Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:17, контрольная работа
Согласно международному и российскому законодательству, работники и работодатели не только состоят в правоотношениях и участвуют в правоприменении, но и обладают правом на участие в правовом регулировании трудовых отношений. Формой регулирования права на коллективно – договорное регулирование является коллективно – договорной акт.
Одним из главных источников международно-правового регулирования труда являются акты, принятые МОТ.
Конвенции и рекомендации МОТ разрабатываются и принимаются Международной конференцией труда с использованием одинаковой процедуры. Их принятию предшествует обсуждение на двух последовательных международных конференциях (сессиях МОТ). МБТ готовит предварительные доклады, в которых обобщаются законодательство и практика в различных странах. Каждая конвенция (рекомендация) обсуждается специальной комиссией, сформированной конференцией, и должна быть одобрена большинство в 2/3 присутствующих делегатов.
Хотя процедура принятия конвенции и рекомендации одинакова, их юридическая сила и порядок применения различны.
Конвенция после её ратификации обычно двумя государствами – членами МОТ становится многосторонним международным соглашением и налагает обязательства как на ратифицировавшие, так и на не ратифицировавшие её государства. В случае ратификации конвенции государство обязано принять законодательные или иные акты для проведения её в жизнь и регулярно представлять в МОТ доклады относительно принятых мер по эффективному применению ратифицированной конвенции (такие доклады предоставляются один раз в 2-4 года в зависимости от важности конвенции). Если конвенция не ратифицирована, государство всё же несёт обязательство информировать по запросам Административного совета МОТ о состоянии национального законодательства и практики в отношении нератифицированной конвенции и о мерах, которые предполагается принять для придания ей силы.
Рекомендация
не является международным договором
и не требует ратификации. Вместе
с тем было бы неверным недооценивать
её значение и определённую юридическую
силу. Она представляет собой обращённое
к государствам пожелание, предложение
(совет) ввести соответствующие нормы
в национальное законодательство. Рекомендация
содержит материал для ориентации в
мировом опыте, необходимый для
совершенствования
Рекомендация как и конвенция должна быть представлена правительством государства – члена МОТ на рассмотрение компетентных властей для придания рекомендации силы путём принятия закона или иным путём, при этом МОТ должна быть информирована о результатах такого рассмотрения. В дальнейшем государства должны представлять в МОТ такую же информацию относительно реализации рекомендаций, как и нератифицированных конвенций.
Согласно Уставу принятие государством конвенции или рекомендации МОТ не может изменять во вред работникам действовавшее в данной стране законодательство.
Устав МОТ определяет порядок пересмотра устаревших международных актов. В настоящее время примерно 50 конвенций МОТ пересмотрены последующими конвенциями. Это не отменяет прежние конвенции, а означает лишь то, что прежняя конвенция с момента вступления в силу новой перестаёт быть открытой для ратификации, а ратификация государством новой (изменённой) конвенции означает денонсацию прежней (если иное не предусмотрено в самом тексте конвенции). При принятии пересмотренной конвенции Международная конференция труда каждый раз решает, закрыта ли прежняя конвенция для ратификации и означает ли ратификация пересмотренной конвенции денонсацию прежней.[7]
Устав МОТ содержит положения о контроле за соблюдением (применением) конвенций и рекомендаций. Механизм контроля включает деятельность Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций, состоящего из авторитетных юристов различных стран, назначаемых МБТ «в личном качестве», и Комитета Международной конференции труда по применению конвенций и рекомендаций, состоящего из представителей правительств, профсоюзов и организаций предпринимателей.
Доклады правительств о применении конвенций и рекомендаций первоначально рассматриваются Комитетом экспертов. Он формулирует замечания, относящиеся к тем или иным правительствам, либо направляет им запросы. Комитет публикует также периодические обзоры о применении в различных странах конвенций МОТ.
Ежегодные
доклады Комитета экспертов передаются
в Комитет по применению конвенций
и рекомендаций, который образуется
на каждой сессии МОТ. Этот последний
Комитет обсуждает доклад Комитета
экспертов, в случаях необходимости
требует объяснений от соответствующих
правительств, посылает представителей
МОТ (с согласия правительств) в государства,
где допускаются нарушения
Уставом МОТ создан специальный механизм рассмотрения жалоб на нарушения государствами обязательств по соблюдению международных трудовых стандартов.
Представления (жалобы) на государства – члены МОТ, не соблюдающие ратифицированные конвенции, могут быть направлены в МОТ любым государством – членом МОТ, национальной организацией трудящихся и предпринимателей, международными организациями. Такие представления (жалобы) рассматриваются в комиссиях и комитетах, формируемых Административным советом, в том числе в Комитете по свободе объединений.
Нормативные акты МОТ выходят за рамки проблематики трудового права, предмета его регулирования. Они включают положения, относящиеся к праву социального обеспечения, свободному времени трудящихся, строительству жилья для работников, их бытовому обслуживанию, статистике труда, профессионально-техническому образованию и профессиональной ориентации, организации и способам деятель6ности государственных органов по управлению трудом. Многие акты МОТ относятся не только к зависимым (наёмным) работникам, но и к независимым работникам, предпринимателям, а в ряде случаев ко всему населению.
Декларация основополагающих принципов и прав в сфере труда, принятая на 86-й сессии МОТ в июне 1998 г., сформулировала 4 принципа, соблюдение которых является обязательным для всех государств – членов МОТ. Это свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного труда; запрещение детского труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий.
По своему содержанию нормативные акты МОТ обычно классифицируются по следующим группам:
ü Акты, осуществляющие защиту основных прав и свобод человека в области труда;
ü Акты, относящиеся к обеспечению занятости, защите от безработицы;
ü Акты, регулирующие условия труда;
ü Акты по безопасности и гигиене труда;
ü Акты, регулирующие труд работников, нуждающихся в повышенной правовой защите;
ü Акты, регулирующие труд отдельных категорий работников;
ü Акты регулирующие сотрудничество организаций работников, работодателей, государства, мирные способы разрешения трудовых конфликтов;
Данная классификация лишь частично совпадает с подразделением трудового права на традиционные институты. Обращает на себя внимание то, что некоторые вопросы труда остались полностью или частично вне регламентации. Например, в самой минимальной степени отрегулированы в международных актах трудовой договор, порядок разрешения индивидуальных трудовых споров, участие работников в управлении производством; отсутствуют правила, относящиеся к забастовкам, дисциплине труда.[8]
Возможность
участия ООН в международном
регулировании труда
Конкретизация этого осуществлена во Всеобщей декларации прав человека, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. в форме резолюции. В этом документе сформулированы основные права и свободы человека, в число которых входят и важнейшие трудовые права: право на труд, на свободный выбор работы, на защиту от безработицы; право на справедливые и благоприятные условия труда; право на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации; право на удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него и его семьи; право на создание профсоюзов и вступление в них; право на отдых, включая право на разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый периодический отпуск.
Всеобщая декларация прав человека не имеет обязательного для государств характера. Это в большей мере программный, политический акт.[9]
Второй важнейший документ ООН, фиксирующий трудовые права, - это Международные пакты о правах человека, одобренные Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах трудовым правам посвящено значительное число статей. В нём закреплены право на труд, одинаковые для всех возможности продвижения по работе исключительно на основе трудового стажа и уровня квалификации, право на отдых, особая охрана труда, интересов женщин-матерей, детей и подростков и др. Международный пакт о гражданских и политических правах содержит нормы о запрещении принудительного труда и свободном осуществлении права на ассоциацию.
Международные конвенции ООН о ликвидации расовой дискриминации (1966г.) и дискриминации в отношении женщин (1979 г.) запрещают расовую и этническую дискриминацию, а также дискриминацию женщин, в частности в сфере труда и трудовых отношений. В 1990 г. ООН принята Международная конвенция о защите прав трудящихся мигрантов и членов их семей, в которой существенное место уделено трудовым правам мигрантов.
На
региональном уровне источниками международно-
СЕ
принял более 130 конвенций, в том
числе в области труда. Среди
них Европейская социальная хартия
(1961 г.), которая с некоторыми изменениями,
учитывающими региональную специфику,
воспроизводит универсальные
Важнейший акт ЕС, в котором провозглашены социальные и экономические права, - «Хартия основных социальных прав трудящихся» (1989 г.).
Сравнительно с новой
Основные задачи МОТ согласно её уставу:
ü Разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-бытовых проблем;
ü Разработка и принятие международно-трудовых норм для осуществления принятой политики;
ü Помощь странам – членам МОТ в решении проблем занятости и сокращения безработицы;
ü Защита трудовых прав человека, улучшение условий, охраны труда, взаимоотношений трудящихся с администрацией, разработка мер по особой защите в труде и занятости слабо социально защищённых групп населения;
К 2001
г. МОТ приняла более 182 конвенций
и 190 рекомендаций (в России действуют
менее 1/3 этих конвенций). Конвенции
МОТ для страны, к ним присоединившейся
путём их ратификации, обязательны
для исполнения. МОТ контролирует
это. Рекомендации МОТ не подлежат ратификации,
но их значение в том, что они часто
подробно разъясняют конвенции, дополняют
их, а рекомендации МОТ по вопросам,
не предусмотренным конвенциями, помогают
в совершенствовании
Основные трудовые права человека были закреплены актами ООН. Эти трудовые права конкретизируют акты МОТ, например, о запрете принудительного труда – Конвенция №29 (1936г.) и Конвенция №105 (1957 г.). В Конвенции №29 развёрнуто даётся понятие принудительного труда, в Конвенции №105 расширены меры по устранению принудительного труда, в том числе запрет его в качестве меры дисциплинарного взыскания.
Большое
количество актов МОТ конкретизирует
положения актов ООН о
Общие
положения о занятости Пакта
ООН 1966 г. и в частности о достижении
государствами-участниками
В ряде актов МОТ установлены критерии незаконного увольнения и предусмотрена защита от них. Так, Конвенция №158 предусматривает, что увольнение возможно лишь при наличии законных оснований, связанных со способностями или поведением работника или признанием производства банкротом. Данная Конвенция в России пока не ратифицирована, т.к. у нас эти основания закреплены чётче и яснее.