Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 10:51, курсовая работа
Цель исследования — разработка ряда существенных ас¬пектов теории конституционных норм как соци¬ально-правового явления.
Для достижения цели исследования было необходимо ре¬шить следующие задачи:
а) определить понятие конституционных норм, выявить их особенности;
б) дать классификацию норм конституционного права;
Введени 3
1. Понятие конституционных норм, их особенности 5
2. Виды норм конституционного права 8
3. Структура конституционно-правовых норм 17
4. Реализация конституционных норм 24
Заключение 28
Список использованных источников 30
Учреждение образования Федерации Профсоюзов Беларуси
Международный университет «МИТСО»
Кафедра публичного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему Понятие конституционных норм и их реализация
по дисциплине Конституционное право
| Студентка Безуглая Ольга Дмитриевна Курс 2, группа 1031 Факультет юридический Специальность правоведение Руководитель кондидат юридических наук Кулеш А.В.
|
Минск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введени 3
1. Понятие конституционных норм, их особенности 5
2. Виды норм конституционного права 8
3. Структура конституционно-правовых норм 17
4. Реализация конституционных норм 24
Заключение 28
Список использованных источников 30
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим условием обеспечения законности и правопорядка в нашей стране является реализация целей, принципов и норм Конституции Республики Беларусь. При этом важно определить роль и место конституционных норм в системе белорусского права, провести анализ специфики конституционных положений и выявить особенности их реализации.
Конституция обладает высшей юридической силой, и тем самым поставлена над всеми иными законами и нормативными актами, определяет механизм деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти. Это основной закон государства, но государство и право не представляют собой изолированную систему. Напротив, они являются именно результатом развития социальных связей, способом организации совместной деятельности людей, их взаимодействия во имя индивидуальной и социальной жизни. Конституция формирует основы правового режима общества, его политическое единство, определяет цели, функции, организацию и порядок деятельности государства и его органов, принципы взаимоотношений государства с гражданами.
Конституция как основной политико-правовой акт государства и общества оказывает всесторонне организующее и стимулирующее воздействие на поведение субъектов права во всех сферах и на всех уровнях жизнедеятельности нашего общества. В связи с этим исследование действия конституционных положений приобретает особую значимость.
Важнейшее место в общей проблеме действия Конституции принадлежит вопросам ее практического осуществления.
Актуальность исследования определяется прежде всего необходимостью решения вопросов прямого осуществления конституционных норм.
Реализация Конституции — широкое многоплановое явление. Оно обусловливает постановку и разрешение ряда фундаментальных теоретических и практических проблем.
Предмет настоящего исследования — сущность и формы реализации конституционных норм.
Цель исследования — разработка ряда существенных аспектов теории конституционных норм как социально-правового явления.
Для достижения цели исследования было необходимо решить следующие задачи:
а) определить понятие конституционных норм, выявить их особенности;
б) дать классификацию норм конституционного права;
в) изучить структуру конституционно-правовых норм;
г) проанализировать пути реализации конституционных норм.
1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОРМ, ИХ ОСОБЕННОСТИ
Нормы составляют основу любой ныне существующей правовой системы, а в системе права конституционно-правовым нормам отводится роль центрального звена, своеобразного эпицентра правового развития.
Занимая свое место в системе права, конституционные нормы, обладая основными свойствами и признаками юридических норм, имеют свою специфику.
1. Конституционным нормам присуща высшая юридическая сила. Речь прежде всего идет об Основном Законе, в котором сказано: «Конституция обладает высшей юридической силой» (ст. 137).
2. Своим предметом конституционные нормы имеют особую сферу правового регулирования.
3. В конституционном праве больше, чем в других отраслях, содержится общерегулятивных норм (принципы, задачи, дефиниции и т.п.). Нормы других отраслей чаще всего развивают и конкретизируют их.
4. Для конституционных норм характерно то, что они имеют своеобразную структуру.
6. Субъектами правоотношений, на регулирование которых направлены конституционные нормы, являются очень своеобразные участники, такие, например, как крупные социальные общности: народ, нация, коллективы, классы и пр. Как особо отмечают Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин [7, с. 9], конституционно-правовые нормы отличаются учредительным характером содержащихся в них предписаний, так как именно они первично устанавливают обязательный для создания всех правовых норм других отраслей порядок: определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. К тому же они определяют и саму систему органов государственной власти.
7. Конституционные нормы имеют особые связи с государством, поскольку как установление, так и обеспечение их реализации в конечном счете невозможны вне его (что, впрочем, характерно и для других отраслей публичной сферы права).
8. По мнению В.О. Лучина, «конституционные нормы характеризуют фактическое положение вещей: не только то, что должно быть, но и то, что уже есть, не только должное, но и сущее» [10, с. 15]. Действительно, эти нормы отражают в первую очередь так называемые юридические состояния, т.е. состоявшиеся явления и факты жизни социума.
9. Нормы данной отрасли имеют особый механизм реализации, что во многом предопределено существованием не только конкретных, но и общих конституционных правоотношений, имеющих в своей основе различные правовые состояния. Важно отметить и тот факт, что санкции не играют ведущей роли в конституционном праве, а принуждение не является доминирующим методом воздействия в системе конституционно-правовых отношений. Поэтому реализация конституционных норм происходит главным образом через беспрепятственное осуществление субъективных прав, исполнение обязанностей и соблюдение запретов [13, с.83].
Таким образом, несмотря на очевидную специфику, конституционные нормы обладают всеми признаками юридических норм. В.О. Лучин и П.Ф. Мартыненко справедливо отмечают, что «под конституционной нормой следует понимать любую меру поведения общего характера, выраженную в форме конституционного предписания, охватывающего всякий прием или способ для определения общественного поведения: установление принципа или правила, определение цели, задачи или направления деятельности, закрепление названия, определения либо функции и т.д.» [10, с. 15].
О.Е. Кутафин, характеризуя особенности норм конституционного права, считает необходимым обратить внимание на следующие признаки: «Конституционно-правовая норма, как и любая другая норма права, является государственным повелением, имеющим категорический характер. Она устанавливается или санкционируется властным органом, олицетворяет государственную волю, выступает как общеобязательное предписание, охраняемое от нарушений предусмотренными государством мерами принудительного воздействия» [9, с. 71].
Можно сказать, что нормам конституционного права, как составной части белорусского права, присущи основные черты, общие для всех правовых норм. В то же время они имеют очевидную специфику, обусловленную предметом правового регулирования.
2. ВИДЫ НОРМ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Несмотря на то, что конституционно-правовые нормы имеют общий предмет правового регулирования, они в то же время различаются по признакам, соответствующим их особым чертам и свойствам, обеспечивающим выполнение этими нормами специфических задач в механизме правового регулирования. Это означает, что конституционные нормы могут быть разделены на отдельные группы по определенным основаниям (критериям), как того требует научная классификация.
В юридической литературе никогда не существовало единых подходов относительно выделения тех или иных критериев для классификации правовых норм вообще и конституционно-правовых норм в частности. «Разноречивость в вопросе об основаниях классификации конституционно-правовых норм объясняется тем, - пишет О.Е. Кутафин, - что авторы по-разному определяют цели классификации, хотя при этом в большинстве работ не приводятся аргументы за или против тех или иных оснований классификации. Между тем необходимость научной классификации диктуется задачей более глубокого изучения норм конституционного права и обусловлена неоднородностью их конкретного содержания, рассредоточенного по разным правовым актам» [9, с. 84].
Несомненно, что классификация норм любой отрасли права необходима для практических нужд (правильного принятия, использования, систематизации и др.). Сочетание общего и особенного в юридических характеристиках конституционных норм делает возможным объединение конституционных норм по группам, хотя исчерпывающего деления норм на виды предусмотреть, видимо, не представляется возможным.
Классификацию следует рассматривать как научный подход исследования, однако следует помнить и о том, что самая подробная и полная классификация конституционно-правовых норм не в состоянии дать системного и цельного знания о них, поскольку она не идет далее всего лишь некоего сопоставления по признаку различия и сходства [13, С.85].
Необходимо отметить, что в юридической литературе по конституционному праву нам не удалось обнаружить хотя бы два источника, в которых выделялись бы одинаковые классификационные основания(критерии).
1. По функциональному назначению конституционно-правовые нормы подразделяются: - на регулятивные; - на охранительные; - на специализированные.
Регулятивные нормы рассчитаны на упорядочение нормальных, желательных, допускаемых в данном обществе отношений, составляющих большинство во всей системе правоотношений. Они регулируют правомерные действия, устанавливают позитивные права и обязанности, вытекающие из характера самих отношений («Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции» - ст. 52 Конституции Республики Беларусь).
Охранительные нормы рассчитаны на отклоняющиеся от нормы поведения неправомерные действия. Они определяют и защищают от правонарушений существующие в обществе ценности и нормальный жизненный уклад, то есть охраняют и сами регулятивные нормы. В них содержатся меры реагирования на нарушения субъективных прав и обязанностей, устанавливаются меры принуждения и юридической ответственности за правонарушения («В случае систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики» - ст. 123 Конституции Республики Беларусь).
Специализированные нормы, или нормы специального действия, - это исходные, отправные, нормы, их специфика в том, что они не содержат в себе конкретных указаний на права и обязанности, а формулируют определенные нормативные (общеобязательные) положения, определения юридических понятий, цели и задачи правового регулирования общественных отношений. К числу таких «нетипичных» правовых норм следует отнести нормы-принципы, нормы-задачи, нормы-дефиниции, оперативные и коллизионные нормы [13, с.86].
Информация о работе Понятие конституционных норм и их реализация