Компетенция органов местного самоуправления в сфере регулирования социально-трудовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 10:56, курсовая работа

Описание

Основной целью данной курсовой работы является изучение компетенции органов местного самоуправления в сфере регулирования социально-трудовых отношений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основы разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере регулирования социально-трудовых отношений 5
1.1. Регулирование социально-трудовых отношений как вопрос ведения государственных органов: подходы к разграничению компетенции 5
1.2. Регулирование социально-трудовых отношений в аспекте решения вопросов местного значения и реализации иных полномочий органов местного самоуправления 10
Глава 2. Регулирование социально-трудовых отношений на территориальном уровне: опыт Приморского края 13
2.1. Система социального партнерства на территориальном уровне. 13
2.2. Система нормативных правовых актов в области регулирования социально-трудовых отношений 17
Заключение 23
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ГМУ.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

     В рамках социального партнерства  координаторы и представители сторон трёхсторонних комиссий по регулированию  социально-трудовых отношений включены в состав рабочих групп  и  межведомственных  комиссий, созданных в городских округах и муниципальных районах края с целью осуществления согласованной политики в сфере труда, занятости, создания новых рабочих мест, повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения и защиты трудовых прав граждан.

      Социальное  партнёрство позволяет решать возникающие проблемы через переговоры, поиск  взаимоприемлемых  решений,  взаимный   учёт   интересов и реальных возможностей.

       В этой связи, несмотря на  существующие социально-экономические  сложности, совместная работа  сторон социального партнерства, в т.ч. по реализации регионального и территориальных трехсторонних соглашений, обеспечивает социальную стабильность в крае,  оказывает позитивное влияние на  динамику социальных индикаторов. 

2.2. Система нормативных  правовых актов в области регулирования социально-трудовых отношений.

     Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе  по заключению коллективных договоров и соглашений.

     Самым главным документом, регламентирующий социально-трудовые отношения является Конституция РФ. Согласно ей в соответствии с общепризнанными нормами международного права гарантирует гражданам право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Труд свободен. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст.34, 37 Конституции РФ). Эти положения имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации10.

     Наряду  с Конституцией РФ, которая определяет основополагающие принципы правового  регулирования (ст.37), в стране действует  Трудовой кодекс РФ –ТК РФ.

     В соответствии со ст. 5 ТК РФ регулирование  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется:

  • Трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;
  • Иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • Указами Президента РФ;
  • Постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
  • Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

     В ст.5 указано, что в случае противоречий между Трудовым кодексом и иными Федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс РФ. В случае принятия нового федерального закона, противоречащего Трудовому кодексу РФ, он будет применяться, если в ТК РФ будут внесены соответствующие дополнения и изменения.

     Кроме Трудового кодекса РФ важную роль в регулировании трудовых отношений  играют федеральные законы: «О занятости  населения в Российской Федерации» (от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ с изм.), «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (от 27 июля 2004г. №79-ФЗ), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996г. Названные правовые нормативные акты распространяются на все трудовые правоотношения в пределах территории Российской Федерации.

     На  уровне Конституции РФ и федеральных  законов осуществляется закрепление, реализация и защита трудовых прав. Отдельные вопросы трудового  законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (ст.71 Конституции РФ) и, следовательно, в значительной мере зависят от дополнительных договоров между Федерацией и субъектами о разграничении полномочий в этой области.

     Правовые  акты, изданные субъектами РФ, действуют в пределах их территориальных границ. Правовые акты, изданные органами местного самоуправления, руководителями предприятий, учреждений, фирм и организаций, распространяются на территорию самоуправления и, соответственно, на членов трудового коллектива. В качестве локальных правовых актов выступают:

     коллективный  договор – правовой акт, регулирующий трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст.40 ТК РФ). Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

     Трудовой  договор – соглашение между работодателем  и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (ст.56 ТК РФ).

     К нормативным актам конкретных предприятий  относятся правила внутреннего  трудового распорядка, положения  о премировании, о вознаграждении по итогам работы за год, соглашения о графике отпусков и т.д. Такие локальные нормативные акты обязательны для работодателя, для всех структурных подразделений, для всех должностных лиц и работников, а также должны отвечать требованиям ст.8 ТК РФ.

     В Приморском крае полномочные представители  краевых профсоюзов, работодателей  и Администрации Приморского края, именуемые в дальнейшем «Сторонами», заключили Соглашение, целью которого является обеспечение социальной стабильности, включая снижение масштабов бедности, безработицы, обеспечение социальных гарантий работникам и предотвращение трудовых конфликтов, повышение благосостояния населения Приморского края, проведение согласованной социально-экономической политики в Приморском крае на основе развития отношений социального партнерства, улучшение демографической ситуации.

     Настоящее Соглашение основывается на общепризнанных нормах международного права, Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Уставе Приморского края, законах и иных нормативных правовых актах Приморского края.

     Стороны, руководствуясь необходимостью обеспечения  минимальных социальных стандартов и гарантий для граждан, проживающих  на территории Приморского края, принимают  на себя обязательства, закрепленные Генеральным  соглашением между общероссийскими  объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, в случае присоединения признают действие на территории Приморского края отраслевых тарифных соглашений, заключенных на федеральном уровне, и обязуются соблюдать договоренности, достигнутые в ходе переговоров.

     В развитие Соглашения и для обеспечения  его реализации Стороны на основе взаимных консультаций в рамках Приморской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – Приморская краевая  трехсторонняя комиссия) принимают  необходимые решения, вносят предложения в адрес законодательных и исполнительных органов власти Приморского края, работодателей, профсоюзов и добиваются их выполнения.

     Настоящее Соглашение является основой для  коллективных переговоров по заключению краевых и территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения уровня трудовой, социальной и экономической защищенности работников.

     Стороны предусматривают финансовые средства для реализации положений Соглашения, периодически отчитываются о ходе выполнения своих обязательств, определенных Соглашением, на заседаниях Приморской краевой трехсторонней комиссии, информируют об этом население края.

     Стороны признают настоящее Соглашение основным документом социального партнерства, устанавливающим общие принципы проведения согласованной социально-экономической  политики и регулирующим социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения,  и принимают на себя обязательства руководствоваться настоящим Соглашением и нести ответственность за неисполнение или нарушение положений настоящего Соглашения.

     В случае невыполнения обязательств по Соглашению или решений Приморской краевой трехсторонней комиссии виновные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

     Соглашение   вступает  в  силу  с  01  января   2011   года   и  действует до 31 декабря 2013 года.

     Изменения и дополнения в настоящее Соглашение вносятся в порядке, предусмотренном законодательством.

     Соглашение  является правовым актом, обязательным для исполнения подписавшими его  Сторонами.

     Соглашение  открыто для присоединения к  нему организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности, всех заинтересованных объединений работодателей и профсоюзов11.

     Контроль  за исполнением настоящего Соглашения осуществляется Приморской краевой  трехсторонней комиссией и Сторонами  самостоятельно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Социальное партнерство в сфере труда - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

     Социальное  партнерство может осуществляться на различных уровнях регулирования  отношений в сфере труда:

  • федеральном (в Российской Федерации);
  • межрегиональном (в двух и более субъектах Российской Федерации);
  • региональном (в субъекте Российской Федерации);
  • отраслевом (в отрасли (отраслях);
  • территориальном (в муниципальном образовании);
  • локальном (у конкретного работодателя).

     В результате реализации социального  партнерства на локальном уровне заключается коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или  у индивидуального предпринимателя  и заключаемый работниками и  работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ).

     Социальное  партнерство на иных уровнях реализуется  посредством заключения соглашений - правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и устанавливающих  общие принципы регулирования связанных  с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей в пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ).

     По  договоренности сторон, участвующих  в коллективных переговорах, соглашения могут быть двухсторонними и трехсторонними. Если соглашения предусматривают полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, они заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

     В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут  заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и  иные соглашения.12

     Проявить  инициативу по проведению коллективных переговоров в целях заключения коллективного договора, соглашения может любая из сторон. Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения влечет административную ответственность.

Информация о работе Компетенция органов местного самоуправления в сфере регулирования социально-трудовых отношений