Понятие и классификация трудовых споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:31, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотрение понятия и классификации трудовых споров.
В соответствии с целью обозначим задачи:
1. Раскрыть понятие трудовых споров;
2. Рассмотреть классификацию трудовых споров;
3. Порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
4. Изучить нормативную основу разрешения трудовых споров.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3с.
Глава 1. Понятие трудовых споров ………………………………………….. 5с.
Глава 2. Классификация трудовых споров ………………………………….. 7с.
2.1. Классификация трудовых споров по субъектному составу и предмету..7с.
2.2. Классификация трудовых споров по характеру …………………………9с.
2.3. Классификация трудовых споров по способу их разрешения ………….9с.
Глава 3. Порядок рассмотрения трудовых споров ………………………….12с.
3.1. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров …………..12с.
3.2. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров ……………....20с.
3.2.1. Урегулирование разногласий сторонами трудового спора ………….21с.
3.2.2. Примирительные процедуры …………………………………………..23с.
3.2.2.1. Рассмотрение коллективного трудового спора
с участием посредника ……………………………………………………….23с.
3.2.2.2. Рассмотрение коллективного трудового спора
в трудовом арбитраже ………………………………………………………...25с.
3.2.3. Забастовка ……………………………………………………………….27с.
Глава 4. Нормативная основа разрешения трудовых споров ……………….34с.
Заключение …………………………………………………………………….37с.
Библиографический список ………

Работа состоит из  1 файл

ТП РФ.doc

— 213.00 Кб (Скачать документ)

3.2.2.1. Рассмотрение  коллективного трудового спора  с участием посредника

           После составления примирительной комиссией  протокола разногласий стороны  коллективного трудового спора  в соответствии со ст. 403 ТК РФ могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. Особенность этой примирительной процедуры заключается в том, что к разрешению спора привлекается не зависимое от сторон лицо - посредник, который предлагает участникам конфликта один или несколько вариантов его разрешения. Эти варианты обсуждаются на совместных или раздельных заседаниях представителей сторон и служат основой последующего соглашения о разрешении коллективного трудового спора. Если  стороны коллективного трудового  спора не могут найти подходящую кандидатуру, то при необходимости  они могут обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры  посредника.11

      Посредником может выступать как работник органов по труду, так и любой  независимый специалист. В связи  с тем, что посредник играет  

значительную  роль в урегулировании существующих разногласий, к его личным качествам  и профессиональным навыкам предъявляются  повышенные требования. Памятка посредникам, привлекаемым к участию в рассмотрении коллективных трудовых споров, обращает особое внимание на личные качества посредника и этику его поведения в  ходе взаимодействия со сторонами спора. Подчеркивается, в частности, необходимость  признания сторонами компетентности, объективности, беспристрастности  и независимости посредника. Посредник  должен уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные  результаты своих предложений и  рекомендаций. Он должен знать действующее  законодательство и методы ведения  договорного процесса. Основными  качествами посредника являются умение аргументировать, убеждать, управлять  дискуссией, чутко реагировать на смену настроения участников переговоров. Большую роль играют и его стремление к пониманию, заинтересованность, умение выслушивать оппонента, вовремя  снять напряженность.

      Порядок рассмотрения коллективного трудового  спора с участием посредника законом  не установлен и определяется соглашением  сторон коллективного трудового  спора с участием посредника. Обычно посредничество осуществляется в форме  дискуссий, переговоров между посредником  и одной из сторон, а также между  сторонами с участием посредника.

      Рассмотрение  коллективного трудового спора  с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня  его приглашения. Результаты работы посредника могут выражаться в достижении согласованного решения и заключении сторонами письменного соглашения об урегулировании коллективного трудового  спора. В этом случае в протоколе  фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается  урегулированным. 
 

      Если  соглашение достигнуто лишь по некоторым  вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий, в котором  должны быть отражены дальнейшие намерения сторон (например, обращение в службу и создание трудового арбитража).12 

3.2.2.2. Рассмотрение  коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

     Согласно  ст. 404 ТК РФ трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган  по рассмотрению коллективного трудового  спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили  соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

     В соответствии с законом к рассмотрению спора в трудовом арбитраже можно  перейти в следующих случаях:

        • при недостижении согласия  в примирительной комиссии, если  стороны в качестве следующей  примирительной процедуры  выбрали  рассмотрение спора в  трудовом  арбитраже;

        • при недостижении согласованного решения  на стадии посредничества, если стороны  решили продолжить примирительные процедуры;

       • при уклонении работодателя  от участия  в создании или  работе примирительной комиссии;

       • при рассмотрении коллективного   трудового спора в организациях, в которых законом запрещено  или ограничено проведение забастовок.

       Трудовой  арбитраж создается  сторонами коллективного  трудового спора и службой  по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих  дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора  примирительной комиссией или посредником. Поскольку трудовой арбитраж создается как  независимый третейский орган (в  отличие от примирительной комиссии, формируемой на смешанной основе), в его состав не могут входить  представители работников и работодателей, участвующих в данном споре.

     Создание  трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются  соответствующим решением работодателя, представителя работников и указанной  Службы.

     Коллективный  трудовой спор рассматривается в  трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

     Процедура рассмотрения спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:

     - изучение документов и материалов, представленных сторонами;

          - заслушивание представителей сторон;

     -заслушивание  свидетелей и экспертов, если в этом есть необходимость;  

      - выработка рекомендаций.

       Трудовой  арбитраж рассматривает  обращения  сторон коллективного  трудового  спора; получает необходимые документы  и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости  органы государственной власти и  органы местного самоуправления о возможных  социальных последствиях коллективного  трудового спора; разрабатывает  рекомендации по существу коллективного  трудового спора.

     Результатом рассмотрения коллективного трудового  спора в трудовом арбитраже является принятие рекомендаций по его урегулированию. Они составляются в письменной форме, подписываются трудовыми арбитрами  и передаются сторонам коллективного  трудового спора. Рекомендации  принимаются с учетом всех обстоятельств  дела в строгом соответствии с  действующими законами и иными нормативными правовыми актами в сфере труда. Рекомендации обязательны для сторон в силу заключенного  

соглашения  об их выполнении. Такое соглашение должно быть заключено и оформлено  в  письменной форме до создания трудового  арбитража либо одновременно с его  созданием. Рекомендации  трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора  оформляются протоколом, в котором  указываются присутствующие на заседании  арбитры, представители сторон спора, перечень мер, которые желательно осуществить  для разрешения разногласий.13 

3.2.3. Забастовка

     В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Согласно ст. 398 ТК РФ забастовка – это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях  разрешения коллективного трудового  спора. Это определение забастовки позволяет выделить ее признаки:

     1. Забастовка - коллективное действие, один работник не может провести  забастовку. Это право принадлежит   коллективу (работников, членов профсоюза). Возможно объявление забастовки  работниками определенной отрасли,  профессии, региона, так как  они выступают стороной на  коллективных переговорах и могут  вступить в коллективный трудовой  спор. Однако принятое на этом  уровне решение профессионального  союза (объединения профессиональных  союзов) о проведении забастовки  формально не может служить  основанием для прекращения работы. Оно должно быть утверждено  решением общего собрания (конференции)  работников каждой организации,  принимающей участие в коллективном  трудовом споре. 

     2. Забастовка — это временная   акция, не может быть забастовок  бессрочных.

      3. Забастовка — это добровольное  действие. Никто не может быть  принужден к участию или отказу  от участия в забастовке. Согласно  ст. 409 ТК РФ лица, принуждающие  работников к участию или отказу  от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность.

     4. Забастовка — это средство  разрешения коллективного трудового   спора. При отсутствии коллективного  трудового спора забастовку проводить  нельзя.

      5. Забастовка — это акция, которую   проводят только работники. Представители   работодателя не вправе организовывать  забастовку и принимать в ней   участие.

     Работники или их представители вправе приступить к организации забастовки в следующих  случаях:

       • если примирительные процедуры  не привели  к разрешению  коллективного трудового  спора;

     • если работодатель уклоняется от примирительных процедур;

     • если работодатель не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового споров.

     Порядок проведения забастовки включает несколько  этапов:

1) принятие  решения об объявлении забастовки;

2) объявление  забастовки и  предупреждение  работодателя;

3) прекращение   работы и проведение примирительных процедур;

4) приостановка  забастовки в  случае необходимости; 

5) достижение  согласия (или признание забастовки  незаконной) и прекращение забастовки.14 

     Объявление  забастовки.

     Согласно  ст. 410 ТК РФ решение об объявлении забастовки принимается  на собрании (конференции) работников организации по предложению представительного  органа работников, который был ранее  уполномочен работниками на разрешение коллективного трудового спора. Если решение об объявлении забастовки принято профессиональным союзом, то оно должно быть утверждено для каждой организации на собрании (конференции) работников данной организации.

     Собрание (конференция) работников считается  правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа  работников (делегатов конференции). Решение о проведении забастовки считается принятым, если за него проголосовало  не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). Работодатель обязан предоставить помещение и  создать необходимые условия  для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению.

     Если  невозможно провести собрание (созвать  конференцию) работников, то представительный орган работников имеет право  утвердить свое решение о проведении забастовки, собрав подписи более  половины работников в поддержку  проведения забастовки.

     В решении об объявлении забастовки должны быть указаны следующие сведения:

     • перечень разногласий сторон коллективного  трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

     • дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность  и предполагаемое количество участников;

     • наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах; 

     • предложения по минимуму необходимых  работ (услуг), выполняемому в организации, филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении в  период проведения забастовки.

     Это решение должно быть передано работодателю в письменной форме. Получив от работников решение о проведении забастовки, работодатель предупреждает о предстоящей  забастовке Службу по урегулированию коллективных трудовых споров.

Информация о работе Понятие и классификация трудовых споров