Источники трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:15, доклад

Описание

Особое место среди источников российского права, в том числе и трудового права, занимает Конституция Российской Федерации.
Конституция РФ 1993 г. закрепила ряд новых положений принципиального характера, которые имеют непосредственное отношение к понятию и содержанию источников российского права вообще и трудового права в частности.

Работа состоит из  1 файл

Источники труд права новый.docx

— 35.57 Кб (Скачать документ)

ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА

 

Особое место среди  источников российского права, в  том числе и трудового права, занимает Конституция Российской Федерации.

Конституция РФ 1993 г. закрепила  ряд новых положений принципиального  характера, которые имеют непосредственное отношение к понятию и содержанию источников российского права вообще и трудового права в частности. Так, в ней отмечается, что права  и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и  применение законов, деятельность законодательной  и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Общепризнанные права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15). Конституция РФ законодательно закрепила свободу труда, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям  безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации  и не ниже установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда, а также права на защиту от безработицы. Она признала право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждому предоставляется право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37).

Нормы трудового законодательства формируются и федеральными конституционными законами. Принятие таких законов  предусмотрено Конституцией РФ по основным вопросам жизни государства. Статья 108 Конституции РФ предусмотрела особую процедуру принятия федерального конституционного закона: закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Таким образом, здесь не предусматривается возможность отклонения федерального конституционного закона Президентом РФ и повторного в связи с этим рассмотрения его в обеих палатах Федерального Собрания. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, ибо последние имеют большую юридическую силу.

Среди ФКЗ РФ следует выделить Закон о чрезвычайном положении, предусматривающий нормы трудового  права, которые в условиях чрезвычайного  положения. К таковым следует  отнести: возможность запрета забастовок и иных способов приостановления  или прекращения деятельности организации, отстранения от работы руководителей  государственных организаций в  связи с ненадлежащим исполнением  ими своих обязанностей и назначения других лиц временно исполняющими обязанности  таких руководителей. Аналогичные  нормы содержатся и в Законе о  военном положении, которые действуют  в случае введения этого положения, как на всей территории РФ, так и  в отдельных субъектах РФ.

Среди нормативных актов  о труде федерального уровня основополагающим является ТК РФ, вступивший в действие с 1 февраля 2002 г. Он закрепляет принципиальные положения правового регулирования  труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие  между работниками и работодателями. ТК РФ имеет приоритет перед иными  федеральными законами, содержащими  нормы трудового права. Все они  должны соответствовать трудовому  кодексу РФ, что обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно  связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных противоречий. В случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс. Кроме того, предусмотрены последствия принятия нового федерального закона, противоречащего ТК РФ. Такой закон применяется, если соответствующие изменения и дополнения внесены в ТК РФ (ст. 5 ТК РФ). В нем дается разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяется сфера действия трудового права и его отграничение от гражданского права, закреплены принципы социального партнерства в сфере труда, помогающие находить компромиссные решения с учетом интересов, как работодателей, так и лиц наемного труда, расширена роль договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, отражены особенности условий труда отдельных категорий работников, внесены новеллы в различные институты трудового права. Вместе с тем, ТК РФ нельзя признать полностью совершенным нормативно-правовым актом, об этом свидетельствует достаточное количество изменений внесенных за последние три года.

Наряду с ТК РФ, являющимся кодифицированным актом общего значения, среди источников трудового права  получили распространение комплексные  нормативные акты (федеральные законы), относящиеся к межотраслевому правовому  регулированию в рамках отдельных  институтов этой отрасли. К их числу логично отнести Законы о государственной службе, об основах охраны труда и др.

Следующим по юридической  иерархии источником трудового права  являются законы Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ федеральные законы принимаются  Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов  и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины из числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон  подлежит повторному рассмотрению Государственной  Думой. При несогласии Государственной  Думы с решением Совета Федерации  федеральный закон считается  принятым, если при повторном голосовании  за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов  Государственной Думы.

Принятый федеральный  закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцати дней со дня поступления либо подписывает  и обнародует закон, либо отклоняет  его. При отклонении закона Государственная  Дума и Совет Федерации в установленном  Конституцией порядке вновь рассматривают  данный закон. Если при повторном  рассмотрении федеральный закон  будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение  семи дней и обнародованию.

Поскольку Конституция РФ 1993 г. относит трудовое законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. 1 ст. 72), следует различать среди источников трудового права наряду с федеральными законами законы субъектов Российской Федерации. Более того, вне пределов ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние (т.е. республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа) осуществляют собственное правовое регулирование общественных отношений по труду, включая принятие законов. При этом законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между Федеральным Законом и законом субъектов РФ действует федеральный закон.

Среди законов субъектов  РФ в сфере труда также следует  различать конституционные и  обычные (текущие) законы. Все они  принимаются соответствующими органами государственной власти - законодательными собраниями (думами) республик, областными, краевыми, городскими думами и другими  местными органами государственной  власти, распространяя свое действие на соответствующие регионы.

Таким образом, законы как  источники трудового права России по органам их принятия и юридической  силе можно классифицировать по следующим  трем группам:

1) федеральные конституционные  законы;

2) федеральные законы;

3) законы субъектов Российской  Федерации (конституционные и  текущие).

В соответствии со ст. 104 Конституции  РФ право законодательной инициативы (в том числе и по вопросам трудового  права) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам  Государственной Думы, Правительству  РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему  Арбитражному суду по вопросам их ведения.

Среди подзаконных источников трудового права ведущую роль играют указы Президента РФ. Деятельность Президента РФ определяется ст. 83-89 Конституцией РФ, однако основные направления такой  деятельности установлены только самым  общим образом, что позволяет  толковать нормотворческую деятельность Главы государства достаточно широко. Представляется, что в соответствие с предоставленными Конституцией РФ полномочиями, он может оперативно (непосредственно до принятия закона) издавать необходимый нормативный указ по определенному кругу рассматриваемых отношений, что в свою очередь не является препятствием для принятия соответствующего вопросу закона. При этом содержание закона не может быть ограничено содержанием соответствующего акта Президента. Так, например, Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2146 регулирует вопросы привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы, а Указ Президента РФ от 5 ноября 1992 г. N 1335 определяет дополнительные меры по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организаций. Вместе с тем, рассматриваемые нормативные акты РФ должны соответствовать ТК РФ и учитывать динамику правового регулирования трудовых и тесно связанных с ними отношений. Именно поэтому Главой государства подписан Указ от 5 октября 2002 г. N 1129 "О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации" (с изменениями от 16 августа, 7 сентября 2004 г., 2 февраля, 31 декабря 2005 г.), а аналогичный нормативный акт от 28 декабря 2006 г. N 1475 признает утратившими силу некоторые указы Президента РФ.

Не все акты президента следует рассматривать в качестве источников права (в том числе  источников трудового права). Такое  значение имеют только указы нормативного характера, т.е. те из них, которые содержат правовые нормы общеобязательные правила  поведения. Указы, не содержащие нормативных  положений, обычно носят персонифицированный  характер и источниками права  не являются. К их числу можно  отнести, например, указы о награждении  работников орденами, о присвоении работникам классных чинов, почетных званий и т.п.

Постановления Правительства  РФ как источники трудового права  издаются во исполнение Конституции  РФ, федеральных законов, нормативных  указов Президента РФ. Они представляют собой акты исполнительной власти РФ, носящие подзаконный характер. В  юридической иерархии источников права постановления Правительства стоят вслед за законами РФ и указами президента нормативного значения.

В отличие от указов Президента РФ как источников права, принимаемых  единолично, постановления Правительства  Указы Президента РФ - акты коллегиального органа, поскольку правительство  состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных  министров. Процедура коллективного  принятия постановлений Правительства, как и порядок его деятельности вообще, определяется конституционным  законом.

Постановления Правительства  Российской Федерации обязательны  для исполнения на всей территории России всеми ее гражданами. В случае их противоречия Конституции РФ федеральным  законам и указам Президента РФ они, как указывалось выше, могут быть отменены Президентом РФ.

В системе источников трудового  права постановления Правительства  РФ занимают весьма заметное место. Они, по существу, охватывают весь круг общественных отношений, составляющих предмет трудового  права. Обычно постановления Правительства  издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти РФ, в том числе и для реализации законодательных положений.

Постановления Правительства  подписываются Председателем Правительства  РФ и публикуются в Собрании законодательства Российской Федерации (СЗ РФ).

Постановления, инструкции и разъяснения Минздрава РФ относятся  к специфической разновидности  источников трудового права, поскольку  исходят от компетентного органа государственного управления, наделенного  полномочиями издавать акты по применению и разъяснению законов РФ о  труде и соответствующих указов Президента и постановлений Правительства РФ. Постановления, инструкции и разъяснения Минтруда РФ издаются в целях обеспечения правильного и единообразного толкования и применения законов о труде и актов вышестоящих органов государственного управления, регулирующих общественные отношения в сфере труда. Они касаются вопросов нормирования и оплаты труда в различных государственных отраслях народного хозяйства, утверждения квалификационных характеристик рабочих и служащих, порядка предоставления льгот и преимуществ отдельным категориям работников, режима труда и отдыха на отдельных предприятиях и производствах.

Информация о работе Источники трудового права