ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:44, курсовая работа

Описание

Государственная защита семьи базируется на двух основных принципах: добровольности брачного союза женщины и мужчины и полного равноправия супругов в семейных отношениях. Государство должно способствовать дальнейшему укреплению семьи, основанной на чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи; воспитанию детей, охране интересов матерей и детей и обеспечению счастливого детства каждому ребенку.

Содержание

Введение 3
1 Лица с семейными обязанностями 4
1.1 Понятие лиц с семейными обязанностями 4
1.2 Категории лиц с семейными обязанностями 5
2 Особенности регулирования труда лиц с семейными обязанностями 7
2.1 Дополнительные трудовые гарантии для женщин с семейными обязанностями 7
2.2 Гарантии и льготы остальным лицам с семейными обязанностями 10
2.3 Проблемы применения норм, регулирующих трудовые отношения лиц с семейными обязанностями 13
Заключение 18
Библиографический список 19

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК ПО ТП.docx

— 48.72 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ОМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Ф.М. Достоевского

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра «Трудовое право»

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ  РЕГУЛИРОВАНИЯ  ТРУДА  ЛИЦ  С  СЕМЕЙНЫМИ  ОБЯЗАННОСТЯМИ

 

Курсовая работа

по дисциплине «Трудовое право»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы ЮЮ-731з

заочной формы обучения

Ю.В. Коростелёва

 

Научный руководитель:

 к.ю.н., доцент кафедры

 «Трудовое право»

И.В. Аленина

 

 

 

 

 

 

 

Омск-2010

Содержание

 

Введение 3

1 Лица с семейными обязанностями 4

1.1 Понятие лиц с семейными обязанностями 4

1.2 Категории лиц с семейными обязанностями 5

2 Особенности регулирования труда лиц с семейными обязанностями 7

2.1 Дополнительные трудовые гарантии для женщин с семейными обязанностями 7

2.2 Гарантии и льготы остальным лицам с семейными обязанностями 10

2.3 Проблемы применения норм, регулирующих трудовые отношения лиц с семейными обязанностями 13

Заключение 18

Библиографический список 19

 

 

 

 

Введение

Государственная защита семьи базируется на двух основных принципах: добровольности брачного союза женщины и мужчины и полного равноправия супругов в семейных отношениях. Государство должно способствовать дальнейшему укреплению семьи, основанной на чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи; воспитанию детей, охране интересов матерей и детей и обеспечению счастливого детства каждому ребенку. Государственная защита семьи обеспечивается такими материальными гарантиями, как совершенствование службы быта и общественного питания, выплата пособий, предоставление льгот и помощи семье. В каждом государстве при определении семейной политики учитывается социальная и медицинская защита материнства и детства в дородовый и послеродовый периоды, предоставление родительских отпусков в связи с рождением детей и пр.

Забота  о семье, о гражданах, осуществляющих свои семейные обязанности, а также  вопросы регулирования их труда  всегда находились в поле зрения зарубежных и отечественных ученых в области науки трудового права и права социального обеспечения.

Выбранная тема достаточно актуальна в современное  время, так как несмотря на закреплённые в законодательстве нормы, защищающие право на труд лиц с семейными  обязанностями, в реальной жизни  эти права не всегда реализовываются.

Цель  написания работы – изучить и дать оценку современному состоянию регулирования труда лиц с семейными обязанностями.

  Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

  • дать определение понятию лица с семейными обязанностями;
  • рассмотреть выделяемые законодательством категории лиц с семейными обязанностями;
  • изучить особенности трудовых правоотношений различных категорий лиц с семейными обязанностями.

Объект исследования –  институт лиц с семейными обязанностями, предмет исследования – нормы права, регулирующие труд лиц с семейными обязанностями.

При написании работы использовались такие научные методы, как анализ, синтез, сравнение и дедуктивный  метод. Кроме этого использовались нормативно-правовые акты различного уровня, труды учёных и материалы  периодических печатных изданий.

 

  1. Лица с  семейными обязанностями

    1. Понятие лиц с семейными обязанностями

На  законодательном уровне многое делалось и делается для создания оптимальных  условий, позволяющих сочетать семейные обязанности с работой. Действовавший  ранее Кодекс законов о труде  Российской Федерации, равно как  и положения нового Трудового  кодекса Российской Федерации, а  также другие нормативно – правовые акты в этой сфере содержат достаточно широкую систему трудовых льгот  для этой категории работников.

Однако, поскольку все семейные заботы традиционно  лежали на плечах женщин, большинство  этих льгот было адресовано исключительно  им. И несмотря на то что в нашей стране многое делалось для воплощения в жизнь этих норм, реальное положение женщин с учетом перемен, происходящих в обществе, все же неблагополучно.

Более того, многие нормы – льготы, дополнительные гарантии и компенсации привели к ущемлению свободы выбора женщин и лишению их конкурентоспособности на рынке труда, а большинство защитных мер приобрели в рыночных условиях фактически дискриминационный характер.

Назрела необходимость принципиально нового решения проблемы достижения равноправия  женщин и мужчин в семье.

На  международном уровне вопросам правового  регулирования труда лиц с  семейными обязанностями всегда уделялось повышенное внимание. Международная организация труда (МОТ) обратилась к этой проблеме с первых дней своего создания. Однако из всех лиц с семейными обязанностями под защитой международных норм были только беременные женщины и женщины с грудными детьми - кормящие матери (Конвенция МОТ № 3 "Об охране материнства" (1919 г.), Конвенция МОТ № 4 "О труде женщин в ночное время" (1919 г.) - в дальнейшем пересмотрены в 1948г., 1952г.). Принятая в 1965 г. Рекомендация № 123 "О труде женщин с семейными обязанностями" распространила свое действие на женщин с детьми вообще (т.е. и более старшего возраста), а также женщин с больными членами семьи [10].

Поиску  новых подходов в решении проблемы достижения равноправия женщин и  мужчин в семье посвящена и  Конвенция Международной организации  труда № 156 «О равном обращении и  равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями», принятая 23 июня 1981 г. и вступившая в силу 11 августа 1983 г. (ратифицирована РФ 30 октября 1997 г.).

Философия этой Конвенции состоит в стремлении освободить женщин от двойной роли - семейной и производственной работы не путем трудовых льгот, а разделением  семейных обязанностей с мужчинами и обществом в целом.

С 1981 г. в соответствии с Конвенцией МОТ № 156 лицами с семейными обязанностями признаются трудящиеся мужчины и женщины с находящимися на их иждивении детьми либо с нуждающимися в уходе другими ближайшими родственниками [10].

Кроме этого Конвенция провозглашает одну из целей национальной политики каждого члена МОТ – обеспечить лицам с семейными обязанностями возможность осуществлять своё право на труд, не подвергаясь дискриминации, и сочетать профессиональные и семейные обязанности.

 

    1. Категории лиц с семейными обязанностями

Семейные  обязанности возникают у граждан  в связи со следующим обстоятельствами:

- государственная  регистрация брака;

- прямое  родство;

- беременность;

- юридический  акт (решение суда об усыновлении,  установлении опеки или попечительства).

Следовательно, к категориям лиц или трудящихся с семейными обязанностями относятся:

- мужчины  и женщины, имеющие семейные  обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей;

- мужчины  и женщины, имеющие обязанности  и в отношении других ближайших  родственников - членов семьи,  которые нуждаются в уходе  или помощи [6].

Помимо  этой классификации российское законодательство выделяет категории работников, нуждающихся в дополнительной социальной защите, устанавливая для них различный объём льгот и гарантий (гл. 41 ТК РФ):

  1. женщины:
  • беременные женщины;
  • женщины, имеющие детей в возрасте до трёх лет;
  • одинокие матери, воспитывающие ребёнка в возрасте до 14 лет, а ребёнка-инвалида – до 18 лет;
  • женщины, работающие в сельской местности;
  1. работники, усыновившие ребёнка;
  1. работники, имеющие детей-инвалидов или инвалидов с детства, до достижения ими возраста 18 лет;
  2. лица, воспитывающие несовершеннолетних детей без матери (отцы, опекуны, попечители);
  3. работники, осуществляющие уход за больными членами их семей.

ТК РФ (ст.252) предусматривает  возможность установления особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников (а лица с семейными обязанностями относятся именно к отдельным категориям работников) не только в централизованном порядке, но и на локальном уровне – в коллективном договоре, локальных нормативных актах. Таким образом самим работодателям предоставлено право устанавливать специальные правила для различных категорий работников, однако при этом должен соблюдаться принцип, запрещающий ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (ст. 8, 9 ТК РФ).

Стоит заметить, что в  этом случае законодатель противоречит своей же позиции, закреплённой в  норме ст. 6 ТК РФ, согласно которой  особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников относится к ведению федеральных органов государственной власти [3].

 

  1. Особенности регулирования труда лиц с  семейными обязанностями

    1. Дополнительные  трудовые гарантии для женщин с семейными обязанностями

Необходимость установления дополнительных гарантий для женщин обусловлена, во-первых, необходимостью усиленной государственной защиты женщин от дискриминаций в сфере труда, во-вторых, физиологическими особенностями женского организма и, в-третьих, репродуктивной функцией женщины. В целях предупреждения неблагоприятного воздействия вредных производственных факторов на организм матери (в том числе будущей) и ребёнка, обеспечения возможности сочетания трудовой деятельности с материнством трудовое законодательство устанавливает специальные правила, которые условно можно разделить на две группы: нормы по охране труда и дополнительные гарантии занятости.

В сфере охраны труда  женщин установлены следующие правила [3].

  1. Ст. 298 ТК РФ устанавливает запрет, согласно которому беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трёх лет, не могут привлекаться к работам, выполняемым вахтовым методом, поскольку этот особый способ организации работы предполагает осуществление трудового процесса вне места постоянного проживания.
  2. Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов (при этом им сохраняется средний заработок по прежней работе). До предоставления беременной женщине подходящей работы она освобождается от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни (ст. 254 ТК РФ).
  3. Беременные женщины освобождаются от работы для прохождения обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях, при этом им также сохраняется средний заработок за счёт средств работодателя (ст. 254 ТК РФ).
  4. Беременные женщины не допускаются к работе в ночное время (с 22 часов до 6 часов). Женщины, имеющие детей в возрасте до трёх лет, детей-инвалидов, а также матери, воспитывающие без супруга детей в возрасте до пяти лет, могут привлекаться к работе в ночное время при наличии трёх условий (ст.96 ТК РФ):
    • с их письменного согласия;
    • если работа в ночное время не запрещена по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
    • если они письменно ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.
  5. Запрещается направление беременных женщин в командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в выходные и праздничные дни. В отношении женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет (детей-инвалидов в возрасте до 18 лет) командировки и внеурочная работа допускаются на тех же самых условиях, что и работа в ночное время (ст. 259 ТК РФ).
  6. Не допускается отзыв беременных женщин из отпуска (ст.125 ТК РФ), а также замена отпуска денежной компенсацией (ст.126 ТК РФ).
  7. Беременным женщинам по их заявлению и на основании листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам (ст.255 ТК РФ). Продолжительность таких отпусков составляет: до родов – 70 календарных дней (в случае многоплодной беременности – 84, женщинам, проживающим или работающим в районе Чернобыльской АЭС на территории зоны проживания с правом на отселение, - 90 (п.6 ст.18 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»)); после родов – 70 календарных дней (в случае осложнённых родов – 86, при рождении двух и более детей – 110). Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

По желанию женщины  её ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется  перед отпуском по беременности и  родам или непосредственно после  него либо по окончании отпуска по уходу за ребёнком (ст.260 ТК РФ). Отпуск предоставляется независимо от стажа работы у данного работодателя и вне графика отпусков.

К дополнительным гарантиям  занятости женщин с семейными  обязанностями можно отнести  специальные правила, направленные на усиление стабильности трудовых отношений  с участием беременных женщин и женщин, имеющих детей, и правила, позволяющие сочетать труд с материнством [3].

  1. Беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, при приёме на работу испытания не устанавливаются (ст.70 ТК РФ). По просьбе беременной женщины ей должен быть установлен неполный рабочий день или неполная рабочая неделя как при приёме на работу, так и впоследствии (ст.93 ТК РФ).
  2. Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребёнком возраста полутора лет (ч.4 ст.254 ТК РФ). Невозможность выполнения прежней работы может быть обусловлена, например, разъездным характером работы, не позволяющим женщине ежедневно возвращаться домой (проводники поездов, стюардессы).
  3. Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются дополнительные перерывы для кормления ребёнка не реже чем через каждые три часа с оплатой по среднему заработку (ст. 258 ТК РФ). Продолжительность таких перерывов – не менее 30 минут каждый, а при наличии двух и более детей – не менее одного часа. Эти перерывы по заявлению женщины могут присоединяться к перерыву для отдыха и питания либо суммироваться и переносится на начало или конец рабочего дня.
  4. По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребёнком до достижении им возраста трёх лет, во время которого выплачивается пособие по социальному страхованию. Во время отпуска женщина может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия (ст.256 ТК РФ). На весь период отпуска по уходу за ребёнком за женщиной сохраняется место работы (должность) – женщина может в любой момент прервать отпуск, выйдя на работу, а работодатель обязан предоставить ей бывшее рабочее место, должность. Отпуск по уходу за ребёнком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме специального стажа для досрочного назначения пенсии по старости и стажа для ежегодного оплачиваемого отпуска – ч.5 ст.256, ч.3 ст.121 ТК РФ).
  5. Ст. 261 ТК РФ ограничивает право работодателей на расторжение трудового договора с беременными женщинами и женщинами, имеющими детей. Первых можно уволить по инициативе работодателя только в случае ликвидации организации. В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины он может быть прекращён по п.2 ст.77 ТК РФ, поскольку это увольнение не является увольнением по инициативе работодателя. Но закон устанавливает специальное правило, обязывающее работодателя продлить трудовой договор по заявлению женщины до окончания беременности.

Информация о работе ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ