Понятие трудового права и правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:37, контрольная работа

Описание

Российское трудовое право регулирует общественно-трудовые отношения, складывающиеся при функционировании рынка труда в связи с непосредственной деятельностью людей в процессе труда, выполнением работы. Трудовое право призвано регулировать не технологию процесса труда, а социальные связи по его организации и применению. Предметом трудового права является не труд, а лишь общественная форма труда, его социальное устройство, отношения между людьми по участию их в общественном труде.

Содержание

Понятие трудового права…………………………………..3 - 5
Виды трудовых правоотношений……………………….....6 - 9
Признаки метода трудового права………………………..10 - 12
Виды регистрации безработных граждан………………...13 - 20
Задача………………………………………………………..21 - 23

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ- Трудовое право.doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)

Юридическое дозволение как раз призвано обеспечить свободу  действий и поведения человека. Это  управомочивающие нормы, которые или  прямо формулируются в тексте нормативного акта, либо конкретно  не указано, но вытекает из комплекса  юридических норм (хоть и не указано, но дозволено, поскольку не запрещено).

Норма права - установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения и охраняемое принудительной силой государства. Формой существования норм права  являются нормативно-правовые акты и иные источники права.

Метод правового регулирования  трудовых отношений складывается из элементов как способа, при котором  сторонам предоставлена известная  инициатива (диспозитивное регулирование), так и способа, при котором  государство прямо и непосредственно регламентирует поведение участников отношений (императивное регулирование). При этом диспозитивные нормы трудового права (олицетворяющие диспозитивный метод правового регулирования) могут быть классифицированы на два вида: нормы, устанавливающие лишь границы усмотрения для субъектов нормативного соглашения, то есть правовые принципы, и нормы, устанавливающие один или несколько вариантов поведения.

Трудовые отношения возникают  из договора - волевого акта, позволяющего сторонам самим определить свои отношения, их характер по своему желанию. Именно поэтому нормы трудового права в известной мере носят диспозитивный характер.

Юридические гарантии для работника  проявляются в установлении определенных ограничений: в запрете для администрации в одностороннем порядке не только изменить трудовую функцию или место работы, но и расторгнуть трудовой договор без законных оснований. Работник же может прекратить трудовые отношения в любое время; исключением из этого правила является срочный характер трудового договора.

Характер установления прав и обязанностей также свидетельствует о комплексности метода трудового права, о сочетании централизованного и локального, а также договорного и императивного порядка регулирования отношений. В договорном порядке решаются теперь весьма важные вопросы - устанавливаются размеры оплаты труда (кроме случаев, когда речь идет о работниках учреждений, финансируемых из бюджета), надбавки, доплаты, премии. Государственное регулирование рассматривается в современных условиях как установление минимума гарантий для работников. Каждое предприятие при наличии финансовых средств и договоренности сторон может увеличить их объем.

Вопрос о соотношении  сфер индивидуально-договорного, локального и централизованного регулирования  является новым и пока еще недостаточно разработанным. Но, безусловно, государственное регулирование должно обязательно закрепить гарантии - нормы об охране труда и техники безопасности (с возможными отсылками к локальным актам, ибо специфика работы, ее условий не может быть учтена в централизованном порядке); в таком же порядке должна быть закреплена и норма рабочего времени, одинаковая для всех работающих (кроме тех, кто имеет право на сокращенную его продолжительность), в качестве определенного норматива. Таким образом, метод трудового права отличает комплексность, предполагающая наличие элементов диспозитивности (метод договорного, автономного регулирования) и императивного воздействия в сочетании с участием работников (трудовых коллективов) в регулировании трудовых и тесно с ними связанных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Виды регистрации  безработных граждан

Регистрация безработных  граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства в следующей последовательности:

первичная регистрация  безработных граждан;

регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;

регистрация граждан  в качестве безработных;

перерегистрация безработных  граждан.

По каждому этапу  регистрации учреждениями службы занятости  ведется отдельный регистрационный  учет безработных граждан.

На отдельных территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, регистрация безработных граждан осуществляется в упрощенном порядке, без прохождения гражданами первичной регистрации.

Первичная регистрация  безработных граждан

 Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в учреждения службы занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов.

 При первичной регистрации  учреждениями службы занятости  в регистрационных документах  указываются: фамилия, имя и  отчество обратившегося гражданина, адрес места жительства, возраст,  пол, образование, специальность  (профессия), отношение к занятости, причина обращения и краткое содержание предоставленной информации (оказанной услуги) по интересующему его вопросу.

 При первичной регистрации  безработным гражданам предоставляется  информация:

о состоянии рынка  труда на соответствующей территории;

о наличии вакантных рабочих мест (должностей), об оплате и других условиях труда с целью выбора работы;

о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения  квалификации;

о порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации и перерегистрации в качестве безработных;

о правах и ответственности  в области занятости населения  и защиты от безработицы.

Регистрация безработных  граждан в целях поиска подходящей работы

 Для регистрации  в целях поиска подходящей  работы безработные граждане представляют в учреждения службы занятости по месту жительства справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке, и предъявляют:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку или  иные документы, подтверждающие трудовой стаж;

документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

Впервые ищущие работу (ранее  не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют  трудовую рекомендацию, заключение о  рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу  реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.

Другие граждане, имеющие  ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья, предъявляют  соответствующие документы, выданные в установленном порядке.

 Регистрация безработных  граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами.

 Учреждения службы  занятости в течение 10 дней  со дня регистрации гражданина  в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности), - два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

В целях содействия в  трудоустройстве гражданину может  быть предложен план самостоятельного поиска работы.

При этом не допускаются:

направление граждан  на рабочие места, находящиеся за пределами транспортной доступности. Транспортная доступность (максимальная удаленность) подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности;

направление граждан  в организации с целью трудоустройства  без подтверждения этими организациями  наличия у них вакантных рабочих  мест (должностей);

приглашение граждан  в учреждения службы занятости чаще одного раза в две недели, за исключением случаев, когда такое приглашение связано с предложением подходящей работы или с предложением об участии в специальных программах содействия занятости.

 На каждого безработного  гражданина, зарегистрированного в  целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело. В личном деле производятся соответствующие записи о всех предложениях учреждений службы занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении граждан в учреждения службы занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями учреждений службы занятости.

Регистрация граждан  в качестве безработных

 Безработные граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в установленный день для регистрации их в качестве безработных предъявляют в учреждение службы занятости, следующие документы:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;

документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

При необходимости граждане представляют дополнительную или уточненную справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние  три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке.

Впервые ищущие работу (ранее  не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт  или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную государственной службой медика - социальной экспертизы.

Учреждения службы занятости  имеют право проверять подлинность  представленных документов

 Регистрация гражданина  в качестве безработного осуществляется  на основании решения учреждений  службы занятости о признании  гражданина безработным, принимаемого  не позднее 11 календарных дней  со дня его регистрации в  целях поиска подходящей работы.

 Безработными признаются граждане, которые:

трудоспособны;

не имеют работы и  заработка (дохода);

зарегистрированы в  целях поиска подходящей работы;

ищут работу и готовы приступить к ней;

не трудоустроены в  течение 10 дней со дня их регистрации  в целях поиска подходящей работы.

 Безработными не  могут быть признаны и зарегистрированы  в качестве безработных граждане:

не достигшие 16-летнего  возраста;

которым в соответствии с пенсионным законодательством  Российской Федерации назначена  пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в  учреждениях службы занятости в  целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее  не работавшие), не имеющие профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды

не явившиеся без  уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях  поиска подходящей работы в учреждения службы занятости для предложения  им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный учреждениями службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению  суда к исправительным работам без  лишения свободы, а также к  наказанию в виде лишения свободы;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

 Граждане, которым  в установленном порядке отказано  в регистрации их безработными, имеют право на повторное обращение в учреждения службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о регистрации их безработными.

В случае отказа гражданину в регистрации его безработным  учреждениями службы занятости устно  или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа

Перерегистрация безработных граждан

Граждане, признанные безработными, обязаны проходить перерегистрацию  в сроки, установленные учреждениями службы занятости, но не реже двух раз  в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, - не реже одного раза в месяц

 При перерегистрации  безработные граждане обязаны  предъявить паспорт и трудовую  книжку или иные документы,  указанные в абзацах втором  и третьем пункта 14 настоящего Порядка.

Впервые ищущие работу (ранее  не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт  или иной документ, удостоверяющий личность.

 Безработные граждане  обязаны активно содействовать  своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации, информировать учреждения службы занятости о своих действиях по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства, в том числе о работе временного характера

 В случае явки  безработного гражданина на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, факт опьянения устанавливается работниками учреждения службы занятости и подтверждается составленным ими актом (с указанием даты, места и времени его составления). При необходимости факт состояния опьянения может быть установлен путем проведения медицинского освидетельствования и подтвержден соответствующим заключением.

Информация о работе Понятие трудового права и правоотношения