Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 21:03, курсовая работа
Целью работы является исследование исторических предпосылок формирования системы социального партнерства в России, а также исследование современных условий функционирования системы социального партнерства.
Поставленная цель предопределила решение следующих основных задач:
* исследование исторических предпосылок возникновения системы социального партнерства в РФ;
* раскрытие современного понятия системы социального партнерства в РФ;
* исследование современных условий функционирования системы социального партнерства в РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ. 5
1.1 ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ С XVIII ВЕКА ПО 1980-Е ГГ. 5
1.2 ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ ПОСЛЕ 1980 ГГ. 8
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ПОНЯТИЯ И ФОРМЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ. 13
2.1 ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 13
2.2 ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 15
2.3 УРОВНИ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 20
ГЛАВА 3. УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНРИОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ. 24
3.1 РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 24
3.2 УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
В то же время остаются без ратификации такие важные для реализации на практике институтов социального партнерства конвенции МОТ, как № 135 (о представителях трудящихся24), № 144 (о трехсторонних консультациях25) и № 154 (о коллективных переговорах26), хотя объективные основания для присоединения России к указанным документам у нас уже имеются.
Не
секрет, что в силу ряда исторических
причин Россия вынуждена постоянно
догонять передовой Запад в социально-
На второе место в механизме социального партнерства ставится переговорный характер согласования и урегулирования спорных вопросов, возникающих при заключении коллективных договоров и соглашений, и наличие соответствующих процедур и органов для разрешения противоречий мирным путем. В этом плане с формальной точки зрения в нашей стране существует целый ряд законов и нормативных актов, разработанных в целях содействия коллективно-договорному процессу на всех уровнях. Главным из них остается Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-I «О коллективных договорах и соглашениях». В то же время, согласно данным мониторинга социально-трудовой сферы России и Генсовета Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) за последние годы, примерно на половине промышленных предприятий, особенно на мелких и средних, коллективные договоры не заключают из-за слабости профсоюзных организаций и сопротивления работодателей. Конечно, на фоне этой безрадостной картины есть приятные исключения. Образцы партнерства существуют в Москве и кое-где в регионах, но не они определяют общую социальную обстановку в стране.
На третье место – по счету, но не по важности – западные специалисты ставят институт участия работников в управлении предприятиями и акционерными обществами. Во многих странах Западной Европы участие работников в делах предприятий приняло институционные формы благодаря прогрессивному социально-трудовому законодательству, разработанному, в первую очередь, в Германии и Франции. Именно широкие полномочия представительных органов работников (как и профсоюзов) позволяют этим государствам проводить политику классового мира под лозунгом «социально ориентированной рыночной экономики». Заметим, что капиталисты понимают всю важность приобщения работников к делам предприятий, а наши реформаторы-демократы и «капитаны индустрии» начисто забыли советский опыт производственной демократии, а ведь разнообразные органы общественной самодеятельности трудящихся существовали на уровне предприятий и выше. И это понятно: стремящимся к личному обогащению «новым хозяевам жизни», пользующимся бессилием государственных структур, рабочий контроль на терпящих бедствие предприятиях ни к чему.27
Наконец,
четвертым слагаемым
Следует признать, что уровень развития института социального партнерства в России пока остается низким. Это проявляется, в частности, в неэффективности механизма разработки согласовательных процедур, входящих в систему законодательных и договорных мероприятий и не зависящих от наличия на отдельном предприятии заключенных коллективных договоров. Можно отметить и признаки отстраненности ассоциаций представителей работодателей от регулирования социально-трудовых отношений. Профсоюзы в настоящее время продолжают выполнять лишь преимущественно распределительные функции и практически отсутствуют на предприятиях малого и среднего бизнеса. В случае возникновения кризисных явлений в экономике остается высокой опасность возникновения массовой безработицы: так, коллективные договоры заключены не более чем на 65% отечественных предприятий.
В то же время, следует признать, что уровень развития института социального партнерства в России пока остается низким. Это проявляется, в частности, в неэффективности механизма разработки согласовательных процедур, входящих в систему законодательных и договорных мероприятий и не зависящих от наличия на отдельном предприятии заключенных коллективных договоров. Можно отметить и признаки отстраненности ассоциаций представителей работодателей от регулирования социально-трудовых отношений. Профсоюзы в настоящее время продолжают выполнять лишь преимущественно распределительные функции и практически отсутствуют на предприятиях малого и среднего бизнеса. В случае возникновения кризисных явлений в экономике остается высокой опасность возникновения массовой безработицы: так, коллективные договоры заключены не более чем на 65% отечественных предприятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
УТРАТИЛ
СИЛУ
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 20.05.96 N 743
ПРЕЗИДЕНТ РСФСР от 15 ноября 1991 года N 212
Москва, Кремль О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ И РАЗРЕШЕНИИ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
(КОНФЛИКТОВ)
В целях создания системы
социального партнерства в социально-трудовых отношений, разрешения трудовых конфликтов в условиях перехода к рыночной экономике постановляю: 1. Ввести в практику ежегодное заключения на республиканском уровне
генеральных соглашений по между Правительством РСФСР, полномочными представителями обще- республиканских
объединений профсоюзов и лять
в этих соглашениях населения,
поэтапного повышения циальной защиты наиболее уязвимых групп населения, обеспечения роста доходов трудящихся по мере стабилизации экономики, реализа- ции
республиканских социально- 2. Признать целесообразным начиная с 1991 года заключать трехстороннее
отраслевые тарифные дарственного управления, профсоюзами и представителями собственни- ков (работодателей), предусмотрев в них взаимные обязательства сторон,
регулирующие социально- низации,
оплаты труда, социальных ботников,
обеспечивающие повышение репление трудовой дисциплины, предотвращение трудовых конфликтов, а
также соблюдение интересов ции.
Соглашения должны быть обоснованных
соотношений между ростом мы розничных цен и увеличением объемов выпускаемой продукции. Сог- лашения не должны ухудшать условий труда и нарушать социальных га- рантий,
установленных 3. Предоставить на время проведения демонополизации и прива- тизации
экономики отраслевым единениям
предприятий независимо от лючения отраслевых тарифных соглашений от лица представителей собственников (работодателей). Предусмотреть в уставах союзов и организаций, представляющих интересы собственников, ответствен- ность
за создание социально- вий, необходимых для эффективного развития отраслей. 4. Поручить Правительству РСФСР в двухнедельный срок:
образовать республиканскую чения
генерального и отраслевых ния трудовых споров (конфликтов) в составе представителей Прави- тельства
РСФСР, профсоюзов и
определить правовой статус,
порядок и условия комиссии,
порядок представительства независимых экспертов;
разработать и утвердить неральных
и отраслевых тарифных 5. Министерствам и ведомствам РСФСР, концернам, корпорациям, ассоциация
и другим объединениям получившим право отраслевого представительства, создать в месячный срок
для подготовки проектов споров (конфликтов) отраслевые комиссии в составе работодателей и представителей профсоюзов. Республиканская комиссия определяет при необходимости конк- ретных представителей экономических, социальных и других госу- дарственных органов управления в работе отраслевых комиссий. 6. Для разрешения разногласий по соглашениям и возникшим тру- довым спорам (конфликтам) предоставить республиканской и отрасле- вым комиссиям право:
осуществлять контроль за го управления,
предприятиями, объединениями висимо от форм собственности и ведомственной принадлежности усло- вий соответствующих соглашений;
привлекать к работе по
разрешению коллективных ров (конфликтов) руководителей и работников министерств и ведомств РСФСР, ассоциаций, концернов, корпораций и других объединений предприятий;
вносить предложения о ных лиц, не обеспечивающих выполнение достигнутых соглашений по урегулированию трудовых конфликтов; посещать в установленном порядке объединения, предприятия и организации
независимо от форм выми
и социально-бытовыми ми, статистическими
и другими документами и 7. Республиканской и отраслевым комиссиям в недельный срок рассматривать причины коллективных трудовых споров (конфликтов) и принимать решения об их обоснованности.
При соблюдении условий таются незаконными.
8. Создать при Министерстве службу
разрешения трудовых ходом
выполнения заключенных вения трудовых споров и их устранение.
Правительству РСФСР в правовой статус, порядок и условия функционирования указанной службы.
Ввести настоящий Указ в |