Основные направления развития трудовых ресурсов в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:59, курсовая работа

Описание

Развитие персонала является систематическим процессом, ориентированным на формирование сотрудников, отвечающих потребностям предприятия, и, в то же время, на изучение и развитие производительного и образовательного потенциала сотрудников предприятия.
Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации, когда ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков, а несоответствие квалификации персонала потребностям компании отрицательно сказывается на результатах ее деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные направления развития трудовых ресурсов 5
Понятие трудовых ресурсов и их развития 5
Профессиональная ориентация и адаптация в коллективе 7
Подготовка кадров 8
Оценка результатов деятельности 9
Подготовка руководящих кадров 14
Управление продвижением по службе 16
Глава 2. Анализ процессов развития трудовых ресурсов на предприятии в современных условиях 19
Характеристика предприятия ООО Фелма 19
Анализ основных процессов развития трудовых ресурсов на примере ООО Фелма 20
Использование основных направлений развития трудовых ресурсов для решения кадровых проблем на предприятии в современных условиях 23
Заключение 27
Список использованных источников 29

Работа состоит из  1 файл

КР.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

4) женщины – ненадежные  работники, они слишком эмоциональны  и могут сорваться в кризисной ситуации;

5) женщин-руководителей  нельзя перевести в другой  город, если их мужья имеют  аналогичную или лучшую работу.

В большей своей части  приведенные заявления основаны на старых предрассудках и дезинформации  мужчин. Последние исследования прямо отвергают их или ставят под вопрос. Исследование, проведенное среди мужчин и женщин-руководителей предприятий розничной торговли, не показало значительного различия в таких стимулах труда, как престиж, чувство ответственности, зарплата, рост по службе, чувство удовлетворения. Еще одно исследование, охватившее 1000 руководителей-мужчин и 1000 руководителей-женщин, показало, что в принципе нет никаких особых различий в том, как они руководят. К установленным различиям относилось то, что женщины больше поддаются мотивации к работе, а мужчины более открыты и откровенны со своими коллегами.

Некоторые из программ, направленных на увеличение доли женщин-менеджеров и повышение эффективности их работы, предусматривают:

1) развитие должного  понимания специфики поведения лиц обоего пола на рабочем месте;

2) оказание помощи  женщинам в осознании некоторых  психологических и социально-этических  барьеров на пути к исполнению  руководящих ролей; 

3) обучение прямому  и твердому стилю общения с  мужчинами и женщинами; 

4) обучение методам создания «сети поддержки» и развития основы власти в организации;

5) участие в традиционных  программах подготовки административно-управленческих  кадров.

 

Итак, на основании рассмотренного материала, можно сделать следующий вывод: процесс развития трудовых ресурсов – это неразрывный комплекс взаимосвязанных процедур, каждая из которых имеет генеральное значение на разных этапах всего процесса. Нарушение технологии и методик на каком-либо этапе – влечет за собой нарушение целостности всей системы и брак в формировании следующего звена, что в итоге негативно влияет на результат деятельности по управлению персоналом в любых масштабах, будь то организация, или страна.

 

 

 

 

 

 

2 Анализ процессов развития трудовых ресурсов на предприятии  в современных условиях

2.1 Характеристика предприятия ООО Фелма     

В курсовой работе основные направления развития трудовых ресурсов  рассматриваются на примере  Общества с ограниченной ответственностью, созданного в соответствии с Федеральным  Законом от 08.02.1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Гражданским кодексом Российской Федерации, и иными нормативно правовыми актами.

Фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «Фелма», является формой объединения капиталов. Участники общества несут ответственность по обязательствам общества только своим вкладом и не несут ответственности своим имуществом.

Юридический адрес Общества: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, п. Полигон, 29. Место нахождения фактическое: г. Улан-Удэ, ул. Туполева, д. 11, фирменный магазин «Николаевский».

Общество является коммерческим предприятием, цель создания – осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли. Предмет деятельности Общества – занятие предпринимательской коммерческой деятельностью с  целью получения прибыли. Основной вид деятельности – розничная торговля продуктами питания.

ООО Фелма относится  к малому предприятию, доля уставного капитала, принадлежащая его учредителям, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% от уставного капитала малого предприятия; предельное значение среднесписочной численности работников (без совместителей и работников несписочного состава) не должно превышать 100 человек;

Согласно штатного расписания на момент исследования количество работников магазина составляет 56 человек,  которые подразделяются на административный торгово-оперативный и вспомогательный персонал, с соответственным распределением обязанностей и функционала.

2.2 Анализ основных процессов развития трудовых ресурсов на примере ООО Фелма

  1. профессиональная ориентация и адаптация в коллективе.  Для уменьшения стартовых издержек и предоставления возможности новому работнику быстрее достичь требуемых стандартов выполнения работы, для убыстрения процесса психологической адаптации и привыкания к новым условиям труда и новому коллективу в магазине используют систему прямого наставничества. То есть, в процессе ознакомления нового сотрудника в первичный период его трудовой деятельности в магазине сопровождает более опытный сотрудник. Для облегчения этого процесса управленческим составом создана «Азбука магазина», в которой содержатся подробные описания всех специальностей, задействованных в рабочих процессах, их особенностей; требований, предъявляемых к работникам, относительно как работы так и дисциплины и т. д. Условно процесс адаптации делится на несколько этапов:

- этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка – для выбора оптимального подхода и подбора наставника. Если сотрудник имеет подготовку и опыт работы в аналогичных подразделениях других организаций, период его адаптации сокращается.

- этап 2. Ориентация - практическое знакомство нового работника с коллективом, внутренним распорядком, организационными моментами и т.д. При этом, общее представление о компании (оплата труда, дополнительные льготы, охрана труда и т.д.) дает менеджер по персоналу, при первичном собеседовании; информацию о политике организации (направления профессиональной подготовки и повышения квалификации, дисциплинарную политику, правила охраны коммерческой тайны, использования рабочего времени и др.) – руководитель магазина; функции подразделения, рабочие обязанности и ответственность, требуемая отчетность, процедуры, правила, предписания – данную информацию новичок получает от непосредственного наставника в процессе адаптации.

- этап 3. Действенная адаптация. Новичок активно действует в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации, постепенно переходя к стабильной и самостоятельной работе.

Однако, оборотной стороной всего процесса адаптации сотрудника на новом рабочем месте являются следующие варианты поведения: новый человек, приходя в организацию, приносит с собой ранее приобретенные опыт и взгляды, которые иногда не вписываются в новые рамки, что чревато уходом сотрудника в период стажировки либо неверный выбор алгоритмов действия на рабочем месте, что снижает производительность и эффективность труда.

  1. обучение (или подготовка кадров): в рассматриваемом предприятии широко используется обучение без отрыва от работы, что продиктовано жесткими условиями экономии расходов на фонды оплаты труда, и невозможностью проводить данный процесс отдельно от рабочих процессов, что повлекло бы за собой формирование лишнего кадрового резерва.

Получается, что сотрудники, пришедшие в  организацию, при  отсутствии достаточно свободного времени на процесс обучения, вынуждены «хватать на лету» от наставника, и работать по принципу «делай как я», что чревато – неверным пониманием многих процессов, неверной постановкой цели и неправильным распределением приоритетов в рабочем процессе.

  1. оценка трудовой деятельности. Оценка результатов деятельности проходит также в процессе работы, используются метод оценки «Тайного покупателя», «Чек-лист руководителя», «Оценка Директора». Основная функция – мотивационная, определив сильных и лучших отсрудников, организация имеет возможность формирования кадрового резерва для среднего управленческого звена компании, а также дифференциации мотивационных выплат, ориентированных в основном на результативность каждого работника в отдельности. Оплата премиальных надбавок осуществляется в процентном выражении от доли реализации магазина.

Одним из самых главных  недостатков, на взгляд автора, в данном пункте является  отсутствие детализации  при оценке каждого сотрудника: а  именно – не подчеркивается и не акцентируется внимание на заинтересованности каждого в повышении финансового результата процесса работы, однобокость оценки труда самими сотрудниками, они больше заинтересованы в продажах, а не снижении затрат в процессе реализации, что ведет к увеличению товарных потерь, по причинам халатности, небрежного отношения к товарно-материальным ценностям.

  1. подготовка руководящих кадров. Основной резерв для руководящих должностей формируется за счет выявления наиболее сильных сотрудников в процессе оценки текущих работ, результатов деятельности каждого сотрудника на основании измерения финансовых показателей, формирования оценки по наблюдениям прямых руководителей. В рассматриваемой организации руководящий состав сформирован из сотрудников, ранее работавших на должностях линейных работников, заведующий магазином и администраторы – имеют большой стаж работы в компании, фактически занимали должности продавцов, кассиров, затем при постепенном повышении по карьерной лестнице занимали должности операторов и заведующих отделов.

Подводя итог проведенного анализа предприятия, можно сказать, что задатки основных направлений  развития трудовых ресурсов имеют место, однако только на первых этапах, а именно – при проведении мероприятий  по адаптации новых сотрудников  в коллективе, что по большому счету не доводится до необходимого вида, и теряет свою первоначальную ценность. Не принося нужных результатов предприятию.

2.3 Использование основных направлений развития трудовых ресурсов для решения кадровых проблем на предприятии в современных условиях 

 

Как уже было сказано  в первой главе данной работы - первым шагом к тому, чтобы сделать  труд работника как можно более  производительным, является профессиональная ориентация и социальная адаптация  в коллективе. Руководство анализируемого предприятия заинтересовано в успехе своих работников на новом рабочем месте, в первую очередь, по следующей причине: чем короче и успешнее данный период протекает для большего количества новых сотрудников, тем менее затратны такие пункты деятельности организации, как набор, отбор персонала, рекрутинговые мероприятия, процесс наставничества и т.д. По мнению автора процесса «притирки» и адаптации должен стать боле организованным в рассматриваемой организации, чтобы и человек лучше понимал, что ожидает от него организация, и руководство четко понимало стремления и надежды своего нового работника. Более четкая организация подразумевает:

- унификацию процессов  адаптации для всех стажеров, претендующих на вакантные места  в данной организации – что  дает более полную картину статистическую и динамическую в первую очередь для работодателя: какие личностные характеристики более приоритетны, при выборе сотрудников, какие методы более действенны в процессе обучения, какой период наиболее оптимален для полноценной подготовки сотрудника для самостоятельной работы;

- отлаженная система  наставничества. Здесь автор работы  имеет ввиду более жесткий  отбор на должность наставника  среди работающего и опытного  персонала, на текущий период  в организации данный процесс  проходит по методу – «кто дольше работает» или «кто больше нравится руководству», что в принципе несет в себе опасность неверного транслирования правил поведения, правил работы от «опытного» и «хорошего» сотрудника в среду новичков. Система «Азбуки магазина» уже представляет собой хорошую закладку в правильное построение системы обучения, но на данном этапе необходимо, чтобы наставники отбирались по объективным оценкам: знание азбуки магазина – то есть, всех процессов, правил и методов работы в магазине.

- обучение (или подготовка кадров): система непрерывного фирменного профессионального образования руководителей, специалистов предполагает следующие основные виды обучения:

  1. первичное обучение лиц, принятых на работу;
  2. ежегодное обучение по актуальным вопросам профессиональной деятельности руководителей и специалистов;
  3. периодическое обучение (в соответствии с потребностями, но не реже установленной для каждой категории лиц периодичности) по специальным профессиональным образовательным программам для поддержания квалификации всего контингента руководителей и специалистов на уровне, достаточном для эффективного исполнения должностных обязанностей;
  4. обучение лиц, готовящихся к должностным перемещениям (назначение на более высокую должность или должность иного профиля).

Конкретные индивидуальные профессиональные образовательные программы руководителей и специалистов, формы получения образования, сроки обучения определяются кадровой службой по согласованию с их руководителями и, как правило, с самими работниками. Направлению каждого руководителя и специалиста на обучение должны предшествовать оценка их профессионализма и творческого потенциала, эффективности исполнения ими должностных обязанностей,  а также определение целесообразности и потребности в обучении, разработка индивидуального плана профессионального обучения.

Информация о работе Основные направления развития трудовых ресурсов в современных условиях