Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:44, курсовая работа
Государственная защита семьи базируется на двух основных принципах: добровольности брачного союза женщины и мужчины и полного равноправия супругов в семейных отношениях. Государство должно способствовать дальнейшему укреплению семьи, основанной на чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи; воспитанию детей, охране интересов матерей и детей и обеспечению счастливого детства каждому ребенку.
Введение 3
1 Лица с семейными обязанностями 4
1.1 Понятие лиц с семейными обязанностями 4
1.2 Категории лиц с семейными обязанностями 5
2 Особенности регулирования труда лиц с семейными обязанностями 7
2.1 Дополнительные трудовые гарантии для женщин с семейными обязанностями 7
2.2 Гарантии и льготы остальным лицам с семейными обязанностями 10
2.3 Проблемы применения норм, регулирующих трудовые отношения лиц с семейными обязанностями 13
Заключение 18
Библиографический список 19
При продлении срочного трудового договора до окончания беременности женщина обязана по требованию работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор по п.2 ст.77 ТК РФ в течение недели со дня, когда он узнал или должен был узнать о факте окончания беременности. Таким днём может быть сообщение женщиной о прекращении беременности или день предоставления документа о рождении ребёнка (справки родильного дома, свидетельства о рождении ребёнка).
Иное правило предусмотрено для случаев истечения срока трудового договора в период беременности, если он был заключён на время исполнения обязанностей отсутствующего работника. Работодатель должен предложить беременной женщине перевод до окончания беременности на другую имеющуюся у него работу (вакантную должность или работу, как соответствующую квалификации, так и ниже стоящую должность, нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учётом состояния её здоровья. Если перевод невозможен (ввиду отказа женщины от перевода либо отсутствия соответствующей вакансии), производится увольнение в связи с истечением срока трудового договора.
В отношении женщин, имеющих детей, ТК ужесточил правила об увольнении. Допускается увольнение за нарушение трудовой дисциплины, иные виновные действия. Запрет расторжения трудового договора с женщинами, имеющих детей в возрасте до трёх лет, одинокими матерями, воспитывающими ребёнка в возрасте до 14 лет (ребёнка-инвалида – до 18 лет), касается увольнения по сокращению численности или штата работников (п.2 ст.81 ТК РФ), несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации (п.3 ст.81 ТК РФ), смены собственника имущества организации (п.4 ст.81 ТК РФ), принятия необоснованного решения, повлекшего нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (п.9 ст.81 ТК РФ), и некоторые другие основания прекращения трудового договора [3].
Прежде всего нужно отметить, что гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством, распространяются и на отцов несовершеннолетних детей – при условии, что они воспитывают их без матери (например, в случае смерти материи, лишения её родительских прав), а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних (ст.264 ТК РФ). Привлечение их к работе в ночное время и к сверхурочной работе, а также к работе в выходные и праздничные дни, направление в служебные командировки, предоставление перерывов для кормления детей, увольнение по инициативе работодателя производится по тем же правилам, которые законодатель установил для соответствующих категорий женщин.
Отпуска по уходу за ребёнком могут быть использованы не только матерью, но и отцом, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребёнком. Причём по смыслу ст.256 ТК РФ не имеет значения степень родства и факт совместного проживания родственника ребёнка с его родителями. Для оформления отпуска по уходу за ребёнком необходимо предоставить справку с места работы матери ребёнка о том, что она не использует отпуск и не получает пособия по уходу за ребёнком [3].
Специальные льготы установлены для работников, усыновивших детей (ст.257 ТК РФ). Им предоставляется отпуск на период со дня усыновления и до истечении 70 календарных дней со дня рождения усыновлённого ребёнка, а при усыновлении двух или более детей – 110 календарных дней со дня их рождения. В целях сохранения тайны усыновления закон допускает оформление вместо отпуска по усыновлению отпуска по беременности и родам той же продолжительности. Такой отпуск может взять только женщина, усыновившая ребёнка (детей).
Работник, усыновивший ребёнка, может также взять отпуск по уходу за ребёнком до достижении им трёх лет.
Работникам, имеющим (воспитывающим) несовершеннолетних детей, устанавливаются следующие льготы в области режима труда и отдыха [3].
Кроме того, дополнительную гарантию при увольнении устанавливает ст.179 ТК РФ. Семейным работникам при наличии двух и более иждивенцев отдаётся предпочтение в оставлении на работе при сокращении численности или штата работников.
Ещё одна обязанность, предполагающая более льготный режим труда, - необходимость ухода за больным членом семьи. При наличии соответствующего медицинского заключения о том, что член семьи работника нуждается в постоянном уходе в связи с заболеванием, работник может рассчитывать на следующие гарантии и льготы.
Коллективным договором могут предусматриваться и иные дополнительные гарантии и льготы для лиц с семейными обязанностями, например отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время с возможностью присоединения к ежегодному оплачиваемому отпуску (ст.263 ТК РФ), преимущественное право на оставление на работе (ст.179 ТК РФ), предоставление дополнительного свободного от работы дня (дней) в сентябре для лиц, имеющих детей младшего школьного возраста, и др.
Для большинства женщин с семейными обязанностями, тем более в условиях широкого распространения неполной матцентричной семьи, занятость является необходимым условием получения или повышения доходов. Однако по ряду причин такие женщины относятся к группе риска на рынке труда.
Например, в странах Евросоюза у женщин 25-49 лет, имеющих по крайней мере одного ребёнка до пяти лет, меньше шансов быть занятыми по сравнению с бездетными женщинами той же возрастной группы [9].
В России периода рыночных преобразований высоким является удельный вес женской безработицы. Так, в Иркутской области женщины составляли среди безработных на 1 января 2007 г. 67,3%, а на конец декабря 2007 г. – 65,4%. Женщины чаще мужчин испытывают трудности в поиске работы, подвергаются дискриминации в сфере труда, сталкиваются с отсутствием реальных гарантий обеспечения занятости.
В научной литературе возобладало мнение, что к негативным результатам на рынке труда ведет политика протекционизма в отношении женщин. На этом основан возникший в развитых странах во второй половине прошлого века процесс отмены актов, устанавливающих специальную охрану труда женщин, за исключением охраны труда беременных женщин и женщин-матерей.
В странах Запада, где институт семьи переживает кризис, решение проблем обеспечения занятости женщин и других работников с семейными обязанностями все более тесно увязывают с обеспечением безопасности семьи, оказанием ей поддержки в организации ухода за детьми вне дома, предоставлении системы денежных пособий семьям с детьми, получении услуг в сфере образования, охраны здоровья [11].
Вступление в рынок ускорило в России изменение государственно-правовой политики по содействию занятости женщин, повлекло некоторое сокращение предоставляемых им трудовых гарантий и льгот. Объектом особой заботы государства на рынке труда являются беременные женщины и женщины с семейными обязанностями. На современном этапе проблемы обеспечения занятости женщин-матерей обоснованно решаются во взаимосвязи с демографической политикой государства, усиливается государственная поддержка семей с детьми. В задачу государства входит обеспечение дополнительных гарантий занятости лицам, испытывающим трудности в поиске работы, создание условий, позволяющих обеспечить баланс интересов женщин с семейными обязанностями и работодателей [9].
Действующее российское законодательство о занятости населения относит к лицам, испытывающим трудности в поиске работы, не все категории женщин с семейными обязанностями, а только одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов.
Причем понятие одинокой матери остается не вполне определенным на практике. Сохраняет актуальность высказанное в юридической литературе предложение Г. Хныкина законодательно установить, что одинокими матерями являются женщины, родившие ребенка вне брака, вдовы, а также женщины, у которых муж признан в судебном порядке безвестно отсутствующим или объявлен умершим [9].
С
1 января 2005 г. из предусмотренного федеральным
законодательством круга
Прежнее решение вопроса содержится в законодательстве отдельных субъектов РФ. Кроме того, в качестве дополнительной гарантии занятости социально уязвимых категорий населения в регионах предусмотрена такая установленная федеральным законодательством для инвалидов мера, как квотирование рабочих мест. Например, в Кемеровской области, Амурской области квотирование рабочих мест касается одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, а также тех, кто имеет на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор. В Краснодарском крае квотирование рабочих мест может распространяться на лиц с семейными обязанностями по решению уполномоченных органов с учетом ситуации на рынке труда. Стимулирует работодателей к выполнению норм квотирования установление для них налоговых и иных льгот. Обычно квота устанавливается в размере 2% от среднесписочной численности работников на предприятии, где трудится более 100 человек [8].
Это дает возможность трудоустроиться незначительному числу лиц, испытывающих трудности в поиске работы. Тем не менее, квотирование рабочих мест заслуживает применения на практике, особенно если предоставляемые рабочие места по условиям труда, режиму рабочего времени дают возможность женщинам успешно сочетать профессиональные и семейные обязанностей.
Повышает гарантии занятости женщин с семейными обязанностями наличие у них профессии (специальности), востребованной на рынке труда, надлежащий уровень профессиональной подготовки. В связи с этим Конвенция МОТ № 156 обязывает государства принимать все меры, соответствующие национальным условиям и возможностям, в том числе меры в области профессиональной ориентации и подготовки, которые позволяли бы трудящимся с семейными обязанностями начать или продолжать трудовую деятельность, а также возобновлять ее после отсутствия на работе в связи с этими обязанностями (ст. 7).
Следует заметить, что в странах Евросоюза при поддержке Европейского социального фонда реализуются программы, рассчитанные на обучение длительно безработных, к которым относятся преимущественно женщины с семейными обязанностями. Предпринимателям предоставляются субсидии, чтобы заинтересовать их в подобных программах. Создаются центры поддержки предпринимательских инициатив в отношении безработных, реализуются специальные программы по бесплатному профессиональному обучению безработных, предоставляются целевые ссуды. В качестве примера можно назвать программу по обучению матерей-одиночек при Центре обучения рабочих в Бремене (Германия). В Великобритании в 2003 г. разработана программа поддержки одиноких родителей, которым трудно реализовать баланс между профессиональной и частной жизнью. Основная мера, предусмотренная программой, – создание рабочих мест. Учреждена сеть специальных служб для поддержки одиноких родителей [9].
Всерьез заявляет о себе проблема профессиональной подготовки и переподготовки безработных женщин с семейными обязанностями и в России. До последнего времени она решалась в основном на региональном уровне. Новой мерой решения проблемы повышения конкурентоспособности данной категории женщин является разработка специальной программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, которую Минздравсоцразвития намерен реализовать за счет средств федерального бюджета.
Ориентировочно к 2010 г. пройти профессиональное переобучение должны были 720 тыс. женщин. Однако указанная программа распространяется только на безработных женщин. Не учтено, что большинство безработных женщин в связи с рождением ребенка снимаются с учета в органах службы занятости, чтобы получать более высокое, чем пособие по безработице, ежемесячное пособие по уходу за ребенком через систему социальной защиты населения. Действующее законодательство предусматривает, что лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований [11].
Информация о работе ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ