Профессиональная реабилитация инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание

Основной целью, на рассмотрение которой направлено данное исследование, является профессиональная реабилитация инвалидов.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Профессиональная реабилитация инвалидов 5
1.1 Инвалидность, профессионально-трудовая реабилитация, концепция «Независимой жизни инвалидов»: взаимосвязь понятий. 5
1.2 Роль профессионально-трудовой реабилитации в концепциях независимой жизни инвалидов и интеграции инвалидов в общество 11
1.3 Государственная политика в области профессиональной подготовки инвалидов 15
Заключение 21
Список литературы 23

Работа состоит из  1 файл

Профессиональная реабилитация инвалидов.docx

— 52.57 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1 Профессиональная реабилитация инвалидов 5

1.1 Инвалидность, профессионально-трудовая реабилитация, концепция «Независимой жизни  инвалидов»: взаимосвязь понятий. 5

1.2 Роль профессионально-трудовой  реабилитации в концепциях независимой  жизни инвалидов и интеграции  инвалидов в общество 11

1.3 Государственная  политика в области профессиональной  подготовки инвалидов 15

Заключение 21

Список литературы 23

 

                                           ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы профессионально-трудовой реабилитации инвалидов связана с наличием значительного количества лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности. Инвалиды заявляют о своих правах, доказывая, что они полноценные члены общества. Основным барьером, который мешает общественности правильно относиться к вопросу инвалидности, являются традиционные стереотипы мышления. Инвалидность всегда считалась проблемой самого человека с инвалидностью, которому необходимо меняться самому, либо ему помогут измениться специалисты посредством лечения или реабилитации. Это отношение проявляется в различных аспектах: в создании системы специального образования, обучения, в создании архитектурной среды, в создании системы доступного здравоохранения, а также влияет на социальную политику в отношении людей с ограниченными возможностями, законодательство, методы работы с инвалидами.

Степень научной  разработанности. Проблема реабилитации, как особого вида деятельности, интересовала исследователей с античных времен. Однако много веков этот интерес был сосредоточен исключительно на биомедицинских аспектах этого процесса. Реабилитация понималась как методология скорейшего выздоровления раненых и больных. Вплоть до XX в. граница между реабилитацией и излечением была условной. Лишь с появлением научных концепций, рассматривающих человека в контексте его социального функционирования, к реабилитации стали относить психолого-педагогические и профессионально-трудовые коррекционные и восстановительные мероприятия.

Основной целью, на рассмотрение которой направлено данное исследование, является профессиональная реабилитация инвалидов.

В соответствии с целью  курсовой работы можно выделить следующие  задачи:

-раскрыть сущность понятий:  инвалидность, профессионально-трудовая  реабилитация, концепция «Независимой  жизни» инвалидов;

-определить роль профессионально-трудовой  реабилитации в концепциях независимой жизни инвалидов и интеграции инвалидов в общество;

-описать содержание государственной  политики в области  профессиональной подготовки инвалидов.

Объектом  исследования выступают инвалиды трудоспособного возраста, выходящие на рынок труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Профессиональная реабилитация инвалидов

1.1 Инвалидность, профессионально-трудовая реабилитация, концепция «Независимой жизни инвалидов»: взаимосвязь понятий.

 

 

Исторически понятия «инвалидность» и «инвалид» в России связывались с понятиями «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. Представления о происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы «здоровье — заболеваемость» (хотя, если быть точным, заболеваемость — показатель нездоровья) и «больной — инвалид». Последствия таких подходов создавали иллюзию мнимого благополучия, так как относительные показатели инвалидности на фоне естественного прироста населения улучшались, из-за чего реальные стимулы к поиску истинных причин роста абсолютного числа инвалидов отсутствовали.

Лишь после 1992 года в России произошел перекрест линий рождаемости и смертности, и явления депопуляции нации приобрели отчетливый характер, сопровождаясь устойчивым ухудшением показателей инвалидности, возникли серьезные сомнения в правильности методологии статистического анализа инвалидности. Специалисты долгое время рассматривали понятие «инвалидность», отталкиваясь преимущественно от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение в основном как следствие неблагоприятного исхода лечения. В связи с этим социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности, как основном показателе инвалидности. Поэтому основной задачей врачебно-трудовых экспертных комиссий было определение того, какую профессиональную деятельность освидетельствуемый не может выполнять, а что может — определялось на основе субъективных, преимущественно биологических, а не социально-биологических критериев. Понятие «инвалид» сужалось до понятия «неизлечимо больной». Таким образом, социальная роль человека в действующем правовом поле и конкретных экономических условиях отступала на второй план, и понятие «инвалид» не рассматривалось с точки зрения многопрофильной реабилитации, использующей социальные, экономические, психологические, образовательные и другие необходимые технологии.

С начала 90-х годов традиционные принципы государственной политики, направленной на решение проблем инвалидности и инвалидов в связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране утратили свою эффективность. Надо было создавать новые, приводить их в соответствие с нормами международного права. В настоящее время инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,1995). Инвалидность является одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и характеризует нарушение взаимосвязей человеком-инвалидом и обществом. Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные интересы, но и в определенной степени касаются их семей, зависят от уровня жизни населения и других социальных факторов, можно констатировать, что их решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной плоскости и во многом определяет лицо социальной политики государства. [11]

Таким образом, инвалидность — это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему ее, быть интегрированным в общество на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, чтобы те могли жить независимой жизнью.

Понятие независимая жизнь  в концептуальном смысле подразумевает  два взаимосвязанных аспекта. В  социально-политическом плане —  это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать  активное участие в социальных, политических и экономических процессах; это свобода выбора и доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию. Независимая жизнь — возможность самому определять и выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями.        

В философском понимании  независимая жизнь — это способ мышления, психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими личностями, от физических возможностей, от окружающей среды и степени развития систем служб поддержки. Философия независимой жизни ориентирует человека, имеющего инвалидность, на то, чтобы он ставил перед собой такие же задачи, как и любой другой член общества. Согласно философии независимой жизни, инвалидность рассматривается с позиций неумения человека ходить, слышать, видеть, говорить или мыслить обычными категориями. [5]    

Независимая жизнь предполагает контроль над собственными делами, участие в повседневной жизни  общества, исполнение целого ряда социальных ролей и принятие решений, ведущих к самоопределению и уменьшению психологической или физической зависимости от других. Независимость — понятие относительное, которое каждый человек определяет по-своему.   Независимая жизнь - предполагает снятие зависимости от проявлений недуга, ослабление ограничений, им порождаемых, становление и развитие самостоятельности ребенка, формирование у него умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, что должно дать возможность интеграции, а затем активного участия в социальной практике, полноценной жизнедеятельности в обществе.        

Независимая жизнь означает право и возможность выбирать самим, как жить. Это значит —  жить так же, как и другие, имея возможность самим решать, что делать, с кем встречаться и куда пойти, будучи ограниченным лишь в той степени, в которой ограничены другие люди, не имеющие инвалидности. Это и право ошибаться так же, как любой другой человек.  Чтобы стать действительно независимыми, инвалиды должны противостоять множеству преград и преодолеть их. Явным (физическая среда), а также скрытым (отношение людей). Если их преодолеть, можно добиться многих преимуществ для себя. Это — первый шаг на пути к тому, чтобы жить полноценной жизнью, выступая в роли работников, работодателей, супругов, родителей, спортсменов, политиков и налогоплательщиков, иначе говоря, чтобы в полной мере участвовать в жизни общества и быть его активным членом.       

Приведенная ниже декларация независимости создана инвалидом  и выражает позицию активной личности, субъекта собственной жизни и социальных изменений.

Декларация независимой  жизни инвалидов:

- Не рассматривайте мою  инвалидность как проблему.

- Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется.       - Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.           

- Не старайтесь изменить  меня. У вас нет на это права.      - Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность.            - Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения.            

- Признайте, что реальной  проблемой, с которой сталкиваются  инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.           

- Поддержите меня, чтобы  я мог по мере сил внести  свой вклад в общество.  

-  Помогите мне познать  то, что я хочу.        - Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше.            -  Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.     - Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это даже доставляет вам удовольствие.         

- Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями. [5]    Организация современного общества во многом противоречит интересам взрослых и детей, имеющих инвалидность. Символические барьеры, выстраиваемые обществом, сломать гораздо сложнее, чем физические препятствия. Сегодня важным является привлечение внимания к жизненной активности самих инвалидов, формирование в обществе новой концепции независимой жизни людей с ограниченными возможностями. В этой связи большое значение для приобретения инвалидами независимости является их профессиональная реабилитация.        

Профессиональная реабилитация лиц с ограниченными возможностями  здоровья так же является неотъемлемой и важнейшей частью системы реабилитации в целом и способствует социальной интеграции инвалидов в общество. В понятие профессиональной реабилитации входят профессиональное ориентирование таких людей, профессиональная подготовка и переподготовка, трудоустройство. Для большинства инвалидов вопрос трудоустройства и связанная с ним проблема обучения – одни из самых больных. Желание работать вызвано не только понятным стремлением к материальному благополучию, но и необходимостью социальной реабилитации – люди хотят использовать свои способности, умения, навыки и приносить этим пользу; находиться не дома, а в коллективе, общаться.

В Российской Федерации существует целый ряд специальных образовательных учреждений, ведущих активную профессиональную подготовку лиц с ограниченными возможностями. Основная цель этих  образовательных учреждений – подготовка из числа инвалидов конкурентно способных специалистов. В учреждениях ведется работа по комплексной реабилитации инвалидов, бесплатное – обучение, питание, лечение, проживание в общежитие, сохранение на период учебы всех видов имеющихся льгот, реабилитация инвалидов, использование современных информационных технологий, практика на производстве в процессе обучения и содействие в трудоустройстве.

Трудоустройство лиц с  ограниченными возможностями предполагает наличие рабочего места потенциально пригодного для них по состоянию  здоровья, соответствующего чертам личности, профессиональной подготовке. Специальное рабочее место для инвалидов требует дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технической и дополнительной оснастки и обеспечения инвалидов вспомогательными приспособлениями, учитывающими их индивидуальные возможности. Кроме того, работающим на данном рабочем месте предоставляется возможность применять гибкий индивидуальный график работы. При ухудшении самочувствия устанавливается индивидуальный режим работы: временно удлиняется перерыв, изменяется время начала и окончания работы.[6]

Программа реабилитации носит  для инвалидов рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, но в то же время является обязательной для исполнения соответствующими органами власти, а также теми или иными организациями, учреждениями, службами.

Самым главным и значительно важным в системе профессиональной  реабилитации инвалидов является достойное и корректно уважительное отношение окружающего общества, которое и будет способствовать качественной подготовке лиц с ограниченными возможностями к полноценной рабочей жизни.

1.2 Роль профессионально-трудовой реабилитации в концепциях независимой жизни инвалидов и интеграции инвалидов в общество.

 

 

Инвалиды как социальная категория  людей, находятся в окружении  здоровых по сравнению с ними и  нуждаются в большей степени  в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов, необходимо вовлечение их в общественно-полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации.[7]    

Информация о работе Профессиональная реабилитация инвалидов