Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:04, контрольная работа
В контрольной хотел бы поподробнее проанализировать законы и иные нормативные акты, относящиеся к моей теме. Главной целью и задачей моей работы я вижу рассказать о самом коллективном договоре, как об основе трудовых отношений в организации, основываясь на последних изменениях в трудовом законодательстве Российской Федерации.
Введение ………………………………………………………………………………………
Глава1. Понятие коллективного договора, его функции и стороны………………………
1.1. Понятие коллективного договора……………………………………………………….
1.2. Функции коллективного договора……………………………………………………….
1.3. Работники и представители работников…………………………………………………..
1.4. Работодатели и представители работодателей……………………………………………
Глава2. Ведение коллективных переговоров……………………………………………………
Глава3. Содержание коллективного договора…………………………………………………..
Глава4. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров……………………
4.2. Забастовка. Последствия участия работников в законных и незаконных забастовках….
4.3. Исполнение решений по коллективным трудовым спорам……………………………..
Заключение ………………………………………………………………………………………
Список использованных источников и литературы………………………………………….
3. СОДЕРЖАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО
ДОГОВОРА
При определении содержания коллективного
договора действует общий принцип свободы
сторон при определении круга обсуждаемых
вопросов (ст. 24 ТК). Однако это не означает,
что свобода сторон безгранична. Во-первых,
стороны не могут обсуждать вопросы, отнесенные
к ведению государственных органов власти,
например, установление порядка разрешения
индивидуальных и коллективных трудовых
споров, порядка приема на работу, привлечения
к дисциплинарной и материальной ответственности
и др. (ст. 6 ТК). Во-вторых, содержание коллективного
договора зависит от компетенции работодателя
по установлению условий труда. Так, работодатели
- организации, финансируемые из бюджета,
не могут устанавливать в коллективном
договоре систему и размер заработной
платы, поощрительные выплаты и т.п. В-третьих,
стороны должны включить в коллективный
договор положения, если в законах или
иных нормативных правовых актах содержится
прямое предписание об этом (ст. 41 ТК). Например,
организации реального сектора экономики
должны закрепить в коллективном договоре
механизм индексации заработной платы
(ст. 134 ТК), организации, расположенные
в районах Крайнего Севера, - установить
сокращенную рабочую неделю для женщин
(ст. 320 ТК) и т.д. В-четвертых, коллективный
договор не может содержать условий, снижающих
уровень прав и гарантий работников, установленный
трудовым законодательством (ст. 9 ТК).
Примерный перечень вопросов, которые
могут найти отражение в коллективном
договоре, приведен в ст. 41 ТК. К ним относится
установление:
формы, системы и размеров оплаты труда,
механизма индексации заработной платы,
стимулирующих выплат, доплат, правил
оплаты труда в условиях, отклоняющихся
от нормальных, и т.п. (при этом необходимо
учитывать компетенцию работодателя и
положения ТК об оплате труда - ст. ст. 134,
135, 139, 143, 144, 147, 149, 152, 154, 158 ТК);
дополнительных гарантий занятости, в
том числе условий увольнения работников
по обстоятельствам, не связанным с виновным
поведением работников, обеспечения переобучения
работников и т.п.;
вида рабочего времени, его продолжительности,
режима;
времени отдыха, включая перерывы, выходные
дни, отпуска (основные и дополнительные),
порядок их предоставления;
обязательств работодателя по обеспечению
охраны труда и экологической безопасности;
дополнительных гарантий обеспечения
трудовых прав и законных интересов работников
при приватизации предприятия, его реорганизации,
банкротстве и других обстоятельствах,
которые могут повлечь неблагоприятные
последствия для работников;
дополнительных гарантий и льгот для работников,
включая дополнительное медицинское страхование
(обслуживание), обеспечение жильем, выплату
пособий, оплату лечения, оздоровления
и отдыха работников и членов их семей;
правил осуществления сотрудничества
работодателя и представительного органа
работников (порядок проведения консультаций,
получения информации, осуществления
контроля за соблюдением коллективного
договора, обеспечение условий деятельности
представительного органа работников
и т.п.).
Этот перечень не является обязательным,
он лишь дает представление о том, какие
проблемы могут быть предметом обсуждения
при заключении коллективного договора.
Тем более он не является исчерпывающим
- стороны могут определить другие актуальные
в данной организации вопросы организации
трудовой деятельности и охраны трудовых
прав. В коллективном договоре может быть
предусмотрено и обязательство работников
воздержаться от объявления забастовки
в том случае, если работодатель выполняет
условия коллективного договора.10
Срок действия коллективного договора
может быть от одного до трех лет, однако
по его окончанию договор действует до
принятия нового или внесения изменений
в действующий договор. Изменения в коллективный
договор вносятся только по взаимному
согласию сторон в порядке, определенном
самим договором.
Рассматриваемый коллективный договор
имеет следующую структуру:
Раздел 1 Общие
положения
Раздел 2 Обязательства
сторон
Раздел 3 Трудовые
отношения
Раздел 4 Рабочее
время и время отдыха
Раздел 5 Организация,
нормирование и оплата труда
Раздел 6 Социальные
льготы, гарантии и компенсации. Социальное
страхование.
Раздел 7 Работа
с молодёжью
Раздел 8 Содействие
занятости
Раздел 9 Охрана
труда
Раздел 10 Гарантии
прав членов профсоюза и деятельности
профсоюзных органов
Раздел 11 Контроль
за выполнением коллективного договора.
Ответственность сторон за выполнение
обязательств по Коллективному договору.
В Общих положениях установлено, что действие
договора распространяется на всех работников
ООО, а также на выборных и штатных работников
профсоюзных органов. Важно отметить,
что уже в первом разделе Коллективный
договор говорит о статусе сотрудника
Общества, а также определяет своё действие
в отношении родственников работника
(п. 1.9.).
Раздел 2 содержит
в себе как и общие обязанности сторон
настоящего Договора, так и распределяет
конкретные обязательства непосредственных
его участников, закрепляя их для каждого
силой законодательства РФ.
Раздел 3 "Трудовые
отношения" в целом составлен грамотно
и также достаточно компактен и формулирует
отношения согласно действующему законодательству.
Раздел 4 "Рабочее
время и время отдыха" составлен с учетом
требований трудового законодательства.
Кроме того, в коллективном договоре конкретизированы
условия предоставления дополнительных
отпусков для работников, работающих в
сменном режиме.
Раздел 5 "Организация,
нормирование и оплата труда" предусматривает,
в основном, оплату труда, премирование,
случаи, в которых Работодатель обязуется
производить доплаты работникам. Стоит
обратить внимание на п.5.1.4., где определяется
основа дифференциации минимальных размеров
тарифных ставок и должностных окладов
всех профессионально-
Раздел 6 "Социальные
льготы, гарантии и компенсации. Социальное
страхование» - один из самых важных в
коллективном договоре; его положения
расшифровываются и конкретизируются
в 7-и приложениях к договору. Раздел составлен
достаточно грамотно. В ряде его положений,
где это допускается законодательством,
коллективный договор либо улучшает существующие
нормы, либо конкретизирует их. Здесь проявляется
продуктивное использование права обеими
сторонами Коллективного договора на
улучшение положения работника в локальных
нормативно-правовых актах организаций
как для непосредственно работающих так
и уже не работающих в организации пенсионеров,
ветеранов производства, а также в случае
смерти тех или иных.
Раздел 7 "Работа
с молодёжью" - редко встречающийся
момент в локальных нормативно- правовых
актах. Данный раздел, усиливая социальную
защищённость молодых работников, декларирует
стремление работодателя избежать таких
моментов, зачастую встречающихся в наше
время, как «старение кадров», оскуднение
запаса перспективных специалистов по
производственной направленности предприятия.
Особенно отмечается п. 7.10 рассматриваемого
договора где «работникам Общества, призванным
на срочную военную службу, в течение трех
месяцев после увольнения в запас сохраняется
право поступления на работу в общество
при наличии вакансий.
Раздел 8 «Содействие
занятости» акцентирует свои положения
на гарантии трудоустройства, обеспечения
жильём, сохранении социальных гарантий
для членов семей работников уволенных
в связи с сокращением численности и штата
предприятия, максимально улучшая положение
таких работников относительно ТК РФ,
оставляя за ними первую очередь в предоставлении
работы при наличии в вакансий с учётом
их квалификации.
В разделе 9 «
Охрана труда» работодатель обязуется
обеспечить организацию охраны труда,
гарантирует разработку в филиалах Общества
планов-мероприятий по улучшению условий
труда и санитарно-бытового обслуживания
работников.
Раздел 10 максимально
фиксирует как для стороны Работодателя,
так и для стороны Работников их отношения,
которые они строят на принципах социального
партнёрства, сотрудничества, уважения
взаимных интересов. Также Раздел определяет
порядок прохождения членов профсоюзов
обучения и переподготовки, порядок взимания
профсоюзных взносов, обязательства по
обеспечению прав, как членов профсоюза
так и тех работников которые в профсоюзе
не состоят.
Некоторые вопросы вынесены в виде отдельных
приложений к договору подписанными фактическими
представителями сторон. Вместе с тем,
следует признать, что в договоре достаточно
раскрыты вопросы добровольного и обязательного
медицинского страхования, обучения и
переподготовки кадров, контроля за выполнением
коллективного договора и многие другие.
Контроль за выполнением коллективного
договора осуществляется сторонами и
их представителями, а также органами
по труду. Стороны договора обязаны каждые
полгода отчитываться о его выполнении
на конференции работников организации.
Согласно действующему законодательству
лица, представляющие работодателя, виновные
в нарушении или невыполнении обязательств
по коллективному договору, подвергаются
штрафу в размере до пятидесяти минимальных
размеров оплаты труда, налагаемому в
судебном порядке.11 Дела о наложении
указанных штрафов рассматриваются по
заявлению представителей работников,
соотвКоллективный трудовой спор – неурегулированные
разногласия между работниками (их представителями)
и работодателями (их представителями)
по поводу установления и изменения условий
труда (включая заработную плату), заключения,
изменения и выполнения коллективных
договоров, соглашений, а также в связи
с отказом работодателя учесть мнение
выборного представительного органа работников
при принятии локальных нормативных актов.12
Порядок разрешения коллективного трудового
спора состоит из следующих последовательных
трех или двух этапов примирительных процедур:
Обязательным первым этапом является
примирительная комиссия, после которой
при недостижении согласия стороны переходят
к рассмотрению спора с участием посредника,
а затем в трудовом арбитраже, и тогда
спор может пройти три этапа рассмотрения.
Или же после примирительной комиссии
стороны могут перенести спор на рассмотрение
трудового арбитража. Если стороны не
достигли согласия, какую примирительную
процедуру использовать после примирительной
комиссии (посредника или трудовой арбитраж),
тогда стороны должны приступить к созданию
трудового арбитража, т. е. Трудовой Кодекс
ограничивает процедуру двумя этапами.
Ни одна из сторон спора не вправе уклониться
от участия в примирительных процедурах.
Каждая примирительная процедура проводится
в установленные законом сроки. Но в случае
необходимости эти сроки могут быть по
соглашению сторон спора продлены. Данные
сроки являются процессуальными.
Исковых, давностных сроков по коллективным
трудовым спорам не установлено. В поддержку
своих требований в период разрешения
коллективных трудовых споров работники
имеют право проводить собрания, митинги,
демонстрации, пикетирование в соответствии
с законодательством.
Представители сторон, примирительная
комиссия, посредники, трудовой арбитраж
и Служба по урегулированию коллективных
трудовых споров обязаны использовать
все предусмотренные законодательством
возможности для разрешения, возникшего
коллективного трудового спора.
Рассмотрение спора
примирительной комиссией
Рассмотрение коллективного трудового
спора примирительной комиссией является
обязательным этапом примирительных процедур.
Порядок рассмотрения коллективного трудового
спора примирительной комиссией регулируется
ст. 402 ТК.
Примирительная комиссия — это совместный
орган спорящих сторон, созданный ими
на паритетных началах в срок до трех рабочих
дней с момента начала спора.
Создание примирительной комиссии оформляется
соответствующим приказом работодателя
и решением представителей работников,
выделяющим в комиссию представителей
сторон на равной правовой основе (в равном
количестве и с равными правами).
Количественный состав примирительной
комиссии устанавливают стороны по соглашению.
Стороны не вправе уклоняться от создания
примирительной комиссии и участия в ее
работе. А если уклоняется одна из сторон
(ст. 406 ТК), то коллективный трудовой спор
передается на рассмотрение трудового
арбитража.
Коллективный трудовой спор должен быть
рассмотрен примирительной комиссией
в срок до пяти рабочих дней с момента
издания приказа (распоряжения) о ее создании.
Указанный срок может быть продлен при
взаимном согласии сторон, что оформляется
протоколом (ст. 402 ТК).
Решение примирительной комиссии принимается
по соглашению сторон коллективного трудового
спора, оформляется протоколом, имеет
для сторон этого спора обязательную силу
и исполняется в порядке и сроки, которые
установлены решением примирительной
комиссии.
При недостижении согласия в примирительной
комиссии стороны коллективного трудового
спора продолжают примирительные процедуры
с участием посредника и (или) в трудовом
арбитраже.
Рассмотрение спора
с участием посредника;
После составления примирительной комиссией
протокола разногласий стороны коллективного
трудового спора в течение трех рабочих
дней могут пригласить посредника самостоятельно
или с помощью службы по урегулированию
коллективных трудовых споров.
Служба по урегулированию
коллективных трудовых споров — это система
государственных и региональных органов
в составе Минтруда РФ и Минтруда субъектов
Федерации.13
Порядок рассмотрения коллективного трудового
спора определяется по соглашению сторонами
спора с участием посредника. Посредник
приглашается по соглашению сторон независимо
от Службы по урегулированию коллективных
трудовых споров или по ее рекомендации.
Стороны могут сами пригласить любого
специалиста в качестве посредника, не
обращаясь в Службу.
Служба осуществляет уведомительную (сторонами)
регистрацию коллективных трудовых споров,
проверяет в случае необходимости полномочия
представителей сторон коллективного
трудового спора, формирует список посредников
и трудовых арбитров и проводит их подготовку,
выявляет и обобщает причины и условия
возникновения коллективных трудовых
споров, подготавливает предложения по
их устранению, оказывает методическую
помощь сторонам на всех этапах разрешения
коллективного трудового спора и организует
финансирование примирительных процедур
— оплату посредников и трудовых арбитров.
Посредник —
это третий нейтральный орган по отношению
к спорящим сторонам, призванный помочь
сторонам достигнуть соглашения по спору.
Посредник имеет право запрашивать и получать
от сторон необходимые документы и сведения
по коллективному трудовому спору, который
должен быть рассмотрен с участием посредника
в срок до 7 календарных дней с момента
его приглашения (назначения) (ст. 403 ТК).
Рассмотрение коллективного
трудового спора с участием посредника
осуществляется в срок до семи рабочих
дней со дня его приглашения (назначения)
и может окончиться одним из двух вариантов:
если по спору соглашение достигнуто,
оно оформляется решением, обязательным
для сторон спора, если соглашение сторон
по спору не достигнуто, то оформляется
протоколом разногласий. С этого момента
оканчивается рассмотрение коллективного
трудового спора с участием посредника.
Если составлен протокол разногласий,
то стороны обращаются к третьему этапу
— трудовому арбитражу.
Трудовой арбитраж — временно действующий
орган для разрешения коллективного
спора, не получившего своего разрешения
в примирительной комиссии или с участием
посредника. Он создается сторонами спора
и Службой по урегулированию коллективных
трудовых споров в срок не позднее трех
рабочих дней с момента окончания рассмотрения
коллективного трудового спора примирительной
комиссией или с посредником в составе
трех трудовых арбитров, рекомендованных
Службой или предложенных сторонами коллективного
трудового спора.
В состав трудового арбитража не должны
включаться представители сторон спора.
Соответствующим решением работодателя,
представителя работников и Службы оформляется
создание трудового арбитража, его персональный
состав, регламент и его полномочия.
Трудовой арбитраж создается в случае,
если стороны коллективного спора заключили
в письменной форме соглашение об обязательном
выполнении его решения (ст. 404 ТК). Это
новое положение Кодекса предоставляет
право работникам начать забастовку, если
стороны после решения спора примирительной
комиссией не достигли соглашения по созданию
посредника и трудового арбитража, т. е.
упрощает для работников начало забастовки,
что, думается, не следовало делать.
Создание трудового арбитража обязательно
в организациях, в которых законом запрещено
или ограничено проведение забастовок
(ст. 406 ТК).
Трудовой арбитраж рассматривает спор
с участием представителей его сторон
в срок до 5 рабочих дней со дня создания
трудового арбитража, может заседать не
один раз. Он рассматривает обращение
сторон, получает необходимые документы
и сведения, касающиеся коллективного
трудового спора, в случае необходимости
информирует органы государственной власти
и органы местного самоуправления о возможных
социальных последствиях коллективного
трудового спора. По окончании рассмотрения
спора трудовой арбитраж принимает решение
по существу спора в письменной форме.
Поскольку в составе трудового арбитража
три арбитра, то его решение может быть
принято и по большинству голосов арбитров.
Если работодатель уклоняется от создания
трудового арбитража, рассмотрения спора
в нем, а также выполнения его решений,
то Закон предоставил право работникам
в этих случаях приступить к забастовке.
Забастовка. Правовые
последствия участия работников в законных
и незаконных забастовках.
Трудовой Кодекс предусмотрел права и
обязанности государственной службы по
урегулированию коллективных трудовых
споров, впервые урегулировал и порядок
разрешения разногласий самими сторонами
до возникновения спора, решаемого примирительной
комиссией, позволяя исключить стихийность
и предупредить коллективные трудовые
споры. Кодекс не приглашает к забастовке,
а вводит ее в правовые рамки, предусмотрев
процедуру ее объявления, гарантии для
участников и правовые последствия незаконной
забастовки.
Забастовка — это временный добровольный
отказ работников от исполнения трудовых
обязанностей (полностью или частично)
в целях разрешения коллективного трудового
спора.14
В отличие от примирительных процедур
разрешения коллективного трудового спора
забастовка — это ультимативное действие
работников, давление на работодателя
путем прекращения работы, чтобы добиться
выполнения своих требований, не урегулированных
в примирительных процедурах, крайняя,
исключительная мера разрешения трудового
спора.15
Право на забастовку — это право трудового
коллектива или нескольких трудовых коллективов,
поскольку сама забастовка — это коллективные
действия, форма коллективного ультиматума
для удовлетворения требований работников,
не получивших разрешения мирным путем.
И никто другой не подпадает под определение
понятия забастовки, данной в ст. 398 ТК.
Трудовой кодекс указывает, что право
работников на забастовку в соответствии
со ст. 37 Конституции Российской Федерации
признается способом разрешения коллективного
трудового спора. Кодекс не допускает
и ограничивает право на забастовку в
некоторых случаях. Так, в ст. 413 его указывается,
что в соответствии со ст. 55 Конституции
РФ являются незаконными и недопускаются
забастовки:
а) в период введения военного или чрезвычайного
положения, либо особых мер в связи с этим,
в органах и организациях Вооруженных
Сил Федерации, других военных, военизированных
и иных формированиях и организациях,
ведающих вопросами обеспечения обороны
страны, безопасности государства, аварийно-спасательных
и поисково-спасательных работ, противопожарных
работ, предупреждения и ликвидации стихийных
бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных
органах; в организациях, непосредственно
обслуживающих особо опасные виды производств
или оборудования, на станциях скорой
и неотложной помощи;
б) в организациях, связанных с обеспечением
жизнедеятельности населения (энергообеспечение,
отопление, теплоснабжение, водоснабжение,
газоснабжение, авиационный, железнодорожный
и водный транспорт, связь, больницы), в
том случае, если проведение забастовки
создает угрозу страны и безопасности
Государства, жизни и здоровью людей.
Следовательно, ТК расширил как безусловный
(п. «а»), так и условный (п. «б») запрет забастовок
и конкретизировал его. Запрещено участие
в забастовках федеральным государственным
служащим законодательством о них.17
Осуществление работниками, их трудовыми
коллективами права на забастовку возможно:
лишь после прохождения примирительных
процедур;
при уклонении работодателя от примирительных
процедур;
когда он не выполняет соглашение, достигнутое
в ходе разрешения коллективного трудового
спора.
В этих случаях работники могут использовать
такие формы, как собрания, митинги, демонстрации,
пикетирование (эти формы могут использоваться
и. в ходе забастовки для поддержания требований).
Участие в забастовке является добровольным,
и никто не может быть принужден к участию
или отказу от участия в забастовке, иначе
принуждающие лица несут дисциплинарную,
административную и даже уголовную ответственность.
Работодатели и их представители не вправе
организовывать забастовку и принимать
в ней участие.
Об объявлении забастовки решение принимается
общим собранием (конференцией) работников
организации, филиала, представительства
или профсоюзной организацией, объединением
профсоюзов. Указанные органы считаются
правомочными принять решение об объявлении
забастовки, если в них присутствует не
менее двух третей общего числа работников,
членов профсоюзной организации (членов
конференции).
Решение соответствующего органа считается
принятым, если за него проголосовало
не менее половины присутствующих на собрании
(конференции).
При невозможности проведения собрания
(созыва конференции) работников представительный
орган работников имеет право утвердить
свое решение, собрав подписи более половины
работников в поддержку проведения забастовки
(ч. 4 ст. 410 ТК).
Работодатель о предстоящей забастовке
предупреждает Службу, информирует поставщиков
и потребителей, принимает меры к сохранению
работоспособности производства, машин,
оборудования и т. д., используя указанный
10-дневный предупредительный срок до начала
забастовки.
Забастовку возглавляет избранный собранием
(конференцией) работников орган или соответствующий
орган профсоюзов.
В период проведения забастовки стороны
обязаны продолжить разрешение коллективного
трудового спора путем проведения различных
примирительных процедур.
В тех организациях, филиалах, представительствах,
работа которых связана с безопасностью
людей, обеспечением их здоровья и жизненно
важных интересов общества (например,
скорая помощь, больницы, водоснабжение,
транспорт) при проведении забастовки
должен быть обеспечен минимум необходимых
для населения работ (услуг), который определяется
соглашением сторон совместно с органами
исполнительной власти или органом местного
самоуправления в 5-дневный срок с момента
принятия решения об объявлении забастовки.
А если такое соглашение не достигнуто,
то он устанавливается органом исполнительной
власти или органом местного самоуправления.
В случае не обеспечения минимума необходимых
работ (услуг) забастовка может быть признана
незаконной.
Забастовка оканчивается подписанием
соглашения спорящими сторонами. Но она
может оканчиваться и решением суда о
признании забастовки незаконной. Признание
забастовки незаконной производится решением
Верховного суда республики, края, областным
судом, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга,
автономной области, автономного округа.
Такое решение суд принимает по заявлению
работодателя или прокурора и доводит
до органа, возглавляющего забастовку.
Решение суда о признании забастовки незаконной,
вступившее в законную силу, подлежит
немедленному исполнению.
Трудовой Кодекс предусмотрел ответственность
работников за проведение приостановленной
или отложенной забастовки или не прекративших
ее на следующий день после доведения
до них вступившего в законную силу решения
суда о признании забастовки незаконной
либо об отсрочке или приостановке забастовки.
Они могут быть подвергнуты дисциплинарному
взысканию за нарушение трудовой дисциплины,
а их невыход на работу из-за этого может
квалифицироваться как прогул, за что
работника можно и уволить.18
К организаторам незаконной забастовки
могут быть применены и меры дисциплинарного
взыскания. Лица же, принуждающие к забастовке
путем насилия или угрозой применения
насилия, привлекаются к уголовной ответственности
и наказываются лишением свободы на срок
до одного года или исправительными работами
на срок до двух лет согласно уголовному
законодательству Российской Федерации.
Статья 414 ТК предусмотрела определенные
гарантии и правовое положение работников
в связи с проведением забастовки.
Для участников забастовки сохраняется
на время забастовки место работы и должность.
Заработная плата им за это время может
работодателем не выплачиваться.
Тем работникам, кто не принимает участие
в забастовке, но в связи с ней не может
выполнять свою работу, время простоя
оплачивается как за простой не по вине
работника, т. е. не ниже двух третей их
ставки. Они могут быть переведены из-за
простоя на другую работу с сохранением
среднего заработка, если на ней выполняются
нормы труда, или их тарифной ставки, если
эти нормы не выполняются.
Ст. 415 ТК запрещает локаут, т. е. увольнение
бастующих работников или работников,
участвующих в коллективном трудовом
споре, а также ликвидацию или реорганизацию
организации, филиала, представительства
в период забастовки.
Исполнение решений
по коллективным трудовым спорам
Соглашение в ходе коллективного трудового
спора может быть заключено сторонами
на любом этапе переговоров. Это может
быть соглашение по результатам работы
примирительной комиссии, соглашение
с участием посредника или соглашение
о выполнении рекомендаций трудового
арбитража.
В соответствии со ст. 408 Трудового кодекса
соглашение, достигнутое в ходе разрешения
коллективного трудового спора, оформляется
в письменной форме и имеет для сторон
обязательную силу.
Контроль за его исполнением осуществляют
стороны коллективного трудового спора.
Невыполнение работодателем или его представителем
обязательств по соглашению, достигнутому
в результате примирительной процедуры,
влечет наложение административного штрафа
в размере от 20 до 40 минимальных размеров
оплаты труда.19
Правовые нормы, регулирующие действие коллективного договора в организациях, в последнее время существенные изменения. Так, например, вступивший в законную силу Федеральный закон от 30.06.2006г. №90-ФЗ признал утратившими силу на территории Российской Федерации, следующие Федеральные законы:
Эти Законы действовали до
принятия Трудового Кодекса РФ, а
после его вступления в законную
силу в части, не противоречащей ему.
Вступивший в 2002 году в законную силу Трудовой
Кодекс внес следующие изменения в отношении
регулирования коллективного договора:
Таким образом, стало возможным
появление коллективных договоров,
действующих непродолжительное
время - например, квартал или полугодие.
Максимальный срок, на который можно
заключить этот правовой акт, остался
прежним - три года.
Коллективный договор вступает в силу
со дня подписания его сторонами либо
со дня, установленного коллективным договором.
В Трудовом кодексе РФ содержится последовательный
подход к коллективному договору
как правовому акту срочного действия.
Новая ситуация требует от менеджеров
и профсоюзов большей ответственности
и большей оперативности на переговорах,
чем это было в их прежней коллективно-договорной
практике. Теперь, если к моменту
прекращения действия коллективного
договора представители сторон не успеют
заключить новый и не примут решение
о продлении старого, работники
на какое-то время могут лишиться привычной
системы льгот и преимуществ, поскольку
правовых оснований для их предоставления
уже не будет. Несложно догадаться, что
недовольство коллектива будет направлено
в адрес профсоюзного комитета, не справившегося
с ролью представителя работников. Но
даже если этого не произойдет, профком
все равно пострадает - ведь многие положения
главы 58 ТК РФ "Защита трудовых прав
работников профессиональными союзами"
могут быть реализованы только посредством
коллективного договора.
В ст. 43 ТК РФ сказано, что
стороны имеют право продлить
действие коллективного договора на
срок не более трех лет. Как и в
случае с заключением коллективного
договора, минимальный срок его продления
не ограничен. Таким образом, возникла
удобная формула коллективных переговоров
для предприятий, спрос на продукцию
и услуги которых неустойчив, подвержен
резким рыночным колебаниям, и вообще
для всех организаций, чья деятельность
в высокой степени зависит
от изменений внешней среды. Как
правило, руководители таких организаций
не готовы брать на себя длительные
обязательства, и даже один год кажется
им слишком большим сроком. В том
случае, если представители работников
считают такой подход мотивированным,
стороны могут договориться о
заключении коллективного договора,
скажем, на полугодие, а затем периодически
продлевать его действие. Как подчеркивает
А.Ф. Нуртдинова, "продление срока возможно
неоднократно, но каждый раз не более чем
на 3 года".20 Решение о продлении
действия коллективного договора должно
быть документально оформлено. Однако
в законодательстве не содержится указаний
о том, каким образом это нужно сделать.
В своей работе я попытался раскрыть некоторые
моменты, связанные с коллективным договором.
В моей работе показана лишь небольшая
часть информации, касающаяся данного
вопроса.
В наше время коллективные договоры оказывают
огромное влияние на условия труда работников.
Соблюдение условий коллективных договоров,
их соответствие прогрессивным международным
нормам, способно улучшить экономическую
ситуацию в стране. Ведь, чем лучше условия
труда работника, тем лучше результат
его деятельности. И, я надеюсь, что в будущем
все работники независимо от их положения,
будут иметь такие условия труда, какие
они считают нужными для хорошей работы.
Все изменения в законодательном регулировании
коллективных договоров характеризует
развитие этих отношений в Российской
Федерации. Примером тому может служить
отношение некоторых работодателей к
важности заключения коллективного договора
в организации.
В январе 2008 года с отчетом о выполнении
коллективного договора 2007 года выступил
заместитель генерального директора ОАО
«Пермэнерго» Александр Немытов. Он отметил,
что для исполнения обязательств по коллективному
договору Обществом было направлено более
295млн рублей, что на 27% больше, чем в 2006году.
В расчете на одного сотрудника затраты
по основным разделам коллективного договора
составили 76 640рублей. А в 2008 году эта цифра
будет увеличена ещё на 20% больше.21
Также компания ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», коллективный
договор которой занял первое место в
конкурсе коллективных договоров, проводимый
Нефтегазстройпрофсоюзом РФ, называет
коллективный договор эффективной системой
социальной защиты. Он способствует привлечению
в ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» квалифицированных
специалистов, снижает текучесть кадров,
укрепляет корпоративный дух.22
Таким образом, всё выше сказанное, на
мой взгляд, показывает заинтересованность
работодателей и работников различных
организаций заключать коллективные договоры
и определяет коллективный договор как
основу трудовых отношений в организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормативно-правовые
акты