Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:49, курсовая работа
Основной целью, на рассмотрение которой направлено данное исследование, является профессиональная реабилитация инвалидов.
Введение 3
Глава 1 Профессиональная реабилитация инвалидов 5
1.1 Инвалидность, профессионально-трудовая реабилитация, концепция «Независимой жизни инвалидов»: взаимосвязь понятий. 5
1.2 Роль профессионально-трудовой реабилитации в концепциях независимой жизни инвалидов и интеграции инвалидов в общество 11
1.3 Государственная политика в области профессиональной подготовки инвалидов 15
Заключение 21
Список литературы 23
Важнейшим аспектом реабилитации инвалидов является профессиональная реабилитация, под которой принято понимать процесс и систему восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда. Именно профессиональная реабилитация является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов. Профессиональная реабилитация включает следующие мероприятия, услуги и технические средства:
- профессиональная ориентация (профессиональное
информирование и
- психологическая поддержка
- обучение (переобучение) по программам основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования);
- повышение квалификации;
- содействие трудоустройству (
- квотирование и создание
- профессионально-
В целом профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна государству. Профессиональное образование играет определяющую роль в профессиональной реабилитации инвалидов, так как именно оно создает основу для реализации принципа равных возможностей инвалидов. Кроме того, средства, вложенные в образование инвалидов, возвращаются государству через уплату налогов. Обучение и последующее трудоустройство позволит инвалидам реализовывать концепцию независимой жизни, обеспечит им самостоятельный заработок и снимет с государства необходимость постоянных затрат по социальной помощи. А в случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в еще большем размере.
Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав.[2]
Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании гораздо выше. В условиях модернизации российского общества инвалидам труднее равноправно конкурировать на рынке труда с полноценными в физическом отношении людьми. В условиях общего роста безработицы их участие в общественном производстве существенно сокращается. Семьи и родственники, имеющие на своем попечении инвалидов, испытывают, как правило, значительные и психологические трудности.
Наиболее актуальными задачами социальной политики в отношении инвалидов являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности.
Необходимо подчеркнуть, что социальная политика в отношении инвалидов должна осуществляться с целью их успешной социальной интеграции, которая является средством социального развития общества. В качестве средства она отражает способность общества развиваться «на принципах недискриминации, терпимости, уважения, равенства возможностей, солидарности, безопасности и участия всего населения, в том числе групп и лиц, находящихся в неблагоприятном положении, уязвимых групп и лиц». В общем, интеграция инвалидов в общество должна осуществляться через эффективный реабилитационный процесс.[3]
Кроме того, процесс реабилитации должен быть двухсторонним и встречным. С одной стороны, общество должно идти навстречу инвалидам, адаптируя среду обитания и мотивируя их к интеграции в общество. С другой стороны, люди с ограниченными физическими возможностями должны сами стремиться стать равноправными членами общества.
Таким образом для успешной интеграции граждан с ограниченными возможностями в общество необходимо обеспечить эффективную реализацию различных составляющих социальной реабилитации, среди которых приоритетной является профессиональная реабилитация.
Профессиональная реабилитация инвалидов-это систематизированный процесс восстановления конкурентоспособности инвалидов на рынке труда. Неотъемлемой частью профессионально - трудовой реабилитации лиц с особыми нуждами является устранение средовых ограничений, обеспечение независимой жизни инвалидов, что предполагает модернизацию жизненной среды в направлении максимального соответствия возможностям инвалидов. Для наиболее полной интеграции инвалидов в сферу труда необходима целостная программа реабилитации, включающая в себя полный курс, направленный на максимально возможную активизацию внутренних ресурсов самого инвалида и повышение эффективности поддержки инвалидов со стороны окружающих.[4]
Законодательство в отношении
инвалидов не учитывает, что работодателю
нужен не инвалид, а работник. Полноценная
трудовая реабилитация и состоит в том,
чтобы сделать из инвалида работника.
Однако для этого необходимы определенные
условия. Эффективная последовательность
- превратить инвалидов в работников, а
затем трудоустраивать, но не наоборот.
Профессиональная подготовка и профессиональное
образование инвалидов являются важнейшими
аспектами их профессиональной реабилитации.
Специальные учебные заведения не обеспечивают
подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем
их конкурентоспособность, а некоторые
из них готовят специалистов, которые
заведомо оказываются невостребованными.[9]
В значительной мере это обусловлено следующими причинами:
- специалисты МСЭК, которые сегодня осуществляют профессиональную ориентацию инвалидов, не владеют информацией о показаниях и противопоказаниях к приему в высшие и другие образовательные учреждения, ориентируясь на пожелания самих инвалидов;
- инвалиды не имеют доступа к информации о показаниях и противопоказаниях к приему в образовательные учреждения: 98% из них мало что знают о выбранной профессии и условиях ее труда;
- 68% инвалидов считают специальные образовательные учреждения системы социальной защиты населения непрестижными и не дающими перспектив для последующего трудоустройства;
- образовательные учреждения не приспособлены для инвалидов, чьи психосоматические возможности требуют особой инфраструктуры помещений, специального оборудования учебных мест и специальной методики обучения. Ввиду этого круг профессий, которым могут быть обучены инвалиды, сужается и субъективно формируются противопоказания для приема в образовательные учреждения;
- неразвитость региональной сети профессиональных образовательных учреждений. В результате обучение в них связано для инвалида с переездом из места постоянного жительства, что не всегда приемлемо.
Объемы профессионального обучения безработных инвалидов при посредничестве службы занятости снижаются. Так, в 1996г. органами службы занятости направлено на обучение 2,4 тыс. инвалидов, что в 1,4 раза меньше, чем в 1995г. При этом из общего числа инвалидов, прошедших профессиональное обучение (2,6 тыс. чел.), трудоустроено 1,9 тыс. чел. или 71,3%. Услуги по профессиональной ориентации в органах службы занятости предоставлены 30,7 тыс. инвалидов.
Профессиональное обучение безработных инвалидов на региональном уровне в основном осуществляется в рамках программ «Профессиональная реабилитация и содействие занятости инвалидов». Их финансирование осуществляется из средств государственного фонда занятости населения, местных бюджетов, средств работодателей. Тем не менее, в реализации этих программ очевидна узость профилей профессиональной подготовки инвалидов: в техникумах инвалидов обучают по 16 специальностям, а в ПТУ - по 31 специальности. Среди специальностей отсутствуют относительно престижные для молодежи профессии, доступные для большей части инвалидов: наладчик станков и манипуляторов с программным управлением, монтажник радиоэлектронной аппаратуры, моделирование и конструирование изделий народного потребления и др.[1]
Служба занятости проводит профессиональное обучение инвалидов в учебно-курсовых комбинатах, учреждениях начального и среднего профессионального образования, в специализированных учебных заведениях. При обучении инвалидов в неспециализированных учебных заведениях чаще всего используется индивидуальный метод обучения. Что касается обучения инвалидов 1-й и 2-й групп, то оно преимущественно проводится специализированными учебными и учебно-производственными учреждениями: профтехучилище-интернат для инвалидов, учебно-производственные предприятия Всероссийских обществ глухих и слепых.
Профессиональную подготовку и профессиональное образование (включая обучение, переобучение, переквалификацию) инвалидов предпочтительнее осуществлять не в специальных, а в обычных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, различных курсах. Это позволит избежать формирования сегрегационных установок у инвалидов и предоставит возможность более полноценной интеграции инвалидов в общество.
Другой существенный изъян состоит в том, что большинство реабилитационных мероприятий адресованы лишь инвалидам с незначительными нарушениями здоровья. Интерес работодателя и служб социальной защиты очевиден: видимость успеха создается быстро и эффективно.[12] Следующая проблема заключается в том, что многие инвалиды не имеют опыта в поиске работы. Занятия по поиску работы должны быть включены в программы по реабилитации инвалидов. В службах занятости отсутствует какой-либо существенный опыт по трудоустройству инвалидов. Нет четкого, основанного на нормативно-правовой базе взаимодействия с МСЭК, в результате чего инвалиды обращаются в службу занятости с рекомендациями, содержащими общие указания относительно условий труда, которые являются, скорее, определением предположительной трудовой возможности инвалидов.
Новый закон о социальной защите инвалидов послужил отправной точкой для развития идеи и реализации квотирования рабочих мест. В настоящее время в соответствии с Планом мероприятий по реализации Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг., утвержденным постановлением Правительства РФ 3 августа 1996г. № 928, продолжается работа над проектом постановления Правительства РФ «О порядке установления квоты для приема на работу инвалидов». Данное постановление направлено на обеспечение дополнительных гарантий занятости граждан, признанных в соответствии с действующим законодательством инвалидами, и устанавливает механизм введения квоты для приема на работу инвалидов, ее размер и определяет порядок внесения обязательной платы в случае ее невыполнения.
В соответствии с законодательством
квота устанавливается
Вместе с тем, существуют и сомнения относительно самой парадигмы квотирования рабочих мест для инвалидов. Безусловно, здесь имеется почва для серьезного конфликта интересов между инвалидами, стремящимся к занятости, с одной стороны, и работодателем, основная цель которого – конкурентоспособность производства на открытом рынке, которая априори стимулирует его к поиску квалифицированной и адекватной потребностям производства рабочей силы, но не наоборот – искусственной адаптации 3% рабочих мест к потребностям отдельных работников-инвалидов. Не случайно, что действующий закон о квотировании породил широко распространенную «обходную технологию», когда работодатель лишь формально нанимает работников-инвалидов во избежание санкций, реально же они незаняты. Закрепленная законом система квот только кажется простым решением проблемы трудоустройства инвалидов. В действительности она не очень успешна, непродуктивна и не согласуется с понятием профессиональной реабилитацией инвалидов. Квотовая система редко направлена на поддержку инвалидов в их продвижении по службе, сосредоточивает внимание, в основном, на низкооплачиваемых, малозначительных работах. Принудительное внедрение закона о квотах для трудоустройства инвалидов происходит довольно трудно и подрывает его законность. Пока еще мала вероятность того, что жесткие принудительные процедуры могут оказать большое влияние на изменение ситуации с занятостью инвалидов и увеличение доли работников-инвалидов в общей численности работников организаций. В настоящее время органы государственной службы занятости, которые контролируют реализацию законодательства о квотах, из-за недостатка денежных средств и персонала не в состоянии осуществлять эффективный контроль за выполнением квоты. [5]
Кроме того, работодатели могут выполнить квоту при условии достаточно высокой трудовой активности самих инвалидов. Вместе с тем, по поводу стремления к занятости самих инвалидов существуют самые разнообразные оценки и мнения. Большинство социологических опросов показывают, что это стремление существует и что примерно половина всех инвалидов хотят работать, но не могут трудоустроиться в современных условиях, хотя к этим оценкам следует относиться с известной степенью осторожности. Введение законодательствами о занятости и социальной защиты инвалидов нормы, предусматривающей взыскания с работодателя обязательной ежемесячной платы за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты инвалида в случае невозможности ее выполнения, фактически является скрытой формой дополнительного целевого «налога» на работодателя. Однако собранные от этого «налога» средства в соответствие с законом могут быть направлены только на создание новых рабочих мест у работодателя, трудоустраивающего инвалидов сверх установленной квоты или на создание специализированных предприятий (цехов, участков) общественных объединений инвалидов. Это положение не учитывает тот факт, что для трудоустройства инвалидов в счет квоты тоже требуются, и в ряде случаев значительные, средства. К сожалению, в соответствии с законом средства от этого «налога» не могут быть направлены на проведение мероприятий по профессиональному обучению или переобучению инвалидов, на адаптацию рабочих мест для инвалидов у работодателя, желающего выполнить квоту, на субсидирование их занятости, на оказание поддержки специализированным рабочим местам и реабилитационным центрам, способствующим преодолению препятствий на пути к трудовой деятельности граждан, данной категории. Все это в значительной степени сдерживает решение проблемы обеспечения занятости инвалидов. Средства, поступившие в Фонд занятости от этого «налога», могли бы быть использованы на усиление процесса реабилитации и решение проблемы занятости инвалидов. [7] В большинстве развитых стран мирового сообщества политика занятости в отношении инвалидов строится в соответствии с концепцией включения инвалидов в процесс общей занятости. При этом следует иметь в виду, что социальная политика в отношении инвалидов в послевоенный период прошла уже несколько этапов развития. Начальным этапом считается принятие законов о квотировании рабочих мест для инвалидов. В разных странах это законодательство имело свои специфические национальные особенности. В Великобритании такой закон был принят в 1944г. В настоящее время в мире происходит поворот от патерналистской социальной политики в отношении инвалидов к концепции равных возможностей, закрепленной в антидискриминационном законодательстве ряда стран, в результате которого ряд стран отказывается от практики квотирования.[10]