Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:04, контрольная работа
В контрольной хотел бы поподробнее проанализировать законы и иные нормативные акты, относящиеся к моей теме. Главной целью и задачей моей работы я вижу рассказать о самом коллективном договоре, как об основе трудовых отношений в организации, основываясь на последних изменениях в трудовом законодательстве Российской Федерации.
Введение ………………………………………………………………………………………
Глава1. Понятие коллективного договора, его функции и стороны………………………
1.1. Понятие коллективного договора……………………………………………………….
1.2. Функции коллективного договора……………………………………………………….
1.3. Работники и представители работников…………………………………………………..
1.4. Работодатели и представители работодателей……………………………………………
Глава2. Ведение коллективных переговоров……………………………………………………
Глава3. Содержание коллективного договора…………………………………………………..
Глава4. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров……………………
4.2. Забастовка. Последствия участия работников в законных и незаконных забастовках….
4.3. Исполнение решений по коллективным трудовым спорам……………………………..
Заключение ………………………………………………………………………………………
Список использованных источников и литературы………………………………………….
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………
Глава1. Понятие коллективного договора,
его функции и стороны………………………
1.1. Понятие коллективного договора……………………………………………………….
1.2. Функции коллективного договора……………………………………………………….
1.3. Работники и представители работников………………………………………………….
1.4. Работодатели и представители работодателей……………………………………………
Глава2. Ведение коллективных переговоров…………………………………………………
Глава3. Содержание коллективного договора…………………………………………………..
Глава4. Рассмотрение и разрешение коллективных
трудовых споров……………………
4.2. Забастовка. Последствия участия работников
в законных и незаконных забастовках….
4.3. Исполнение решений по коллективным
трудовым спорам……………………………..
Заключение ………………………………………………………………………………
Список использованных источников и литературы………………………………………….
В настоящее время коллективный
договор носит характер локально-правового
нормативного акта, призванного служить
своеобразным «внутренним трудовым кодексом»
для наёмных работников и работодателя
в конкретной организации. Он является
актом непосредственного участия трудовых
коллективов в правовом регулировании
труда работников данного производства,
в создании локальных норм трудового права
и в управлении предприятием.
Трудовой кодекс изменил условия
представительства сторон, порядок разработки
и заключения коллективного договора.
Специальный раздел Кодекса посвящен
социальному партнерству в сфере труда,
одной из форм которого названы коллективные
переговоры по подготовке проектов коллективных
договоров, соглашений и их заключению.
Тенденция развития трудовых
правоотношений состоит в сужении сферы
государственного регулирования и в расширении
дозволений, рекомендаций относительно
того, как лучше решать в организациях
вопросы труда и заработной платы в коллективно-договорном
порядке при установлении условий труда
работников, их социальной защите, согласовании
социально-трудовых интересов работников
и работодателей. Это означает, что более
высокий уровень трудовых прав и гарантий
для работников по сравнению с тем, что
установлено законодательством, может
быть предусмотрен именно в коллективных
договорах.
В контрольной хотел бы поподробнее
проанализировать законы и иные нормативные
акты, относящиеся к моей теме. Главной
целью и задачей моей работы я вижу рассказать
о самом коллективном договоре, как об
основе трудовых отношений в организации,
основываясь на последних изменениях
в трудовом законодательстве Российской
Федерации.
1. ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО
ДОГОВОРА И ЕГО ФУНКЦИИ
1.1 Понятие коллективного
договора.
Трудовой кодекс РФ рассматривает
коллективный договор как правовой акт,
регулирующий социально-трудовые отношения
в организации или у индивидуального предпринимателя
и заключаемый работниками и работодателями
в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ).
В коллективном договоре с учетом финансово-экономического
положения работодателя могут устанавливаться
льготы и преимущества для работников,
условия труда, более благоприятные по
сравнению с установленными законами,
иными нормативными правовыми актами,
соглашениями (ст. 41 ТК РФ). В целом ряде
случаев коллективный договор необходим
для нормативного обоснования действий
руководителя организации (например, по
оплате труда персонала).
И так, коллективный договор
- это соглашение, которое устанавливает
дополнительные гарантии для работников
и ответные обязательства с их стороны
по отношению к администрации. Такой договор
призван повышать правовые и социальные
гарантии для персонала по сравнению с
теми, что установлены трудовым законодательством.
1.2.Функции коллективного
договора
Коллективный договор выполняет
сразу несколько функций.
Функции коллективного договора
Защитная Оптимизирующая Регулирующая
Защитная
функция коллективного договора заключается
в том, чтобы защитить интересы работников,
ведь в трудовых отношениях работодатель
является экономически более сильной
стороной. Например, в коллективном договоре
можно предусмотреть меры по сохранению
рабочих мест на случай механизации или
автоматизации производства или, скажем,
запрет на увольнение за прогул женщин
с маленькими детьми.
Оптимизирующая
функция: коллективные договоры способствуют
упрощению трудовых договоров, оптимизации
расчетов затрат на оплату труда.
Регулирующая
функция: коллективный договор позволяет
избежать открытых конфликтов между работниками
и работодателем. Пока договор остается
в силе, он регулирует трудовые отношения
и помогает разрешить все вопросы, возникающие
у сторон в связи с его положениями.
В соответствии со статьей 36
Трудового кодекса представители работников
и работодателей могут проявить инициативу
по проведению переговоров и заключению
коллективного договора. Традиционно
инициируют заключение договора сотрудники,
однако с таким предложением вполне может
выступить и работодатель.
В процессе работы над проектом коллективного
договора у руководителя появляется уникальная
возможность составить максимально точное
представление о реальных интересах и
потребностях работников. Заключение
коллективного договора помогает наладить
партнерские отношения работодателя с
профсоюзом.
С точки зрения эффективного управления,
коллективный договор выполняет в организации
ещё целый ряд важных функций, в числе
которых следует выделить нормативно-регулирующую
(создание свода правил и норм организации), интегративную
(снижение уровня конфликтности, объединение
коллектива) и коммуникативную
(расширение информационного обмена в
организации и взаимопонимания между
менеджерами и работниками).
Коллективный договор
устанавливает права и
Необходимость заключения коллективных
договоров признана в большинстве стран
с рыночной экономикой. Статус коллективных
договоров в развитых странах чрезвычайно
высок, поскольку они являются важным,
а зачастую - главным источником трудового
права.
1.3.Работники и представители
работников.
Работники - физические
лица, вступившие в трудовые отношения
с работодателем. Эти отношения базируются
на соглашении между работником и работодателем
о личном выполнении работником за плату
трудовой функции (работы по определенной
специальности, квалификации или должности)
с подчинением правилам внутреннего трудового
распорядка при обеспечении работодателем
условий труда, предусмотренных трудовым
законодательством, коллективным договором,
соглашениями, локальными нормативными
актами, трудовым договором (ст. 15, 20 ТК
РФ).
Лица, связанные с организацией гражданско-правовыми
отношениями, в том числе и длительного
характера, могут участвовать в коллективных
переговорах лишь в качестве приглашенных
экспертов, специалистов и посредников.
Они не являются работниками организации,
поскольку не подчиняются правилам внутреннего
трудового распорядка, самостоятельно
определяют условия своего труда, получают
вознаграждение не за выполнение трудовой
функции, а за конкретные услуги или товары.
Коллективный договор на них не распространяется.
В ряде случаев первичная профсоюзная
организация, в соответствии со ст. 3 Федерального
закона от 12.01.96 № 10-ФЗ "О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности",
объединяет в своих рядах не только работников,
но и временно не работающих, пенсионеров.
В коллективном договоре могут быть предусмотрены
меры социальной поддержки работодателем
определенного круга лиц, не обладающих
статусом работника (ветеранов, безработных,
несовершеннолетних детей умерших работников
и т.д.). На собраниях, связанных с волеизъявлением
работников в отношении коллективного
договора, пенсионеры и временно не работающие
члены профсоюза могут участвовать только
в качестве приглашенных. В то же время,
поскольку эти лица входят в состав субъекта
коллективных трудовых отношений - первичной
профсоюзной организации - они могут быть
направлены ее органом в комиссию для
ведения коллективных переговоров, подготовки
проекта коллективного договора и его
заключения.
Работники выступают не как отдельные
обособленные личности, а в качестве самостоятельного
субъекта - трудового коллектива организации.
При этом сами работники и трудовые коллективы
не участвуют непосредственно в заключении
коллективного договора, а действуют в
лице представителей - органов профсоюзов
или иных уполномоченных представительных
органов. Таким образом, различаются сторона коллективного
договора - ею являются работники (трудовой
коллектив) и участники коллективного
договорного процесса - ими на стороне
работников могут быть профсоюзные органы
и органы общественной самодеятельности,
образованные на общем собрании работников
организации и уполномоченные им.
Поскольку в современных условиях в организации
возможны случаи, когда одновременно несколько
представительных органов будут претендовать
на заключение договора, разрешение проблемы
полномочного органа должно быть отдано
самим работникам. Если такой орган отсутствует,
представители работников вправе самостоятельно
вести переговоры и заключать коллективный
договор.
Представители работников
– профессиональные союзы и их объединения,
иные профсоюзные организации, предусмотренные
уставами общероссийских, межрегиональных
профсоюзов, или иные представители, избираемые
работниками в случаях, предусмотренных
настоящим Кодексом (ст. 29 ТК РФ).
При этом органам общественной самодеятельности
для представления работников при коллективных
переговорах и в коллективных договорах
требуется предоставить специальные полномочия.
Профсоюзные же органы уполномочены представлять
работников на коллективных переговорах
и на заключении коллективных договоров
в силу своего устава, которое должно содержать
право на такое представительство.1Международн
Первичный профсоюзный орган, действующий
в организации, уполномочен представлять
ее работников в соответствии в уставом
его профессионального союза, содержащего
указание на такое представительство,
либо на основании положения о первичной
профсоюзной организации, принятого ею
в соответствии с уставом профсоюза.
В соответствии с Федеральным законом
"О профессиональных союзах, их правах
и гарантиях деятельности" профсоюзам,
их объединениям, первичным организациям
также предоставлено право на ведение
коллективных переговоров и заключение
коллективных договоров от имени работников.
В нем предусмотрено общее право профсоюзов
на представительство и защиту прав и
интересов работников.3
Отношения профсоюзов, первичных профсоюзных
организаций и их органов с другими представителями
работников (органами общественной самодеятельности)
строятся на основе сотрудничества. При
этом Законом "О профессиональных союзах,
их правах и гарантиях деятельности"
прямо установлено, что наличие иных представительных
органов в организации не может использоваться
для воспрепятствования деятельности
профсоюзов.
В коллективно-договорной практике участвует
первичная профсоюзная организация. Это
- добровольное объединение членов профсоюза,
работающих, как правило, в одной организации
независимо от формы собственности и подведомственности,
действующее на основании общего положения,
принятого им в соответствие с уставом,
или на основе общего положения о первичной
профсоюзной организации соответствующего
профсоюза. То есть, такое положение может
быть утверждено отдельно, или может являться
составной частью устава профсоюза. Однако
во всех случаях в положении о первичной
профсоюзной организации должно содержаться
право представлять работников в коллективных
переговорах и при заключении коллективных
договоров с работодателями. Это необходимо
для обеспечения законности представительства
интересов работников их профсоюзной
организацией.4
При отсутствии единого представительного
органа работников законодатель предусматривает,
что каждый представитель вправе самостоятельно
вести переговоры от имени уполномочивших
его работников и заключать отдельный
коллективный договор или предлагать
заключить приложение к коллективному
договору, защищающее специфические интересы
представляемых работников по профессиональному
признаку. Вместе с тем более предпочтительным
является объединение нескольких представителей
и заключение с работодателем единого
коллективного договора.5
Коллективные договоры, подписанные объединенным
представителем работников, а тем более
несколько коллективных договоров, заключенных
работниками одной организации, на практике
встречаются крайне редко, однако споры
о праве на ведение переговоров возникают
все чаще. При этом далеко не всегда подобные
споры завершаются принятием конструктивных
решений, процесс заключения коллективного
договора неоправданно затягивается,
может возникнуть необоснованная дифференциация
условий труда.
Выходом из этой ситуации может стать
практика выбора всеми работниками предприятия
своего единого представителя, пусть даже
в лице смешанной группы из членов профсоюза
и "независимых" представителей от
не охваченных профсоюзом работников.
Одним из наиболее демократических и легитимных
путей формирования такого единого представителя
являются выборы, а практика со временем
установит их критерии и регламент.
2.2.Работодатель и
представители работодателя
Работодатель
- физическое лицо либо юридическое лицо
(организация), вступившее в трудовые отношения
с работником (ст. 20 ТК РФ). Филиалы, представительства,
иные обособленные структурные подразделения
организации не являются работодателями.
Тем не менее, в них могут заключаться
отдельные коллективные договоры (ст.
40 ТК РФ). Таким образом, в крупных организациях,
обладающих разветвленной структурой,
возможно заключение десятков коллективных
договоров с одним и тем же работодателем.
Представители работодателей
- это руководители организации, работодатели
– индивидуальные предприниматели (лично)
или уполномоченные ими лица или объединения
работодателей (ст. 33 ТК РФ). Также в качестве
представителей работодателей могут являться
федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов
РФ, иные государственные органы, органы
местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).
Как правило, работодатель, заключающий
коллективный договор, является юридическим
лицом. На это прямо указывает ч. 1 ст. 40
ТК, определяя коллективный договор как
правовой акт, регулирующий социально-трудовые
отношения в организации. Однако международные
акты в сфере труда, в том числе базовые
Конвенции МОТ N 87 "О свободе ассоциации
и защите права на организацию" (1948)
и N 98 "О применении принципов права
на организацию и заключение коллективных
договоров" (1949), признают право всех
работодателей на объединение и коллективные
переговоры. Иными словами, нужно допустить
возможность заключения коллективного
договора и с работодателем - физическим
лицом, и с субъектом, не обладающим правами
юридического лица, например с фермерским
хозяйством.6
Однако любые представители работодателя
должны иметь соответствующие полномочия,
зафиксированные в уставе организации
либо в ином правовом акте. Таким актом
может быть решение правления, совета
директоров, приказ руководителя организации
и т.д.
Несмотря на то, что полномочия по ведению
коллективного договора от имени работодателя
руководитель организации своим приказом
может предоставить и определенному должностному
лицу из руководящего состава организации
(например, своему заместителю, начальнику
Отдела труда и заработной платы и др.),
подписание коллективного договора от
имени работодателя желательно осуществить
самому руководителю организации как
лицу, отвечающему за ее деятельность,
распорядителю ее средствами, имуществом,
другими ценностями, составляющим материальную
основу коллективного договора.
Документальное подтверждение представительских
полномочий от имени сторон коллективного
договора - одно из решающих условий признания
юридической силы этого правового акта.
В этой связи представительские полномочия
сторон должны быть тщательно оформлены,
чтобы не возникали сомнений в легитимности
заключенных ими договоров.7
2. ВЕДЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ
ПЕРЕГОВОРОВ
Инициатором коллективных переговоров
по разработке, заключению и изменению
коллективного договора вправе выступить
любая из сторон.
Представители стороны, получившие уведомление
в письменной форме с предложением о начале
коллективных переговоров, обязаны в течение
семи календарных дней вступить в переговоры
(ст.36 ТК РФ)8. В этот срок включаются
и нерабочие дни. Если последний день срока
приходится на нерабочий день, то днем
окончания срока считается ближайший
следующий за ним рабочий день (ст. 14 ТК
РФ). Например, если срок вступления в переговоры
истекает 12 декабря, а следующие за ним
13 и 14 декабря являются нерабочими днями,
то последним днем, когда сторона, получившая
уведомление, обязана начать переговоры,
является 15 декабря.
Уведомление вручается в установленном
порядке лицу, ответственному за прием
деловой корреспонденции в организации,
с отметкой на копии документа о дате его
получения, или направляется на имя руководителя
организации почтовым отправлением с
уведомлением о вручении.
Уведомление составляется в произвольной
форме. В нем рекомендуется сформулировать
ваши предложения по срокам, порядку и
месту проведения переговоров, указать
состав лиц, направляемых в комиссию стороной,
направившей уведомление.
В том случае, если в организации действует
несколько профсоюзов, они могут создать
единый, представительный орган заранее
и направить работодателю совместное
уведомление о начале переговоров. Время
формирования такого органа определяется
самими профсоюзами. Поскольку срок в
пять календарных дней, определенный в
ч. 5 ст. 37 ТК РФ, начинает свой отсчет с
момента начала коллективных переговоров
- т.е. по истечении семи календарных дней
после того, как представители работодателя
получили письменное уведомление от выборного
органа одной из первичных профсоюзных
организаций.
Уклонение работодателя или лица, его
представляющего, от участия в переговорах
о заключении, об изменении или о дополнении
коллективного договора, а также необеспечение
работы комиссии по заключению коллективного
договора в определенные сторонами сроки
влечет наложение административного штрафа
в размере от 10 до 30 минимальных размеров
оплаты труда в соответствии со ст. 5.28
Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Приступая к переговорам, стороны на равноправной
основе образуют комиссию для ведения
коллективных переговоров, подготовки
проекта коллективного договора и его
заключения. Лиц, направляемых для работы
в комиссии, каждая из сторон определяет
самостоятельно, в рамках совместных договоренностей
о ее количественном составе. Создание
комиссии оформляется приказом руководителя
организации и постановлением профсоюзного
комитета.
Право на ведение коллективных переговоров
от имени работников, как было сказано
выше, предоставляется их представителям.
На первом месте в качестве представителей
работников выступают профсоюзы.
При этом если в организации действует
один профсоюз, то интересы работников
при переговорах и заключении коллективного
договора представляет этот профсоюз.
Если в организации нет профсоюзной организации,
то вопрос о представительстве работников
на переговорах и при заключении коллективного
договора определяет общее собрание (конференция)
работников.9 Работодатели, органы
исполнительной власти и органы местного
самоуправления обязаны вести переговоры
по социально-трудовым вопросам, предлагаемым
для рассмотрения представителями работников.
Та же обязанность закреплена и в Федеральном
законе "О профессиональных союзах,
их правах и гарантиях деятельности".
За уклонение от участия в переговорах
наступает административная ответственность.
Кроме того, Трудовым Кодексом предусмотрено,
что стороны должны предоставлять друг
другу не позднее двух недель со дня получения
соответствующего запроса имеющуюся у
них информацию, необходимую для ведения
коллективных переговоров.
Если стороны в ходе переговоров не смогли
прийти к согласию по ряду вопросов, то
разрешение разногласий также осуществляется
в соответствие с Трудовым Кодексом РФ.
Другой важной гарантией служит следующее
правило, закрепленное в статье 39 ТК РФ.
Представители работников, участвующие
в коллективных переговорах, в период
их ведения не могут быть без предварительного
согласия органа, уполномочившего их на
представительство, подвергнуты дисциплинарному
взысканию, переведены на другую работу
или уволены по инициативе работодателя,
за исключением случаев расторжения трудового
договора за совершением проступка, за
который в соответствии с ТК РФ предусмотрено
увольнение с работы.