Особенности регулирования труда лиц с семейными обязанностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 01:26, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. В последнее время правовое регулирование трудовых отношений в нашей стране претерпевает серьезные изменения. Так новый Трудовой кодекс, содержащий данную норму в Разделе XII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников", вступил в действие менее двух лет назад, а все новое требует не только времени на осмысление, но и подробного изучения, анализа, с целью исключения противоречий, отрицательно отражающихся на правоприменительной практике. Появилась огромная масса людей, нуждающихся в защите своих прав в сфере трудовых отношений.

Содержание

Введение
1. Теоретические и правовые основы регулирования труда женщин
1.1 Особенности правового регулирования труда женщин
1.2 Рабочее время и ремя отдыха: отпуск, перерывы на кормление
1.3 Гарантии и льготы женщинам с детьми
2. Особенности правового регулирования труда лиц с семейными обязанностями как специальных субъектов трудового права
2.1 Понятие "лица с семейными обязанностями"
2.1 Гарантии и льготы лицам с семейными обязанностями
3. Государственная политика России в регулировании труда женщин
3.1 Защита материнства нормами трудового права
3.2 Защита прав женщин в сфере трудовых отношений
3.3 Конституционные гарантии регулирования труда женщин и ответственность за их нарушение
3.4 Проблемы совершенствования законодательства о труде женщин
Заключение
Список использованных источников
Приложение А

Работа состоит из  1 файл

kursyak_po_tp.doc

— 288.50 Кб (Скачать документ)

В случае расторжения трудового  договора с беременной женщиной по ее же желанию (ст.80 ТК РФ) либо по соглашению сторон (ст.78 ТК РФ) трудовой договор  расторгается в общеустановленном  порядке без предоставления каких-либо дополнительных льгот и компенсаций.

Трудовым законодательством гарантии при расторжении трудового договора по инициативе администрации установлены  и для женщин, которые имеют  детей в возрасте до 3 лет, для  одиноких матерей, имеющих детей  в возрасте до 14 лет либо детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Увольнение данных лиц допускается только в следующих случаях:

1) ликвидация организации либо  прекращение деятельности работодателя - физического лица (п.1 ст.81 ТК РФ);

2) по состоянию здоровья в  соответствии с медицинским заключением (подп. "а" п.3 ст.81 ТК РФ);

3) неоднократное неисполнение работником  без уважительных причин трудовых  обязанностей, если он имеет дисциплинарное  взыскание (п.5 ст.81 ТК РФ);

4) прогул (отсутствие на рабочем  месте без уважительных причин  более 4 ч подряд в течение рабочего дня) (подп. "а" п.6 ст.81 ТК РФ);

5) появление на работе в состоянии  алкогольного, наркотического или  иного токсического опьянения  (подп. "б" п.6 ст.81 ТК РФ);

6) разглашение охраняемой законом  тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подп. "в" п.6 ст.81 ТК РФ);

7) совершение по месту работы  хищения (в том числе мелкого)  чужого имущества, растраты, умышленного  его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий (подп. "г" п.6 ст.81 ТК РФ);

8) нарушение работником требований  по охране труда, если эти  нарушения повлекли за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подп. "д" п.6 ст.81 ТК РФ);

9) совершение виновных действий  работником, непосредственно обслуживающим  денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п.7 ст.81 ТК РФ);

10) совершение работником, выполняющим  воспитательные функции, аморального  проступка, несовместимого с продолжением  данной работы (п.8 ст.81 ТК РФ);

11) однократное грубое нарушение  руководителем организации (филиала,  представительства), его заместителями  своих трудовых обязанностей (п.10 ст.81 ТК РФ);

12) представление работником работодателю  подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора (п.11 ст.81 ТК РФ).

Увольнение по вышеперечисленным  основаниям осуществляется без дальнейшего  обязательного трудоустройства  женщины и без сохранения средней  заработной платы.

Согласно п.5 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию в случае расторжения трудового договора с беременными женщинами или матерями, имеющими детей, причем и детей усыновленных или находящихся под опекой или попечительством, в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, непрерывный трудовой стаж сохраняется, но при условии поступления на работу до достижения ребенком указанного возраста.

В настоящее время действующим  законодательством предусмотрена единая система предоставления гражданам РФ, имеющим детей, государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Эта система призвана обеспечивать гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с изменениями  от 22 декабря 2005 г) регулирует порядок  выплат государственных пособий  гражданам, которые имеют детей. Данным Законом устанавливаются следующие виды государственных пособий:

1) пособие по беременности и  родам;

2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских  учреждениях в ранние сроки  беременности;

3) единовременное пособие при  рождении ребенка;

4) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

5) ежемесячное пособие на ребенка.

Однако  законодательство о государственных  пособиях гражданам, имеющим детей, не действует в отношении:

1) граждан  РФ (иностранных граждан и лиц без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

2) граждан  РФ (иностранных граждан и лиц  без гражданства), лишенных родительских  прав;

3) граждан РФ, выехавших на постоянное  место жительства за пределы  Российской Федерации.

Выплата государственных пособий  гражданам, имеющим детей, осуществляется за счет средств Фонда социального  страхования РФ, средств федерального бюджета либо средств бюджетов субъектов  РФ. Причем расходы на доставку и  пересылку государственных пособий  осуществляются из тех же источников, из которых производится выплата пособий, а при выплате государственных пособий посредством банковских услуг плата с граждан, имеющих детей, не взимается. Размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях с установленными в них районными коэффициентами к заработной плате устанавливаются с применением этих коэффициентов, которые будут учитываться при исчислении государственных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы. При этом получатели обязаны своевременно извещать органы, которые назначают эти пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий или прекращение их выплаты. Срок извещения об изменениях не может превышать 3 месяца.

В случае возникновения ситуации, когда ежемесячное пособие было выплачено излишне по вине получателя (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров), эти излишне выплаченные суммы удерживаются с получателя.

В случае прекращения выплаты пособия  оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством РФ.

Пособие по беременности и родам  назначается и выплачивается  в соответствии с Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, Законом о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, а также Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Право на получение пособия по беременности и родам от организаций-работодателей имеют работницы, которые подлежат государственному социальному страхованию, а именно с заработной платы которых по трудовым договорам производятся отчисления единого социального налога. При этом основанием для его назначения является только выданный в установленном порядке больничный лист, а в случае его утери - дубликат больничного листа.

Государственное пособие выплачивается  за период отпуска по беременности и родам, продолжительность которого согласно ст.255 ТК РФ составляет начиная с 30 недель беременности 140 календарных дней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов), а при многоплодной беременности - с 28 недель беременности и общей продолжительностью дородового и послеродового отпусков 180 дней. В соответствии с инструкцией о порядке предоставления послеродового отпуска при осложненных родах женщине предоставляется послеродовый отпуск продолжительностью 86, а при рождении двух и более детей - 110 календарных дней после родов. Отпуск по беременности и родам предоставляется полностью независимо от числа фактически использованных женщиной дней до родов, так как исчисляется суммарно.

Государственное пособие по беременности и родам выдается также и при  усыновлении детей в возрасте до 3 месяцев. При этом продолжительность отпуска, за который подлежит выплата пособия, исходя из периода со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней (в случае усыновления двух и более детей - 110 календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).

В том случае, если по истечении 196 дней беременности произошел выкидыш, то пособие по беременности и родам  выплачивается на общих основаниях.

Пособие по беременности и родам  исчисляется из среднего заработка (дохода) в порядке, который установлен для исчисления пособия по временной нетрудоспособности. Однако в отличие от больничных пособие по беременности и родам выплачивается в полном размере независимо от трудового стажа работницы. При этом когда в организации установлена повременная оплата труда, к окладу работницы прибавляются еще и все надбавки и премии, которые выплачены ей в текущем году.

При исчислении данного пособия  в расчет среднего заработка не включаются следующие виды заработка:

1) заработная плата за работу, произведенную в сверхурочное время, в том числе доплата за эту работу;

2) оплата за работу по совместительству, причем учитывается оплата как  на другом предприятии, так  и по месту основной работы;

3) доплата за работу, не входящую  в обязанности рабочего или  служащего по основной работе;

4) заработная плата за дни  простоя, за время очередного  и дополнительных отпусков, за  время военного учебного или  поверочного сбора, выполнения  государственных или общественных  обязанностей;

5) выплаты единовременного характера  (единовременные премии, компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие и др.).

Государственное пособие по беременности и родам выплачивается за все  рабочие дни, приходящиеся на период отпуска по беременности и родам. Назначение и выплата этого пособия  производится единовременно за весь срок предоставленного отпуска, но не позднее 10 дней со дня предъявления сотрудницей листка нетрудоспособности. При этом женщина должна обратиться за пособием не позднее 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.

Пособие выплачивается работнице  в течение 10 дней после того, как  она представит в бухгалтерию  организации листок нетрудоспособности. Его выписывают работнице в женской  консультации, когда у нее закончится отпуск по беременности и родам. Бухгалтерия  обязана оплатить женщине все рабочие дни, которые пришлись на этот отпуск. Обратиться за пособием сотрудница может в течение 6 месяцев с момента окончания отпуска.

Право на единовременное пособие предоставляется  дополнительно к пособию по беременности и родам. Данное пособие вправе получить беременные женщины, которые встали на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель).

Данное государственное пособие  выплачивается за счет средств Фонда  социального страхования РФ, федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в установленном порядке.

Иногда возникают случаи, когда  в период нахождения женщины в  отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет  наступает отпуск по беременности и  родам. В этом случае женщина имеет  право выбрать одно из двух выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков видов пособий.

Как мы видим, все спорные вопросы, касающиеся предоставляемых гарантий и льгот женщинам довольно-таки подробно и широко регламентируются не только нормами трудового права, но и нормами других отраслей, в частности социальным обеспечением.

ТК РФ значительно расширил сферу  правового регулирования труда  женщин и лиц с семейными обязанностями. Государство уделило большое  внимания защите материнства, детства, здоровью женщин во время беременности, родов и непосредственно после них; предоставило больше льгот и возможностей на работе. Ведь в условиях духовного возрождения общества необходимо уделять большое внимание подрастающему поколению, от которого в значительной степени зависит развитие нашей страны.

 

2. Особенности правового регулирования  труда лиц с семейными обязанностями  как специальных субъектов трудового  права 

 

2.1 Понятие "лица с семейными  обязанностями"

Государственная защита семьи базируется на двух основных принципах: добровольности брачного союза женщины и мужчины и полного равноправия супругов в семейных отношениях. Государство должно способствовать дальнейшему укреплению семьи, основанной на чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи; воспитанию детей, охране интересов матерей и детей и обеспечению счастливого детства каждому ребенку. Государственная защита семьи обеспечивается такими материальными гарантиями, как совершенствование службы быта и общественного питания, выплата пособий, предоставление льгот и помощи семье. В каждом государстве при определении семейной политики учитывается социальная и медицинская защита материнства и детства в дородовый и послеродовый периоды, предоставление родительских отпусков в связи с рождением детей и пр.

На международном уровне вопросам правового регулирования труда  лиц с семейными обязанностями  всегда уделялось повышенное внимание. Международная организация труда (МОТ) обратилась к этой проблеме с  первых дней своего создания. Однако из всех лиц с семейными обязанностями под защитой международных норм были только беременные женщины и женщины с грудными детьми - кормящие матери (Конвенция МОТ N 3 "Об охране материнства" (1919 г), Конвенция МОТ N 4 "О труде женщин в ночное время" (1919 г) - в дальнейшем пересмотрены в 1948, 1952 г). Принятая в 1965 г. Рекомендация N 123 "О труде женщин с семейными обязанностями" распространила свое действие на женщин с детьми вообще (т.е. и более старшего возраста), а также женщин с больными членами семьи. А с 1981 г. в соответствии с Конвенцией МОТ N 156 лицами с семейными обязанностями признаются трудящиеся мужчины и женщины с находящимися на их иждивении детьми либо с нуждающимися в уходе другими ближайшими родственниками.

Информация о работе Особенности регулирования труда лиц с семейными обязанностями