Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:32, реферат
Президент Российской Федерации занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти.
Введение
Глава 1. Понятие полномочий президента, как элемент его правового статуса
§1.Понятие полномочий Президента РФ
§ 2.Классификация полномочий Президента РФ
Глава 2. Полномочия Президента РФ по отношению к органам федеральной власти
§1. Полномочия Президента РФ, связанные с органами законодательной власти
§ 2. Полномочия Президента РФ, связанные с исполнительными органами власти
§ 3. Полномочия Президента РФ, связанные с судебными органами власти
§ 4. Полномочия Президента РФ в области обороны страны и обеспечения безопасности государства
§ 5. Полномочия Президента РФ в области внешней политики
§ 6. Иные полномочия Президента РФ
Глава 3. Полномочия Президента РФ по отношению к субъектам федерации
Глава 4. Правовые акты Президента РФ
Заключение
Список использованных источников и литературы
Пермский
Национальный Исследовательский Политехнический
Университет
Реферат на тему
«КОМПЕТЕНЦИЯ
ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА»
Пермь 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Понятие полномочий президента, как элемент его правового статуса
§1.Понятие полномочий Президента РФ
§ 2.Классификация полномочий Президента РФ
Глава 2. Полномочия Президента РФ по отношению к органам федеральной власти
§1. Полномочия Президента РФ, связанные с органами законодательной власти
§ 2. Полномочия Президента РФ, связанные с исполнительными органами власти
§ 3. Полномочия Президента РФ, связанные с судебными органами власти
§ 4. Полномочия Президента РФ в области обороны страны и обеспечения безопасности государства
§ 5. Полномочия Президента РФ в области внешней политики
§ 6. Иные полномочия Президента РФ
Глава 3. Полномочия Президента РФ по отношению к субъектам федерации
Глава 4. Правовые акты Президента РФ
Заключение
Список
использованных источников
и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Реализация принципа разделения властей в российской Конституции не означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным источником, согласно статье 3 Конституции РФ, является многонациональный народ Российской Федерации.
Конституция исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами - она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть.
Президент
Российской Федерации занимает в
системе федеральных
Правовое положение Президента характеризуется, прежде всего, тем, что он является главой государства, из чего следует, что он - первый среди государственных должностных лиц.
Президент Российской Федерации является главой государства (часть 1 статьи 80 Конституции РФ). Как правило, главой государства называют должностное лицо, персонифицирующее представление о данном государстве в отношениях как внутри него, так и с другими странами.
В части 2 статьи 80 установлено, что Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это связано со значением Конституции для стабильности государства и с тем, что в соответствии с Конституцией, как указано в ее статье 2, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства.
Президент
принимает меры по охране суверенитета
Российской Федерации, ее независимости
и государственной целостности,
обеспечивает согласованное функционирование
и взаимодействие органов государственной
власти. Здесь же указано, что Президент
может и обязан действовать в
установленном Конституцией порядке,
т.е. на основании конституционных
норм. Таким образом, действия Президента
должны основываться на нормах Конституции,
что прямо вытекает из провозглашения
России правовым государством (статья
1 Конституции РФ). Таким образом, например,
обеспечивая целостность и единство Российской
Федерации, Президент должен принимать
меры, направленные на устранение имеющихся
противоречий нормативных актов субъектов
Российской Федерации положениям федеральной
Конституции и федеральным законам.
Глава
1. Понятие полномочий
президента, как элемент
его правового
статуса
§1.Понятие
полномочий Президента
РФ
Полномочия Президента Российской Федерации — это сфера деятельности и совокупность конституционно закрепленных прав и обязанностей Президента РФ, объем, и характер которых обусловлены его статусом, местом и ролью в системе разделения властей. Важнейшей составляющей (кроме предметов его ведения и осуществляемых функций) являются полномочия. По своему значению все полномочия Президента подразделяются на две группы: 1) имеющие прерогативный характер, т.е. принадлежащие исключительно Президенту как главе государства, 2) для осуществления которых Президент в соответствии с принципом разделения властей взаимодействует с другими органами государственной власти.
§
2.Классификация полномочий
Президента РФ
Традиционной является классификация полномочий Президента РФ по характеру взаимодействия с другими органами государственной власти. При этом отдельные ученые-государствоведы выделяют различное число групп полномочий Президента Российской федерации. По мнению Е.И. Козловой, полномочия Президента РФ следует разделить на семь групп по следующим сферам:
1) полномочия связанные, с органами законодательной власти (полномочия назначать выборы Государственной Думы, в установленном порядке распустить Государственную Думу, право законодательной инициативы и другие;
2) полномочия, связанные с исполнительными органами власти (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, назначение на должность и освобождения от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров; принятие решения об отставке Правительства; отмена постановлений и распоряжений Правительства, противоречащих Конституции, федеральным законам и указам Президента, и др.);
3)
полномочия связанные, с
4) полномочия в области обороны страны и обеспечения безопасности государства (по Конституции РФ Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ; утверждает военную доктрину; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; формирует и возглавляет Совет Безопасности; в необходимых случаях и в порядке, предусмотренном Конституцией, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение);
5) полномочия в области внешней политики (Президент осуществляет руководство внешней политикой, определяет ее основные направления; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; в качестве главы государства принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей);
6) иные полномочия (решение вопросов гражданства — приобретения гражданства РФ, выхода из гражданства РФ, приобретения двойного, почетного гражданства, а также предоставление политического убежища; награждение государственными наградами; присвоение почетных званий РФ (заслуженного учителя, юриста и т.д.); помилование лиц, осужденных за совершенные ими преступления (право амнистии принадлежит Государственной Думе).
7)
полномочия по взаимодействию
с органами государственной
Глава
2. Полномочия Президента
РФ по отношению к
органам федеральной
власти
Полномочия президента охватывают несколько сфер:
1)
полномочия, связанные с законодательными
органами государственной
2)
полномочия, связанные с деятельностью
исполнительных органов
3) полномочия, связанные с деятельностью органов судебной власти;
4)
полномочия в сфере обороны
и обеспечения безопасности
5) полномочия в сфере внешней политике;
6)
иные полномочия.
§1.
Полномочия Президента
РФ связанные с
органами законодательной
власти
Согласно статье 84 Конституции РФ1, Президент РФ наделен комплексом полномочий, позволяющих воздействовать как на формирование Государственной Думы и прекращение ее полномочий, так и на законодательную деятельность.
Президент назначает выборы
Кроме этого, Президент РФ обладает значительными полномочиями, дающими ему возможность участвовать в законодательной деятельности Федерального Собрания. Реализуя право законодательной инициативы, Президент РФ предлагает принятие новых законов и внесение изменений и дополнений в действующие. Ему также принадлежит право инициирования пересмотра Конституции и внесения конституционных поправок3.
Президент РФ имеет возможность оказывать влияние на содержание законов путем использования права вето, т.е. права не подписывать закон, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации. По Конституции он не только подписывает, но и обнародует законы посредством их опубликования. При этом Президент РФ руководствуется Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".
Одним из средств влияния главы государства на деятельность Федерального Собрания является ежегодное послание Президента РФ парламенту о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Правовая природа послания Президента РФ четко не определена. В нем Президент РФ озвучивает основные направления внутренней и внешней политики, которые он определяет в соответствии со ст. 80 Конституции.
Власть
Президента РФ производна от народа. Поэтому
его право назначать референдум
- всенародное голосование по наиболее
важным вопросам государственной и
общественной жизни - можно рассматривать
и как обязанность выносить важнейшие
вопросы и законопроекты на суд
народа. Порядок инициирования, назначения
и проведения референдума регулирует
Федеральный конституционный