Правовое регулирование занятости и трудоустройства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2011 в 20:09, контрольная работа

Описание

В статье 37 Конституции Российской Федерации говорится о том, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Исполнение законов о трудовой занятости населения – одна из важных гарантий обеспечения конституционного права граждан на труд.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАНЯТОСТИ 4
ТРУДОУСТРОЙСТВО ГРАЖДАН 12
ГАРАНТИИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа состоит из  1 файл

Труд.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

      В соответствии с законодательством  гражданин обязан посетить работодателя в трехдневный срок со дня получения  рекомендательного письма.

 

Трудоустройство граждан

      Законодательство  РФ предусматривает не только обеспечение  занятости, но и гарантии реализации права граждан на труд. Занятость  и трудоустройство необходимо рассматривать  «в связке» как в организационном, так и в правовом отношении.

      Под трудоустройством следует понимать систему организационно–правовых и экономических мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения.

      Особенности трудоустройства  инвалидов. Эти особенности связаны с установлением для инвалидов дополнительных гарантий их трудовой занятости. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 1  предусмотрел систему мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Они сводятся к следующему:

    • государство предусматривает осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов;
    • установление квот для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
    • создаются условия труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
    • организуется обучение инвалидов новым профессиям;
    • стимулируется создание организациями дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

    Особенности трудоустройства  молодежи. Запрещается применение туда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре, клубах, в производстве, производстве и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими препаратами). Список работ, на которых запрещается труд молодежи моложе 18 лет, утверждается Правительством РФ. Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру1.

    Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.

    Особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет определяются Трудовым Кодексом Российской Федерации, иными  федеральными законами, коллективным договором, соглашением. 
 
 
 

 

Гарантии  государства в  области занятости

    Гражданам Российской Федерации гарантируются:

  • свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;
  • защита от безработицы;
  • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
  • информирование о положении на рынке труда.

      Безработным гражданам гарантируется:

  • бесплатные профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов служб занятости;
  • обеспечение социальной поддержки (выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости);
  • компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
  • возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах.

      Под общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующей предварительной  профессиональной подготовки работников и имеющей социально-полезную направленность.

      Важно знать, что служба занятости не только занимается трудоустройством безработных граждан. В службу занятости может обратиться каждый работающий гражданин. Например, тот, кто планирует в ближайшее время сменить работу, но еще не уволился, или студенты, ищущие «подработку». Любой обратившийся в службу занятости сможет получить квалифицированную юридическую помощь, узнать о вакансиях различных предприятий. Следует отметить, что все услуги связанные с содействием реализации прав граждан на занятость, предоставляются органами службы занятости бесплатно.

      Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке  безработными.

        Решение о назначении пособия  по безработице принимается одновременно  с решением о признании гражданина  безработным.

      Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении 18 календарных месяцев безработицы имеют право на повторное получение пособия по безработице в размере минимальной оплаты труда, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

    Право на пособие по безработице имеют  граждане, уволенные из организаций  всех форм собственности по любым основаниям. На получение пособия не влияют продолжительность перерыва со дня увольнения до дня обращения в службу занятости и отсутствие определенного периода работы к началу безработицы. Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не реже двух раз в месяц (ст.31 Закона о занятости).

      Пособие по безработице гражданам, уволенным  из организаций по любым основаниям (за исключением указанных в статье 34 Закона о занятости) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:

      в первом (12-месячном) периоде выплаты: в первые три месяца - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов; в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента; во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

      Размеры минимальной и максимальной величин  пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

      Существуют  некоторые особенности при работе с гражданином, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников.

      Согласно  статье 178 Трудового Кодекса РФ, при  расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации  или сокращением численности  или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в 2-недельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. По предложению органов занятости при отсутствии возможности трудоустройства в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику,  имеющему независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до установленного срока законодательством РФ срока выхода на пенсию.

    Необходимо  знать, что законодательством о  занятости предусмотрена возможность  прекращения выплаты пособия  по безработице с одновременным  снятием с учета в качестве безработного (ст.35 Закона о занятости). Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

      Период, на который приостанавливается выплата  пособия по безработице, засчитывается  в общий период выплаты пособия по безработице. 
Заключение

      Наиболее  острой проблемой для российского  рынка труда остается неэффективная  занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения, когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению, а также несоответствие спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы). Одним из открытых проявлений неэффективной занятости остается неполная занятость.

      Для выявления фактов нелегальной занятости службы занятости должны активно сотрудничать с налоговыми органами, органами внутренних дел, органами прокуратуры.

      Одна  из особенностей современной безработицы  - это так называемая структурная  безработица, когда, скажем, переизбыток юристов, а требуются слесари, когда нужны не просто работники, а работники определенных профессий, определенной квалификации, определенных навыков. А сегодняшний рынок труда не успевает за потребностями современного производства.

    Для повышения гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости населения, совершенствование системы управления сферой занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан государство должно определять основные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти по осуществлению государственной политики в области занятости населения.

Список  использованной литературы

 
  1. Конституция Российской Федерации
    1. Федеральный закон №1032–1 от 19.04.1991 (в ред. 29.12.2006) «Закон о занятости населения в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – ст.1915
    1. Федеральный закон N 181-ФЗ от 24.11.1995 г.  (в ред. от 31.12.2005) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. -  N 48 - ст. 4563.
    2. Трудовой Кодекс Российской Федерации №197 – ФЗ от 30.12.2001 (в ред. от 11.07.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - №1 – ст.266
  1. Российская газета от 31.03.2004 г., №65
    1. Викторов И.С., Макашева А.Ж. Социально – правовые аспекты проблемы занятости населения // Трудовое право. -  2004. -  №8
    2. Цицинова Л. Защита от безработицы и практика применения законодательства о занятости // Кадровик. - 2002. - №12
    3. Трудовое право: учеб. / Под ред. О.В. Смирнова. – М.: Изд-во Проспект, 2006. – 560 с.

Информация о работе Правовое регулирование занятости и трудоустройства в Российской Федерации