Компетенция главы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:32, реферат

Описание

Президент Российской Федерации занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие полномочий президента, как элемент его правового статуса
§1.Понятие полномочий Президента РФ
§ 2.Классификация полномочий Президента РФ
Глава 2. Полномочия Президента РФ по отношению к органам федеральной власти
§1. Полномочия Президента РФ, связанные с органами законодательной власти
§ 2. Полномочия Президента РФ, связанные с исполнительными органами власти
§ 3. Полномочия Президента РФ, связанные с судебными органами власти
§ 4. Полномочия Президента РФ в области обороны страны и обеспечения безопасности государства
§ 5. Полномочия Президента РФ в области внешней политики
§ 6. Иные полномочия Президента РФ
Глава 3. Полномочия Президента РФ по отношению к субъектам федерации
Глава 4. Правовые акты Президента РФ
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

компетенция главы гос._2.docx

— 61.22 Кб (Скачать документ)

    4) Президент вправе в предусмотренных  федеральным законом случаях  отрешать от должности высшее  должностное лицо (руководителя  высшего исполнительного органа  государственной власти), что влечет за собой отставку возглавляемого указанным лицом высшего исполнительного органа государственной власти. Отрешению предшествует предупреждение на основе решения суда о незаконности, изданного данным лицом нормативного акта, неисполнение решения суда в течение двух месяцев. В необходимых случаях Президент может назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации на период до вступления в должность вновь избранного.

    В соответствующих случаях, когда  органы субъекта Федерации не принимают  установленных федеральным законом  мер в отношении нарушившего  своим актом федеральную конституцию  или закон представительного  органа муниципального образования  или главы последнего, Президент  РФ вправе внести в Государственную  Думу проект федерального закона о  роспуске представительного органа местного самоуправления, а также  отрешить главу муниципального образования  от должности.

    Характеризуя  полномочия Президента по отношению  к законодательному (представительному) органу власти субъектов Федерации, следует указать, что:

    В Российской Федерации в июле 2000г. были внесены изменения в федеральный  закон 1999г. «Об общих принципах  организации законодательных

    (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации». Обозначился новый подход  к взаимосвязям государственной  власти федерации и ее субъектов.

    Начиная с 2000г. у Президента Российской Федерации  появилось право роспуска законодательного органа государственной власти субъекта РФ. В случае если законодательный  орган государственной власти субъекта Российской Федерации принял конституцию (устав), закон субъекта федерации или иной нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, это противоречие должно быть установлено соответствующим судом, должно быть принято судебное решение, и оно должно вступить в силу.

    Начиная со дня вступления решения суда в  законную силу, у законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации есть шесть  месяцев

    (если  суд своим решением не предусмотрит  иного срока), чтобы в пределах своих полномочий принять меры по исполнению решения суда, в том числе отменить нормативный правовой акт, признанный судом противоречащим федеральному закону и недействующим.

      Если же законодательный орган мер не принял, закон не отменил, в результате чего были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и интересы юридических лиц (что тоже устанавливает суд), Президент России выносит предупреждение законодательному органу государственной власти субъекта Российской Федерации.

    После вынесения предупреждения законодательному органу власти субъекта федерации должно пройти ещё три месяца, и если в течение и этого срока  законодательный орган власти субъекта федерации не принял в пределах своих  полномочий мер по исполнению решения  суда, Президент вносит в Государственную Думу проект закона о роспуске законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Государственная Дума обязана рассмотреть проект закона в течение двух месяцев. Если закон о роспуске законодательного органа власти субъекта федерации будет принят, со дня его вступления в силу прекращаются полномочия законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Кроме того, с момента вступления в силу решения суда и до момента внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о роспуске законодательного органа государственной власти субъекта РФ не должно пройти больше одного года.

    В целом механизм отправки в отставку законодательного органа власти субъекта федерации Президентом России можно  охарактеризовать как очень громоздкий. С одной стороны, необходимо установить гарантии для органов законодательной  власти субъектов РФ: нарушения устанавливает  суд, меры принимаются только после  предупреждения со стороны Президента, но, с другой стороны, сроки, отведенные на устранение правонарушений, делают угрозу отставки законодательного органа субъекта федерации чисто номинальной.

    Характеризуя  полномочия Президента РФ по отношению к судебным органам власти  субъектов РФ следует выделить то что:

    Президент наделен правом помилования. Помилование - это акт верховной власти, полностью  или частично освобождающий осужденного  от наказания либо заменяющий назначенное  ему судом наказание более  мягким. Актом помилования может  также сниматься судимость с  лиц, отбывших наказание. Акты помилования  носят всегда персональный характер, т. е. они принимаются в отношении  конкретного лица или нескольких определенных лиц.

    А также Президент РФ назначает  судей  арбитражных судов субъектов  РФ по представлению Председателя Высшего  Арбитражного Суда РФ 

    В целом характеризуя полномочия Президента РФ по отношению к субъектам РФ следует выделить то что на Президент РФ возлагается очень важная роль с системе органов государственной власти. Он обеспечивает согласованную работу и взаимодействие органов государственной власти. При выполнении данной функции Президент выступает в роли «арбитра». Это относится к взаимоотношению федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ. Для разрешения разногласий Президент может использовать согласительные процедуры.

    Данные  процедуры он может использовать для разрешения конфликтов и разногласий, во-первых между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов Федерации, во-вторых, между органами государственной  власти субъектов.

    Суть  согласительных процедур состоит в  достижении взаимного согласия сторон, между которыми возникли разногласия  и призваны обеспечить решение проблемы без элементов принуждения. 

Глава 4. Правовые акты Президента РФ 

    Президент для реализации своих функций  и полномочий осуществляет правотворческую деятельность. Он издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Акты Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (статья 90 Конституции РФ). Это означает, что названные акты являются подзаконными. Однако как таковые они имеют определенные особенности:

  1. сама формула «не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам» отличается от той, которая устанавливает подзаконность актов Правительства. В соответствии со статьей 115 Конституции РФ постановления Правительства издаются «на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации»;
  2. в отношении указов Президента в Конституции РФ не предусмотрена их отмена. Соответствие указов Конституции и федеральным законам может быть установлено только Конституционным Судом в порядке конституционного судопроизводства;
  3. указы Президента могут восполнять пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции РФ и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих актов законодателем. Данный вывод вытекает из постановления Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г.

    Издание указов и распоряжений - основная форма, посредством которой реализуются  конституционные полномочия Президента. Эти акты могут быть как нормативными, так и ненормативными. Только нормативные акты Президента могут быть оспорены в Конституционном Суде РФ.

    В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции РФ указами Президента осуществляется включение в статью 65 Конституции РФ новых наименований субъектов Федерации.

    Акты  Президента подлежат обязательному  опубликованию (кроме актов или  отдельных положений, составляющих государственную тайну или сведения конфиденциального характера). Официальным  считается их опубликование в  «Российской газете» и «Собрании  законодательства Российской Федерации». Порядок опубликования определяется Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

    Нормативные правовые акты:

    1) Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.

    2) Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» (одобрен СФ ФС РФ 16.01.2002) // "Собрание законодательства РФ", 04.02.2002, № 5, ст. 375.

    3) Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ред. от 07.03.2005) // "Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, № 23, ст. 2277.

    4) Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» (ред. от 02.03.2007) "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, № 51, ст. 5712.

    4) Постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2000 № 12-П «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия» // "Собрание законодательства РФ", 17.07.2000, № 29, ст. 3118.

    7)  Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне. "Собрание законодательства РФ".

    8) Указ Президента РФ от 23 мая  1996 г. «О порядке опубликования  и вступления в силу актов  Президента Российской Федерации,  Правительства Российской Федерации  и нормативных правовых актов  федеральных органов исполнительной  власти», "Собрание законодательства РФ".

    9) постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г, "Собрание законодательства РФ".

    10) Федеральный закон «О гражданстве РФ», "Собрание законодательства РФ"

11) Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», "Собрание законодательства РФ". 

Литература:

  1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007.
  2. Голубок С. А. Конституционное право России. М., 2008.

    3) Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. Новая система и структура органов исполнительной власти. М., 2006.

    4) История становления и современное состояние исполнительной власти в 6России. М., 2003.

    5) Колесников Е. В., Комкова Г. Н., Кулушева М. А. Конституционное право. М., 2007.

    6) Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 2005.

    7) Конституционное право России. М., 2007.

    8) Конституционное право России: Учебник для юридических вузов. / Под ред. А.А. Безуглова, Л.Л. Беломестных. М., 2004.

    9) Конституционное право России: Учебник. / Под ред. Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. М., 2003.

    10) Конституционное право России. / Под ред. Н. А. Михалевой. М., 2006.

    11) Коренев А. П. Административное право России. В 3-х частях. Часть 1. М., 2005.

    12) Лукьянова Л.Б. Становление президентуры Российской Федерации. М., 2007.

    13) Парламентское право России. М., 2006.

    14) Суворов В.Н. Конституционный статус Президента Российской Федерации. М., 2007.

    15) Тихомиров Ю. А. Теория компетенции. М., 2005.

Информация о работе Компетенция главы государства