Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 20:59, контрольная работа
Задание№1: Социальное партнерство в сфере труда: понятие, принципы, стороны, система, формы, органы.
Задание№1: Теоретическое задание ………………………..…………… 3 стр.
Задание№2: Практическое задание ……………………………………… 9 стр.
Список литературы ……………………………………………..…………… 13 стр.
Федеральное агентство по образованию
Новосибирский
государственный
университет экономики
и управления «НИНХ»
Содержание
Список литературы
……………………………………………..……………
13 стр.
Задание№1: Социальное партнерство в сфере труда: понятие, принципы, стороны, система, формы, органы.
Коллективный
договор.
Социальное
партнерство в
сфере труда
В лексикон граждан Российской Федерации термин «социальное партнерство» вошел с конца 1991 г. В реальной жизни он означает цивилизованные методы регулирования социально-трудовых отношений и разрешения трудовых конфликтов на разных уровнях.
На общефедеральном уровне с 1992 г. заключаются генеральные соглашения по социально-экономическим вопросам между Правительством России, общероссийскими объединениями профсоюзов, иными уполномоченными работниками представительных общероссийских органов и общероссийскими объединениями работодателей. По отраслям заключаются трехсторонние отраслевые (тарифные) соглашения между общероссийскими отраслевыми профсоюзами, работодателями (объединениями работодателей), Министерством труда и социального развития. На территориальном уровне заключаются региональные соглашения, а на предприятиях, в учреждениях и организациях - коллективные договоры.
В словосочетании «социальное партнерство» «социальное» выражает общественное, относящееся к жизни людей, а «партнерство» - группу людей, товарищей по устремлениям. Следовательно, социальное партнерство - это определенный вид деятельности, относящийся к жизни людей и, прежде всего, к их социально-экономическим интересам. Это система мероприятий, призванных обеспечивать сотрудничество наемных работников, представляемых обычно профсоюзами, работодателей, объединенных, как правило, в ассоциации предпринимателей, и государства, органов исполнительной власти.
Содержание
социального партнерства
Предметами
социального партнерства
Субъекты
социального партнерства
Социальное партнерство направлено на решение основных вопросов социально-трудовых отношений. К ним, в частности, относятся: достижение согласия о форме и размере заработной плате труда, денежных вознаграждениях, пособиях, компенсациях, доплатах; установление механизма регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; обеспечение занятости работника, а в случае высвобождения - переобучение и создание новых рабочих мест; договоренности о продолжительности рабочего времени и времени отдыха, а также ежегодных оплачиваемых и дополнительных отпусках; разработка мер по улучшению условий и охраны труда, экологической безопасности и охраны здоровья работников; организация добровольного и обязательного социального страхования.
Первыми шагами на пути к социальному партнерству в России были Указы Президента Российской Федерации от 26.10.1991 г. «Об обеспечении прав профсоюзов в переходный период к рыночной экономике» и от 15.11.1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов).
Профсоюзы вправе участвовать в организации и проведении коллективных действии - собраний, митингов, демонстраций, уличных шествий, пикетирования, забастовок и других подобных акций с целью урегулирования трудовых споров, защиты социально-трудовых прав и интересов работников, привлечения общественного внимания к острейшим проблемам социально-экономической жизни.
Указанные слагаемые системы социального партнерства, как свидетельствует практика развитых стран, помогают обеспечить взаимную заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективном экономическом росте, повышении конкурентоспособности производства, а также в социальном мире и укреплении демократии. Они способствуют улучшению условий труда и жизни людей, снижению уровня и смягчению остроты социальных конфликтов, переводу забастовочных ультиматумов в конструктивные предложения.
Впервые в России закон вводил понятие «коллективные переговоры», ранее отсутствовавшее в трудовых отношениях. Им определялись инициаторы коллективных переговоров, особенности процедуры их ведения, пути разрешения разногласий, гарантии и компенсации участникам за время переговоров. Расширялся состав представителей работников.
Согласно закону, интересы работников могут представлять не только один или несколько профсоюзов (их объединения), но и иные уполномоченные работниками представительные органы.
Инициатором
таких переговоров может
Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Она признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законодательством способов их разрешения, право на объединение, включая создание профсоюзов, для защиты своих интересов.
Реализация
конституционных прав на трудовые споры,
защиту профсоюзами интересов
Правовыми средствами разрешения трудового спора (конфликта) обычно являются нормы, содержащиеся в ныне действующем Кодексе законов о труде Российской Федерации (гл. XIV). Трудовые конфликты разделяют на две основные категории: индивидуальные и коллективные. Подобная классификация служит необходимым условием для уяснения порядка их рассмотрения.
Предметом индивидуальных трудовых споров может стать восстановление или признание индивидуальных трудовых прав. Поводом для таких конфликтов могут быть либо нарушение (реальное или мнимое) работодателем прав работника, либо его отказ признать за работником те или иные права (например, на премию, вознаграждение за выслугу лет, дополнительный отпуск и т.п.).
Как в том случае, когда спорящий работник считает, что его права нарушены, так и тогда, когда он добивается признания за ним какого-либо нового права, речь идет либо о применении к данным случаям нормативных условий, установленных законом, коллективным договором и Т.П., либо об исполнении заключенного индивидуального трудового договора (контракта). Таким образом, конфликты индивидуального характера охватывают все споры, касающиеся применения установленных условий труда (а также последствий этого применения) к конкретным лицам.
Другую категорию споров составляют коллективные трудовые конфликты. Они могут возникать как по вопросам, регулируемым законами, постановлениями Правительства (зачастую спровоцированными изданием этих актов), так и по вопросам, которые решаются либо по соглашению между работодателем и выборным представительным органом работников (например, при заключении коллективного договора), либо работодателем по согласованию с выборным представительным органом работников или с учетом его мнения. Такой конфликт может возникнуть как при заключении соглашения с работодателем (например, при заключении коллективного договора), так и в том случае, если выборный представительный орган работников считает неправильным какой-то акт работодателя (приказ, распоряжение, инструкцию) об установлении или изменении существующих условий труда и быта.
Предметом конфликтов коллективного значения может стать установление или изменение нормативных условий труда (для всех работников или отдельных категорий работников) на данном предприятии либо конкретных обязательств работодателя или соответствующего органа управления по отношению ко всему коллективу предприятия (его подразделения). По действующему российскому законодательству выдвигать коллективные требования к работодателю имеют право:
Трудовой коллектив (или его часть) либо профсоюз вправе использовать для удовлетворения своих законных требований все предусмотренные законодательством средства разрешения коллективных трудовых конфликтов, вплоть до полного или частичного прекращения работы (невыход на работу, невыполнение своих трудовых обязанностей), то есть забастовки. Конфликт также может разрешаться путем обращения в суд.
Механизм защиты интересов трудящихся на базе принципа социального партнерства охватывает разные уровни общества - федеральный, региональный, отраслевой и местный (локальный). На этих уровнях действуют самостоятельные право вые соглашения и договора.
На федеральном уровне действует генеральное соглашение, которое заключается сроком на два года между Правительством Российской Федерации и общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями предпринимателей (работодателей).
Такое соглашение устанавливает общие принципы согласования проведения социально-экономической политики, содержит дополнения норм действующего законодательства и устанавливает основные положения, необходимые для заключения отраслевых (тарифных) и социальных соглашений. Генеральное соглашение получило статус Закона и неукоснительно соблюдается всеми сторонами соглашения и должностными лицами.
На региональном уровне действуют специальные соглашения объединений профсоюзов, работодателей, региональной администрации.
На отраслевом уровне действуют тарифные соглашения между отраслевыми профсоюзами, объединениями работодателей, министерствами и ведомствами. В соглашении оговариваются направления социально-экономического развития отраслей, условия труда и оплаты, социальные гарантии работников отраслей.
На
местном уровне, то есть уровне организаций,
учреждений, предприятий, действуют коллективные
договоры между администрацией (предприятия,
учреждения, организации) и выборными
организациями профсоюза (профком).
Коллективный
договор