Коллективные договоры как источник трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:38, контрольная работа

Описание

Целью работы являются разработка общего правового понятия коллективных договоров на современном этапе развития общества, выявление проблематики и анализ состояния трудового законодательства, регулирующего эту сферу.

Задачей работы является выявление правового статуса коллективных договоров, их возникновения и прекращения их деятельности. В круг задач, стоящих перед настоящей работой, входят также выявление взаимосвязей между сходными объектами, характера правовых связей с субъектами трудовых правоотношений, характеристика ответственности за нарушение правового режима и выявление существующей проблематики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика коллективного договора 6
1.1 Понятие и нормативно-правовое регулирование коллективного договора 6
1.2 Функции коллективного договора 14
1.3 Стороны коллективного договора 15
1.4 Исторические аспекты коллективно-договорного регулирования 20
Глава 2. Ведение коллективных переговоров 23
2.1 Порядок ведения коллективных переговоров 23
2.2 Внесение изменений и дополнений путем коллективных переговоров 26
Глава 3. Содержание коллективного договора 28
3.1 Условия коллективного договора 28
3.2 Срок действия договора, его регистрация 30
Заключение 32
Список использованной литературы…………………………………………........34

Работа состоит из  1 файл

ОТЗ - Колективные договоры.docx

— 90.20 Кб (Скачать документ)

 

    1.3. Стороны коллективного договора

 

    Сторонами договора являются работники организации  в лице их представителей и работодатель, в необходимых случаях представляемый руководителем организации или  другим полномочным лицом.

    Работники выступают не как отдельные обособленные личности, а в качестве самостоятельного субъекта – трудового коллектива организации. При этом сами работники  и трудовые коллективы непосредственно  не участвуют в заключении коллективного  договора, а действуют в лице представителей – органов профсоюзов или иных уполномоченных представительных органов.  Таким образом, различаются сторона  коллективного договора – ею являются работники (трудовой коллектив) и участники  коллективного договорного процесса – ими на стороне работников могут  быть профсоюзные органы и органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании работников организации  и уполномоченные им.

    При заключении или изменении коллективного  договора представителями работников являются.

  1. органы  профсоюзов (первичная профсоюзная организация);
  2. иные представители, избираемые работниками .

    В соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзам, их объединениям, первичным организациям также предоставлено право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров от имени работников. В нем предусмотрено общее право профсоюзов на представительство и защиту прав и интересов работников.23

    

      Если переговоры по заключению  коллективного договора ведет  орган профсоюза, то работники,  не являющиеся членами профсоюза,  могут уполномочить профсоюз  представлять их интересы во  время переговоров.

    Возможные представительные органы от каждой из сторон четко определены в законодательстве, что является основанием юридического признания их полномочного участия  в коллективно-договорном процессе.

    Полномочия  представителей работников оформляется  в письменной форме.

    Поскольку в современных условиях в организации  возможны случаи, когда одновременно несколько представительных органов  будут претендовать на заключение договора, разрешение проблемы выбора полномочного органа должно быть отдано самим работникам. Если такой орган отсутствует, представители  работников вправе самостоятельно вести  переговоры и заключать коллективный договор.

    Другой  стороной коллективного договора  является работодатель. Представителем работодателя обычно выступает руководитель организации. Но уполномоченным представителем работодателя могут быть и другие должностные лица из числа администрации организации, имеющие соответствующие полномочия.

    Представитель работодателя, который ведет переговоры по заключению, изменению, прекращению  коллективного договора, должен быть указан в уставе организации или  в другом правовом акте (например, представительские  правомочия указанных должностных  лиц могут быть оформлены особым приказом работодателя).

    Представителями работодателя являются руководители организаций или другие полномочные лица. Они могут быть названы в уставе организации или ином правовом акте, например в доверенности, приказе. Работодатели, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, политические партии не могут создавать органы работников, которые будут представлять их при заключении договоров.

    Лица, представляющие работодателей, не имеют  право представлять работников.    

      

    

     Согласно  части 4 статьи 20 ТК РФ работодатель –  физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения  с работником. В случаях, предусмотренных  федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать  трудовые договоры.

     Часть 5 вышеназванной статьи делит работодателей  – физических лиц на две категории:

        - физические лица – индивидуальные  предприниматели;

       - физические лица, нанимающие работников  для личного обслуживания и  помощи по ведению домашнего  хозяйства (далее – работодатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями). Из этого следует, работодатели физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не могут заключать коллективный договор.

  Новая редакция  ТК РФ по-другому определяет  порядок представительства интересов  работников в социальном партнерстве,  в частности при ведении коллективных  переговоров и заключении коллективных  договоров. Согласно части 2 статьи 29 интересы работников при проведении  коллективных переговоров, заключении  или изменении коллективного  договора, осуществлении контроля  за его выполнением представляет  первичная профсоюзная организация  или иные представители, избираемые  работниками. Профсоюзная организация - это добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от формы собственности и подведомственности, действующее на основании общего положения, принятого им в соответствие с уставом, или на основе общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. То есть, такое положение может быть утверждено отдельно, или может являться составной частью устава профсоюза. Однако во всех случаях в положении о первичной профсоюзной организации должно содержаться право представлять работников в коллективных переговорах и при заключении коллективных договоров с работодателями.

 

     Это необходимо для обеспечения законности представительства интересов работников их профсоюзной организацией24.

       Инициатором коллективных переговоров  по подготовке и заключению  коллективного договора либо  по внесению в него изменений  вправе выступить любая сторона.  Та сторона, которая проявила  инициативу, должна направить другой  стороне письменное уведомление  с предложением о начале соответствующих  коллективных переговоров. Письменное  уведомление составляется в произвольной  форме, но в нем обязательно  должно указано предложение об  их начале. В нем могут быть  указаны: предполагаемый состав  представителей сторон, сроки и  место переговоров, а также  порядок их проведения.

Содержание и  структура коллективного договора определяются сторонами в лице их представителей самостоятельно с соблюдением  основных принципов социального  партнерства (статья 24 ТК РФ).

 

1.4 Исторические аспекты коллективно-договорного  регулирования

 

     В дореволюционной юридической литературе отмечалось, что тарифными договорами или коллективными договорами, заключаемыми союзом или группой рабочих с  отдельными работодателями или их союзом, устанавливается комплекс норм, определяющих содержание будущих рабочих договоров  на случай заключения таковых членами  группы или союза25.  Л.С.Таль считал, что коллективные договоры составляют разновидность нормативных соглашений, т.е. один из способов автономного создания внутреннего порядка промышленных предприятий, одну из форм внезаконодательного правотворчества26.

     

     В период нэпа основной упор также делался  на нормативный характер коллективного  договора. В соответствии со ст. 15 КЗоТ 1922 г. коллективный договор представлял  собой соглашение, которое устанавливает  условия труда и найма для  отдельных предприятий и определяет содержание будущих личных (трудовых) договоров найма. С. Рабинович-Захарин  писал в то время, что смысл  коллективного договора в том, чтобы  закрепить те или иные улучшения  сверх того, что предписывает КЗоТ. Следовательно, коллективный договор  содержит трудовые нормы, т.е. правила, устанавливающие условия труда27. Такой подход объясняется тем, что КЗоТ 1922 г. устанавливал лишь обязательный минимум условий труда работников, улучшение этих условий по сравнению с Кодексом происходило преимущественно в порядке коллективно-договорного регулирования. Соответственно, коллективный договор в указанный период устанавливал общие нормы, общие условия, автоматически входящие в содержание индивидуальных трудовых договоров.

    Позже ситуация изменилась, поскольку усилилось  централизованное государственное  регулирование условий труда. В  это время, несмотря на то что продолжал  действовать КЗоТ 1922 г., в коллективный договор общие нормы, определяющие условия труда, включались постольку, поскольку они касались  

вопросов, не урегулированных в законодательстве. В связи с этим А.Е. Пашерстник отмечал, что основное значение коллективного  договора в этот период состоит в  том, что он становится важнейшим  хозяйственно-политическим двусторонним обязательством. На первое и главное  место выдвигается именно обязательственная  сторона коллективного договора, направленная на достижение основных задач социалистического предприятия, вытекающих из государственного плана. С учетом этого он делал вывод, что советский коллективный договор  не может рассматриваться как  источник права. Коллективный договор, по его мнению, являлся двусторонним соглашением между конкретными  лицами о принятии на себя ряда конкретных обязательств (т.е. актом обязательственного характера), предметом и целью  которого являются выполнение и перевыполнение плана, улучшение условий труда. По его мнению, это объясняется  наличием в коллективном договоре большого количества норм морали, весьма ограниченной сферой действия и тем, что он рассчитан  на короткий период времени, а нормы, устанавливаемые им, обладают настолько  узкой степенью общности, что она  почти совпадает с кругом конкретных трудовых правоотношений в данном предприятии28.

    В отличие от данного подхода позже  в науке советского трудового  права акцент вновь делался на нормативном характере коллективного  договора и указывалось на наличие  в нем обязательственных условий. Так, по мнению А.И. Шебановой, коллективный договор - это соглашение о нормативных  условиях по вопросам труда и заработной платы, разрабатываемое для соответствующего предприятия в пределах предоставляемых  прав и в соответствии с действующим  законодательством29. Б.А. Архипова указывала, что коллективный договор как соглашение, которое устанавливает локальные подзаконные нормы, регулирующие применительно к условиям данного предприятия и в порядке конкретизации действующего законодательства о труде трудовые отношения рабочих и служащих с предприятием, а также отношения между администрацией и профсоюзной организацией предприятия (ее органами) по вопросам труда, быта, культуры и

    

участия в управлении предприятием.

     Кроме того, коллективный договор предусматривает  юридические обязательства администрации30. Правовой характер коллективного договора отмечали также О.В. Смирнов31, А.М. Куренной32.

 В начале 90-х годов, давая определение  коллективного договора, В.Ф. Цитульский  подчеркивал его исключительно  нормативный характер: "Современный  коллективный договор - это локальный  нормативно-правовой акт, представляющий  собой комплекс норм обычного  типа, норм-соглашений и плановых  норм, направленных на локальное  регулирование трудовых, социально-экономических  отношений применительно к данному  предприятию" 33. 

Глава 2. Ведение коллективных переговоров

 

2.1. Порядок ведения коллективных переговоров 

     Для содействия коллективным переговорам  предусматриваются меры, соответствующие  национальным условиям каждой страны. Они должны быть направлены на то, чтобы:

     коллективные  переговоры были возможны для всех предпринимателей и всех трудящихся;

     коллективные  переговоры постепенно распространялись на все вопросы отношений в  коллективе;

     поощрялась  разработка правил процедуры согласования между организациями предпринимателей и трудящихся;

     проведению  коллективных переговоров не препятствовали отсутствие регулирующих их правил или  неполный их свод;

     органы  и процедуры разрешения трудовых конфликтов содействовали коллективным переговорам.

     Так, внесены изменения в ст. 36 ТК РФ, состоящую теперь из трех частей, следующего характера.

     В часть 1 внесена технико-юридическая  правка, и она гласит, что представители  работников и работодателей участвуют  в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению (ранее  было "и". - Прим. авт.) коллективного  договора, соглашения и имеют право  проявить инициативу по проведению таких  переговоров.

     

Часть 2 дана в иной редакции. В частности, "представители стороны, получившие предложение в письменной форме  о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в  течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием  представителей от своей стороны  для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров  и их полномочий.

Информация о работе Коллективные договоры как источник трудового права