Коллективные трудовые споры

Автор работы: Лялька Мото, 11 Августа 2010 в 22:40, реферат

Описание

В настоящее время накоплен значительный национальный и зарубежный опыт разработки законодательных и иных нормативных правовых актов по разрешению коллективных трудовых споров организаций различных форм собственности. Вместе с тем, имеются и малоисследованные вопросы по данной проблематике, в числе которых находится проблема соединения теоретических разработок с современной практикой разрешения коллективных трудовых споров в практической нормотворческой деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1.Понятие коллективных трудовых споров. Служба по урегулированию коллективных трудовых споров…………………………………………………..5
2. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией…………………………………………………………………………..7 3.Рассмотрение коллективного трудового спора с участием
посредника..................................................................................................................9
4. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже…….12
5. Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора……….15
6. Объявление и проведение забастовки…………………………………………20
7. Правовое положение работников в период проведения забастовки………...25
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованной литературы…………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

Мой реферат.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)
    • приостановить забастовку.

     В случае приостановления забастовки для ее возобновления не требуется  повторного рассмотрения спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже. Работодатель и Служба по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены о возобновлении забастовки не позднее, чем за три рабочих дня.

          В период проведения забастовки стороны обязаны продолжить разрешение коллективного трудового спора путем проведения примирительных процедур.

     В тех организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях) или у тех индивидуальных предпринимателей, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества (организации здравоохранения, охраны общественного порядка, транспорта, энергетики и т.п.), при проведении забастовки должен быть обеспечен минимум необходимых работ (услуг). Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества работодателя и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

     Перечень  минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли), экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию   с    соответствующим   общероссийским    профессиональным союзом. В случае если в отрасли (подотрасли) экономики действует несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со всеми действующими общероссийскими профессиональными

союзами. Порядок разработки и утверждения  перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством РФ.

     Орган исполнительной власти субъекта Федерации  на основе перечней минимума необходимых работ (услуг), разработанных и утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти, разрабатывает и утверждает по согласованию с соответствующими территориальными объединениями организаций профессиональных союзов (объединениями профессиональных союзов) региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), конкретизирующие содержание и определяющие порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ (услуг) на территории соответствующего субъекта Федерации..    Минимум необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения) индивидуального предпринимателя, определяется соглашением сторон коллективного трудового спора совместно с органом местного самоуправления на основе перечней минимума необходимых работ (услуг) в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. Включение вида работ (услуг) в минимум необходимых работ (услуг) должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан. В минимум необходимых работ (услуг) не подлежат включению работы (услуги), не предусмотренные соответствующими перечнями минимума необходимых работ (услуг).

     Судебная  коллегия Верховного Суда РФ в определении  от 3 октября 1996 г. указала, что заявление о пересмотре пункта соглашения об обеспечении минимума работ на период проведения забастовки подведомственно суду.

     В случае недостижения соглашения минимум  необходимых работ (услуг) устанавливается органом исполнительной власти субъекта

Федерации.

     Решение указанного органа, устанавливающее  минимум необходимых работ (услуг) в организации, филиале, представительстве, может быть обжаловано сторонами коллективного трудового спора в суд.

     При необеспечении минимума необходимых  работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной.

7. Правовое положение работников в период проведения забастовки

     Начало  забастовки не свидетельствует о  намерении работников прекратить трудовые отношения с работодателем. На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность.

     Тем не менее у работодателей нередко возникает соблазн решить проблему забастовки путем увольнения бастующих сотрудников и найма на их место новых. Возможно также увольнение работников целью их «наказания» за участие в забастовке. Такие увольнения, и первые годы забастовочного движения носившие массовый характер, получили название «локаут».

     Локаут  — это увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке. Прямой запрет локаута установлен в ст. 415 ТК. Работодателе прибегающий к локауту, может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 5.34 КоАП.

     Участие работника в забастовке не может  повлечь и применение к нему мер дисциплинарной ответственности и, соответственно, рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины.

     Трудовой  кодекс разделяет правовое положение  работников, участвующих и не участвующих в забастовке.

     Работникам, принимающим участие в забастовке (за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума pабот (услуг)), работодатель имеет право не выплачивать в этот период заработную плату. В то же время коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке.

     Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя не по вине работника производится в размере не менее двух третей тарифной ставки (оклада) в соответствии со ст. 157 ТК. Работодатель имеет право переводить указанных работников на другую работу.

     Коллективным  договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке, чем предусмотренный Трудовым кодексом.

 

      Заключение.

       Разрешение коллективных трудовых споров — это важнейшая форма самозащиты работниками своих трудовых прав, когда они, считая свои интересы нарушенными, обращаются в юрисдикционный орган.

     Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют правонарушения в сфере труда, являющиеся непосредственным поводом спора. Когда действия обязанного субъекта были законными, а другой субъект считает их неправомерными, то здесь также может возникнуть трудовой спор, хотя правонарушения нет. Есть или нет трудовое правонарушение — это устанавливает юрисдикционный орган, рассматривающий трудовой спор.

     Само  трудовое правонарушение нельзя еще  считать трудовым спором, а различная  его оценка субъектами является разногласием, которое субъекты могут решить сами. Такое разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор лишь в том случае, если оно не урегулировано самими сторонами и поэтому вынесено на рассмотрение юрисдикционного органа, т. е. оспорено действие (бездействие) обязанного субъекта, нарушившего трудовое право другого.

     Трудовой  спор возникает, когда разногласие переносится на разрешение юрисдикционного органа. Трудовой спор может возникнуть и без правонарушения, если субъект трудового права (работник, профком, трудовой коллектив) обращается в юрисдикционный орган, оспаривая отказ другого субъекта установить новые или изменить существующие социально-экономические условия труда и быта.

 

      Список использованной литературы:

    1. Трудовое право России: Учебник / Под ред. СП. Маврина, Е.Б. Хохлова. — М.: Юристъ, 2003. — 560 с.
    2. Пресняков М.В., Чаннов СЕ. Трудовое право России: Учебник. — М.: Юристь, 2007. — 477 с.
    3. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник.- 3-е изд..перераб. и доп. –М.: Юристь,2001-496с.
    4. Айман Т.О.  Трудовое право :Учебное пособие.-2-е изд., перераб. и доп.- М.:ИНФРА-М,2002-240с.
    5. Охрана труда в РФ: новое законодательство, правоприменительная практика и прокурорский надзор/ И.С.Викторов, В.Г. Бессарибов, Д.Г.Алексеев, А.Б. Швецов «Юрлитинформ»,2003-392с.
    6. Трудовой кодекс Российской федерации. - М.:ГроссМедиа,2007.-192с.
    7. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г.) //СЗ РФ от 15 января 1996 г. N 3, ст. 148; от 25 марта 2002 г., N 12, ст. 1093; от 29 июля 2002 г., N 30, ст.ст.  3029,3033;
    8. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (с изменениями от 6 ноября, 30 декабря 2001 г.) //СЗ РФ от 27 ноября 1995 г. N 48, ст. 4557; от 12 ноября 2001 г., N 46, ст. 4307; от 7 января 2002 г. (Часть I), N 1, ст. 2
    9. Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. – М.: ООО»ТК Велби», 2002
    10. Лютов Н.Л. Коллективные трудовые споры: сравнительно-правовой анализ. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 256 с.
    11. Трудовое право: учебник/ Н.А. Бриллиантова [и др]; под ред О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007- 600 с.
 
 

 

     

Информация о работе Коллективные трудовые споры