Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 23:29, курсовая работа
Актуальность данной работы возрастает с повышением роли персонала в современном производстве, принципиальными изменениями в содержании труда и обусловлена тем, что в системе мер реализации экономической реформы особое значение приобретают вопросы повышения уровня работы с кадрами, постановке этой проблемы на прочный научный и законодательный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта.
Цель курсовой работы состоит в изучении правовой регламентации деятельности туристского предприятия для более эффективного использования персонала на примере ООО «Русский регистр».
Как отмечалось ранее, методы правового регулирования являются важнейшими критериями разграничения права на отрасли.
В литературе в качестве самостоятельных выделяются также:
Следует отметить, что способы и методы правового регулирования «привязаны» к соответствующим нормам права и формам реализации права. Так, дозволению как способу правового регулирования соответствуют диспозитивный метод, управомочивающие нормы и использование права как формы его реализации. Соответственно, запрещению как способу правового регулирования присущи императивный метод, запрещающие нормы, соблюдение как форма реализации, а обязыванию – императивный метод, обязывающие нормы и исполнение как форма реализации права.
Типы правового регулирования.
Общая направленность права на общественные отношения зависит от того, что лежит в основе правового регулирования – дозволение или запрет. В зависимости от этого правовое регулирование делится на типы:
Разрешительный тип правового регулирования предполагает использование принципа «запрещено все, кроме прямо разрешенного». Субъекты могут совершать только те действия, которые разрешены в нормах права. Применяется обычно в отраслях уголовно-правового комплекса (уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право), административном праве.
Общедозволительный тип правового регулирования предполагает использование принципа «разрешено все, кроме прямо запрещенного». Данный тип регулирования имеет место, прежде всего в сфере гражданско-правовых отношений, когда субъекты вправе совершать любые действия, за исключением тех, которые противоречат закону.
В юридической практике указанные способы, методы и типы правового регулирования в чистом виде не встречаются: в любой отрасли права имеется их сочетание.
Теперь рассмотрим структуру механизмов правового регулирования.
Механизм правового
В механизме правового регулирования все эти элементы соединяются, и механизм приводится в движение.
Соответственно указанным
элементам выделяются следующие
стадии механизма правового
Рассмотрим действие механизма правового регулирования на конкретном примере. Так, у абитуриента есть цель – поступить в вуз. Для осуществления права на поступление в вуз абитуриент опирается на соответствующие нормы права, то есть стадия регламентации общественных отношений уже имела место. Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Данная норма права нашла дальнейшее развитие в издании федеральных законов «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании» и ряде подзаконных нормативных актов.
Для того чтобы эта норма начала работать, нужно появление реальных обстоятельств, необходимых для действия нормы права, которыми являются соответствующие юридические факты. Таковыми являются достижение лицом определенного возраста, получение им общего среднего образования и главный в данном случае юридический факт – подача самим лицом заявления о желании учиться в конкретном вузе с приложением всех необходимых документов.
Данный фактический состав приводит в движение весь механизм правового регулирования. В рамках возникших правоотношений происходит юридическая квалификация юридических фактов, то есть их сопоставление с соответствующими правовыми нормами. Появляются взаимные права и обязанности: с одной стороны – абитуриента, а с другой – администрации вуза. Последний, в частности, обязан обеспечить необходимые условия для проведения конкурсного отбора наиболее подготовленных абитуриентов.
Далее происходит непосредственный акт реализации права на образование: абитуриент успешно сдает вступительные испытания, проходит конкурсный отбор.
Акт реализации права констатируется
в соответствующем
Приказ ректора о зачислении – правоприменительный акт – вызывает к жизни новое правоотношение, связанное с получением высшего образования. В этом случае также действует механизм правового регулирования с новым содержанием.
В механизме правового регулирования возможна еще одна, шестая стадия механизма правового регулирования – защита нарушенных прав, что может быть в случае, если одним субъектам правоотношений не удается реализовать свои права в результате неправомерных действий других субъектов. Возникновение правоприменения в этом случае связывается с обстоятельствами негативного характера (опасность правонарушения либо правонарушение).
Рассмотрим цели и средства
механизма правового
Юридическая цель – это идеально предполагаемое управомоченным на то органом состояние отношений, явлений или процессов, для достижения которого предлагают использовать определенные комплексы юридических средств. Она характеризуется формализованностью, официальностью, общеобязательностью и согласованностью действий, но ее достижению.
В процессе работы механизма
правового регулирования
На каждом этапе правового
регулирования достигаются
Достижение цели возможно лишь с помощью допустимого и достаточного комплекса юридических средств, зависимых от характера удовлетворяемого интереса.
Правовые средства – это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.
Общие признаки правовых средств:
Классифицировать правовые средства можно по различным основаниям. В зависимости от степени сложности их подразделяют на первичные (элементарные) и комплексные (составные).
Если к первым относятся простейшие и неделимые предписания – субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты, то ко вторым – комбинированные, состоящие из простейших, – договор, норма, институт, правовой режим. По выполняемой роли они делятся на регулятивные (дозволения) и охранительные (меры защиты); по предмету правового регулирования – на конституционные, административные, гражданские, уголовные; по характеру – на материально-правовые (рекомендации) и процессуальные (иск); по значимости последствий – на обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь); по времени действия – на постоянные (гражданство) и временные (премия); по виду правового регулирования – на нормативные (установленные в нормах права запреты) и индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей); по информационно-психологической направленности – на стимулирующие (льготы) и ограничивающие (приостановления).
Средство – связующее среднее звено между целью и результатом. Поэтому правовые средства, выступая специфическим посредником с неизбежностью включают как фрагменты идеального (средства-установления – права, обязанности, поощрения, наказания), так и фрагменты реального (средства- деяния, направленные на использование инструментов – прежде всего акты реализации прав и обязанностей).
Игнорирование средств-деяний
(технологии) не позволяет полноценно
учитывать все тс факторы, с помощью
которых можно достичь
Принципами взаимосодействия средств-установлений и средств-деяний в процессе достижения целей могут выступать следующие: