Компетенция главы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:32, реферат

Описание

Президент Российской Федерации занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие полномочий президента, как элемент его правового статуса
§1.Понятие полномочий Президента РФ
§ 2.Классификация полномочий Президента РФ
Глава 2. Полномочия Президента РФ по отношению к органам федеральной власти
§1. Полномочия Президента РФ, связанные с органами законодательной власти
§ 2. Полномочия Президента РФ, связанные с исполнительными органами власти
§ 3. Полномочия Президента РФ, связанные с судебными органами власти
§ 4. Полномочия Президента РФ в области обороны страны и обеспечения безопасности государства
§ 5. Полномочия Президента РФ в области внешней политики
§ 6. Иные полномочия Президента РФ
Глава 3. Полномочия Президента РФ по отношению к субъектам федерации
Глава 4. Правовые акты Президента РФ
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

компетенция главы гос._2.docx

— 61.22 Кб (Скачать документ)

Пермский  Национальный Исследовательский  Политехнический  Университет 
 
 
 

       Реферат на тему

«КОМПЕТЕНЦИЯ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА» 
 
 
 
 

                                                 Выполнил: студент

                                                 группы АСУ - 09

                                                 Жуковская М.С.  

                                                 Проверил: доцент

                                                 Ковальчук С.А. 
 
 

Пермь  2011

    ОГЛАВЛЕНИЕ 

    Введение

    Глава 1. Понятие полномочий президента, как элемент его правового статуса

    §1.Понятие  полномочий Президента РФ

    § 2.Классификация полномочий Президента РФ

    Глава 2. Полномочия Президента РФ по отношению к органам федеральной власти

    §1. Полномочия Президента РФ, связанные  с органами законодательной власти

    § 2. Полномочия Президента РФ, связанные  с исполнительными органами власти

    § 3. Полномочия Президента РФ, связанные  с судебными органами власти

    § 4. Полномочия Президента РФ в области  обороны страны и обеспечения  безопасности государства

    § 5. Полномочия Президента РФ в области  внешней политики

    § 6. Иные полномочия Президента РФ

    Глава 3. Полномочия Президента РФ по отношению к субъектам федерации

    Глава 4. Правовые акты Президента РФ

    Заключение

    Список  использованных источников и литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Реализация  принципа разделения властей в российской Конституции не означает многовластия. Власть изначально едина, так как  ее единственным источником, согласно статье 3 Конституции РФ, является многонациональный народ Российской Федерации.

    Конституция исходит из того, что никакой государственный  орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной  власти в стране. Сама государственная  власть не делится между органами - она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения  функций между органами, осуществляющими  соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть.

    Президент Российской Федерации занимает в  системе федеральных государственных  органов особое положение. Конституция  возлагает на него задачу обеспечения  единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными  и судебными органами. Именно Президент  обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти, хотя сам он непосредственно  не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти.

    Правовое  положение Президента характеризуется, прежде всего, тем, что он является главой государства, из чего следует, что он - первый среди государственных должностных лиц.

    Президент Российской Федерации является главой государства (часть 1 статьи 80 Конституции РФ). Как правило, главой государства называют должностное лицо, персонифицирующее представление о данном государстве в отношениях как внутри него, так и с другими странами.

    В части 2 статьи 80 установлено, что Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это связано со значением Конституции для стабильности государства и с тем, что в соответствии с Конституцией, как указано в ее статье 2, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства.

    Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости  и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти. Здесь же указано, что Президент  может и обязан действовать в  установленном Конституцией порядке, т.е. на основании конституционных  норм. Таким образом, действия Президента должны основываться на нормах Конституции, что прямо вытекает из провозглашения России правовым государством (статья 1 Конституции РФ). Таким образом, например, обеспечивая целостность и единство Российской Федерации, Президент должен принимать меры, направленные на устранение имеющихся противоречий нормативных актов субъектов Российской Федерации положениям федеральной Конституции и федеральным законам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Понятие полномочий президента, как элемент  его  правового  статуса 

    §1.Понятие  полномочий Президента РФ 

    Полномочия  Президента Российской Федерации — это сфера деятельности и совокупность конституционно закрепленных прав и обязанностей Президента РФ, объем, и характер которых обусловлены его статусом, местом и ролью в системе разделения властей. Важнейшей составляющей (кроме предметов его ведения и осуществляемых функций) являются полномочия. По своему значению все полномочия Президента подразделяются на две группы: 1) имеющие прерогативный характер, т.е. принадлежащие исключительно Президенту как главе государства, 2) для осуществления которых Президент в соответствии с принципом разделения властей взаимодействует с другими органами государственной власти.

     

    § 2.Классификация полномочий Президента РФ 

    Традиционной  является классификация полномочий Президента РФ по характеру взаимодействия с другими органами государственной  власти. При этом отдельные ученые-государствоведы выделяют различное число групп полномочий Президента Российской федерации. По мнению Е.И. Козловой, полномочия Президента РФ следует разделить на семь групп по следующим сферам:

    1) полномочия связанные, с органами законодательной власти (полномочия назначать выборы Государственной Думы, в установленном порядке распустить Государственную Думу, право законодательной инициативы и другие;

    2) полномочия, связанные с исполнительными органами власти (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, назначение на должность и освобождения от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров; принятие решения об отставке Правительства; отмена постановлений и распоряжений Правительства, противоречащих Конституции, федеральным законам и указам Президента, и др.);

    3) полномочия связанные, с судебными  органами власти (выдвижение кандидатур для назначения Советом Федерации на должность судей высших судебных органов; назначение на должность всех судей федеральных судов; право Президента предлагать кандидатуры к назначению на должность Генерального прокурора РФ и право предлагать отстранение от должности Генерального прокурора РФ);

    4) полномочия в области обороны страны и обеспечения безопасности государства (по Конституции РФ Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ; утверждает военную доктрину; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; формирует и возглавляет Совет Безопасности; в необходимых случаях и в порядке, предусмотренном Конституцией, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение);

    5) полномочия в области внешней политики (Президент осуществляет руководство внешней политикой, определяет ее основные направления; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; в качестве главы государства принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей);

    6) иные полномочия (решение вопросов гражданства — приобретения гражданства РФ, выхода из гражданства РФ, приобретения двойного, почетного гражданства, а также предоставление политического убежища; награждение государственными наградами; присвоение почетных званий РФ (заслуженного учителя, юриста и т.д.); помилование лиц, осужденных за совершенные ими преступления (право амнистии принадлежит Государственной Думе).

    7) полномочия по взаимодействию  с органами государственной власти  субъектов РФ (назначение полномочных  представителей Президента в  субъектах РФ; приостановление действия  актов органов исполнительной  власти субъектов РФ в случае  их противоречия обязательствам  РФ или нарушения прав и  свобод человека и гражданина; использование Президентом согласительных  процедур при возникновении спора  между органами государственной  власти Федерации и ее субъектов  либо между самими субъектами  РФ; назначение на должность и освобождение от должности глав администрации субъектов РФ, если они не заняли эту должность в результате выборов);  

    Глава 2. Полномочия Президента РФ по отношению к  органам федеральной  власти 

    Полномочия  президента охватывают несколько сфер:

    1) полномочия, связанные с законодательными  органами государственной власти;

    2) полномочия, связанные с деятельностью  исполнительных органов государственной  власти;

    3) полномочия, связанные с деятельностью  органов судебной власти;

    4) полномочия в сфере обороны  и обеспечения безопасности государства;

    5) полномочия в сфере внешней  политике;

    6) иные полномочия. 

    §1. Полномочия Президента РФ связанные с  органами законодательной  власти 

    Согласно  статье 84 Конституции РФ1, Президент РФ наделен комплексом полномочий, позволяющих воздействовать как на формирование Государственной Думы и прекращение ее полномочий, так и на законодательную деятельность.

      Президент назначает выборы Государственной  Думы в связи с истечением  срока ее полномочий или в  связи с ее роспуском. Порядок  выборов устанавливается ФЗ «О  выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания РФ»2. Право Президента на роспуск Думы обуславливается следующими основаниями: трехкратное отклонение Думой кандидатур Председателя Правительства, предложенных Президентом, выражение Думой в течение трех месяцев недоверия Правительству, отказ Думы в доверии Правительству. Перечень оснований для роспуска Государственной Думы носит исчерпывающий характер.

    Кроме этого, Президент РФ обладает значительными полномочиями, дающими ему возможность участвовать в законодательной деятельности Федерального Собрания. Реализуя право законодательной инициативы, Президент РФ предлагает принятие новых законов и внесение изменений и дополнений в действующие. Ему также принадлежит право инициирования пересмотра Конституции и внесения конституционных поправок3.

    Президент РФ имеет возможность оказывать  влияние на содержание законов путем  использования права вето, т.е. права  не подписывать закон, принятый Государственной  Думой и одобренный Советом Федерации. По Конституции он не только подписывает, но и обнародует законы посредством их опубликования. При этом Президент РФ руководствуется Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".

    Одним из средств влияния главы государства на деятельность Федерального Собрания является ежегодное послание Президента РФ парламенту о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Правовая природа послания Президента РФ четко не определена. В нем Президент РФ озвучивает основные направления внутренней и внешней политики, которые он определяет в соответствии со ст. 80 Конституции.

    Власть  Президента РФ производна от народа. Поэтому  его право назначать референдум - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и  общественной жизни - можно рассматривать  и как обязанность выносить важнейшие  вопросы и законопроекты на суд  народа. Порядок инициирования, назначения и проведения референдума регулирует Федеральный конституционный закон  от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме  Российской Федерации".

Информация о работе Компетенция главы государства