие многосменности, скользящий график), характер работы. В действительности, очень сложно подобрать работу, подходящую гражданину по всем условиям последнего места работы. А так как Закон о занятости не раскрывает содержания условий последнего места работы, то служба занятости принимает за основное условие заработную плату на последнем месте работы.
Третье условие - состояние здоровья гражданина. Служба занятости ведет поиск вакансий, принимая во внимание как возраст гражданина, так и его физические недостатки, имеющиеся хронические заболевания.
Четвертое условие - транспортная доступность рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общего транспорта в данной местности. На практике величина максимальной удаленности устанавливается нормативными актами субъектов РФ или для всех работников, или в зависимости от категорий граждан, нуждающихся в трудоустройстве, например для инвалидов, женщин, имеющих детей, и т.д.
Служба занятости может вносить предложения на рассмотрение местных органов государственного управления об установлении для инвалидов, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, лиц предпенсионного возраста меньшей максимальной удаленности подходящей работы от места жительства граждан, чем это предусмотрено для других категорий граждан.
Помимо перечисленных условий, не может считаться подходящей работа, если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина.
Для некоторых категорий граждан предусматривается, что подходящей работой может быть любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных или иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде (п.3 ст. 4 Закона о занятости). Это правило применяется в отношении граждан:
- впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы; уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
- отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;
- состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работающих;
- обратившихся в органы службы
занятости после окончания
На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело. В нем производятся соответствующие записи о всех предложениях органа по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении его в орган по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) с предложениями органа по вопросам занятости.
Граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в установленный день для регистрации их в качестве безработных, предъявляют в органы по вопросам занятости следующие документы:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку или иные
документы, подтверждающие
- документы, удостоверяющие
При необходимости граждане представляют дополнительную или уточненную справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке.
Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.
Все документы, представляемые гражданами для регистрации в качестве безработных, могут быть подвергнуты проверке на подлинность органами по вопросам занятости с соблюдением установленного срока регистрации граждан в качестве безработных – не позднее 11 календарных дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы.
Таким образом, гражданин, имеющий все основания для регистрации в качестве безработного, после регистрации в целях поиска подходящей работы в течение 10 дней не имеет статуса безработного и подлежит трудоустройству. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы данные граждане признаются безработными с первого дня предъявления необходимых документов (ст. 3 Закона о занятости).
Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости с учетом Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2001) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"6. Так, для регистрации в качестве безработного, ему надлежит представить дополнительно к перечисленным выше документам, индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную государственной службой медико-социальной экспертизы.
Безработными не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане:
- не достигшие 16-летнего возраста;
- которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложения оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды, в том числе и профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности;
- не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
- осужденные по решению
суда к исправительным работам
- представившие документы,
Если гражданину отказано в регистрации в качестве безработного, за ним сохраняется право повторного обращения в органы по вопросам занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о регистрации их безработными. В случае отказа гражданину в регистрации его безработным, органы по вопросам занятости устно или письменно, с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа.
Основаниями для снятия безработных с регистрационного учета, следствием которого является прекращение у гражданина статуса безработного, закон выделяет следующие случаи:
- признание гражданина занятым
в соответствии с действующим
законодательством Российской
По Закону о занятости (ст.2) занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору (контракту); занимающиеся предпринимательской деятельностью; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы; проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, включая обучение по направлению органов службы занятости населения; временно отсутствующие на рабочем месте, когда оно сохраняется за ними; являющиеся учредителями (участниками) организаций, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей) за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;
- неявка без уважительных
- длительная (более месяца) неявка гражданина в органы по вопросам занятости без уважительных причин;
- переезд в другую местность;
- если при обращении в органы
по вопросам занятости со
- осуждение гражданина к
- назначение в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.
Снятие безработных граждан с регистрационного учет осуществляется исключительно на основании решения органа по вопросам занятости.
С момента получения гражданином статуса безработного, между ним и государством в лице органов службы занятости возникают взаимные права и обязанности.
Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы:
- правомочия, направленные на реализацию права на труд;
- правомочия, обеспечивающие
социальную поддержку и
Право граждан на труд
может быть реализовано как путем
прямого обращения к
Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного:
Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, также закреплены в Законе о занятости и предусматривают возможность для безработного получать следующие социальные гарантии и компенсации:
Информация о работе Государственные гарантии социальной поддержки безработных граждан