Автор работы: Лялька Мото, 11 Августа 2010 в 22:40, реферат
В настоящее время накоплен значительный национальный и зарубежный опыт разработки законодательных и иных нормативных правовых актов по разрешению коллективных трудовых споров организаций различных форм собственности. Вместе с тем, имеются и малоисследованные вопросы по данной проблематике, в числе которых находится проблема соединения теоретических разработок с современной практикой разрешения коллективных трудовых споров в практической нормотворческой деятельности.
Введение…………………………………………………………………..3
1.Понятие коллективных трудовых споров. Служба по урегулированию коллективных трудовых споров…………………………………………………..5
2. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией…………………………………………………………………………..7 3.Рассмотрение коллективного трудового спора с участием
посредника..................................................................................................................9
4. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже…….12
5. Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора……….15
6. Объявление и проведение забастовки…………………………………………20
7. Правовое положение работников в период проведения забастовки………...25
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованной литературы…………………………………………..28
Члены примирительной комиссии обязаны сохранить государственную, служебную, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.
Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания соответствующих актов о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон. Данное решение оформляется протоколом.
Заседания примирительной комиссии, как правило, проводятся в рабочее время. В ходе рассмотрения спора стороны предоставляют членам комиссии материалы и документы, необходимые для обсуждения всех возможных вариантов разрешения спора.
Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом, который подписывается представителями сторон и членами комиссии. В протоколе, имеющем для сторон спора обязательную силу, фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным.
Если
при рассмотрении коллективного
трудового спора в
3. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут (но не обязаны) в течение трех рабочих дней пригласить посредника — третье, незаинтересованное лицо. Главная функция посредника — оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.
При
необходимости стороны
Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного соглашения с будущим посредником, руководителем организации, где он работает, должно быть оформлено протоколом заседания представителей сторон коллективного трудового спора.
Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому к рассмотрению коллективного трудового спора в качестве посредника, может осуществляться по соглашению сторон.
Общая
продолжительность участия
Порядок рассмотрения спора с участием посредника определяет он сам по соглашению со сторонами (ст. 403 ТК).
Посредник имеет право:
Посредник обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.
Посредник должен рассмотреть спор в течение семи календарных дней с момента его приглашения или назначения. В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур с участием посредника, могут быть продлены по согласованию сторон.
Согласованное решение представителей сторон и посредника 'оформляется протоколом совместного заседания представителей
сторон коллективного трудового спора и посредника и подписывается представителями сторон и посредником. В протоколе фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным.
Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, создание трудового арбитража). Протокол разногласий подписывается представителями сторон и посредником.
4. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже
Если в течение трех рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража.
Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создастся в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. Он состоит из трех арбитров, рекомендованных Службой по урегулированию коллективных трудовых споров или предложенных самими сторонами. 15 состав трудового арбитража не должны входить представители спорящих сторон.
Служба по урегулированию коллективных трудовых споров в цепях обеспечения оперативного подбора квалифицированных трудовых арбитров ежегодно составляет списки лиц, рекомендуемых к привлечению в качестве трудовых арбитров при рассмотрении коллективных трудовых споров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей по согласованию с лицами, рекомендуемыми в качестве трудовых арбитров. Списки пересматриваются ежегодно. В них могут быть включены руководители, специалисты (экономисты, юристы и т.п.) организаций, научные работники, представители органов исполнительной власти субъектов Федерации, работники Службы, специалисты по труду органов местного самоуправления, представители профсоюзных органов.
Трудовой арбитраж также создается в случаях:
работе примирительной комиссии;
организаций, в которых законодательством Российской Федерации запрещено или ограничено проведение забастовок;
посредником недостижения согласия при рассмотрении спора примиритель ной комиссией, если стороны в качестве следующей примирительной процедуры, выбрали рассмотрение спора в трудовом арбитраже
Трудовой
арбитраж создается сторонами
Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и Службы по урегулированию коллективные трудовых споров.
Возможная компенсация затрат лицам, привлекаемым к рассмотрению коллективного трудового спора в качестве трудовых арбитров, может осуществляться по согласованию сторон спора.
Конкретные лица могут неоднократно привлекаться к рассмотрению коллективных трудовых споров в составе трудовых арбитражей. При этом общая продолжительность их участия в разрешении таких споров не может быть более трех месяцев в году. Это положение не распространяется на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров в составе трудовых арбитражей входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянного места работы.
Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.
Для реализации возложенных на него задач трудовой арбитраж наделяется соответствующими полномочиями. Так, трудовые арбитры имеют право:
Трудовые
арбитры обязаны сохранять
Процедура рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем (регламент его работы) определяется сторонами и Службой при создании трудового арбитража. Регламентом могут быть установлены: продолжительность ежедневных заседаний; правила замены одного из трудовых арбитров в случае болезни и других непредвиденных обстоятельств; очередность объяснений лиц, представляющих стороны по существу спора; возможность и порядок отвода трудовых арбитров и т.д.
Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора.
Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.
Соглашение,
достигнутое сторонами
Контроль за исполнением соглашения осуществляется сторонами коллективного трудового спора.
Трудовой кодекс устанавливает особенности разрешения коллективных трудовых споров в случаях, когда в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 413 в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка. В этих случаях создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу. При этом если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает Федеральную служба по труду и занятости.
5. Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора.
Особым способом разрешения коллективного трудового спора является забастовка. Право на забастовку признано Конституции РФ (ч. 4 ст. 37).
В современной практике международного регулирования труда сложилось понимание забастовки как действия, имеющего цель добиться от работодателя (объединения работодателей) изменено условий труда или сохранения этих условий в неизмененном вил (если инициатором их изменения выступает работодатель). Забастовка рассматривается как часть коллективного трудового спора, в ходе которой стороны спора продолжают его урегулирование в условия проведения работниками акции силового давления на работодатель в допустимых законом формах.
Рекомендация МОТ № 92 призывает воздерживаться от забастовок в течение всего времени ведения переговоров о примирении или рассмотрения конфликта органом, разрешающим трудовой конфликт (в примирительной комиссии, трудовом арбитраже, посредником), поскольку в таком случае забастовка оказывается средством давления на этот орган.