Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:19, курсовая работа
Цель исследования состоит в анализе особенностей правового регулирования труда несовершеннолетних работников.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
• рассмотреть правовой статус несовершеннолетних работников;
• провести анализ современного российского законодательства, регулирующего труд несовершеннолетних работников;
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Правовой статус несовершеннолетних работников…………... 5
1.1Трудовая правоспособность и дееспособность несовершеннолетних …. 5
1.2 Особенности правового статуса несовершеннолетних работников ….... 9
Глава 2. Анализ современного российского законодательства, регулирующего труд несовершеннолетних работников ……………….. 12
2.1 Особенности трудоустройства, профессиональной подготовки (ученичества), приема на работу, перевода и увольнения несовершеннолетних ………………………………………………………...... 12
2.2 Особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха несовершеннолетних работников ………………………………….....17
2.3 Дополнительные гарантии несовершеннолетним в сфере труда ……..... 21
Заключение ……………………………………………………………………. 25
Список используемых источников ……………………………………….... 28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ — УЧЕБНО-НАУЧНО-
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Трудовое право»
тема: «Правовое регулирование труда несовершеннолетних»
Студентки Москвиной Елены Сергеевны шифр 100965
специальность 030501 «Юриспруденция»
группа 32-Ю
работа допущена к защите «__»_________20__г.
Владыка Елена Евгеньевна
работа защищена «___»_________20__г. с оценкой ____________________
Владыка Елена Евгеньевна
Орел 2012
Содержание
Актуальность темы исследования. В большинстве семей дети привлекаются к труду уже с раннего возраста, причем вне зависимости от их способности соблюдать условия безопасности труда. Работа может заключаться в помощи по дому, выполнении обязанностей по покупке продуктов или уходе за младшими братьями и сестрами, то есть в помощи родителям в традиционной домашней работе. Характер работы определяется размером конкретной семьи и ее ценностями - обычно она не оплачивается и не мешает воспитанию, образованию и профессиональной подготовке детей.
В деревне или в семьях, занимающихся каким-либо домашним промыслом, от детей обычно ждут помощи в работе, соответствующей их физическим и умственным возможностям. Почти во всех случаях такая трудовая деятельность носит временный или сезонный характер.
Таким образом, с определенными
оговорками можно сказать, что первыми
работодателями для своих детей
выступают их родители. При этом
принято считать, что дома дети подвергаются
эксплуатации в меньшей степени,
чем у сторонних работодателей,
или не подвергаются ей совсем, что
не всегда соответствует
Что же касается работодателей, то в большинстве случаев они берут на работу подростков по той причине, что их труд дешевле и дети менее требовательны, чем взрослые.
Вышеизложенные факторы определяют актуальность настоящего исследования.
Объект – общественные отношения, возникающие между несовершеннолетним работником и работодателем.
Предмет – особенности правового регулирования труда несовершеннолетних работников.
Цель исследования состоит в анализе особенностей правового регулирования труда несовершеннолетних работников.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
Основные положения, выносимые на защиту:
В Российской Федерации ограничения по возрасту установлены статьей 63 Трудового кодекса РФ, согласно части первой, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. Именно с этого возраста трудовая деятельность при соответствующих условиях считается безопасной, а с точки зрения профессиональной адаптации - даже полезной.
Однако в отдельных
случаях потребность в
В тех случаях, когда 14-летний учащийся изъявляет желание трудиться в свободное от учебы время, является особо значимой роль органов опеки и попечительства. Как следует из части третьей статьи 63 Трудового кодекса РФ, «с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения».
Следует отметить, что критерии «легкости» труда в Трудовом кодексе РФ не определены; поэтому выводы о том, какая работа может считаться «легкой», органы опеки и попечительства вынуждены делать на основании общей характеристики, данной в статье 7 Конвенции N 138: легкая для детей работа - это работа, которая:
а) не кажется вредной для их здоровья или развития; и
б) не приносит ущерба посещаемости
школы, их участию в утвержденных
компетентными органами власти программах
профессиональной ориентации или подготовки
их или способности
Для решения вопроса о том, является ли работа вредной для здоровья, орган опеки и попечительства должен располагать информацией о трудовой функции, выполнение которой планируется поручить подростку.
Возможность заключения трудового
договора с несовершеннолетними
работниками ограничена не только нормами
статьи 63 Трудового кодекса РФ, но
и иными нормативными правовыми
актами. В частности, вторую группу
возрастных ограничений образуют нормы,
содержащиеся в федеральных законах,
устанавливающих порядок
Так, согласно части 1 статьи
21 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О
государственной гражданской
Ограничение по возрасту также
установлено непосредственно
Поскольку трудовой договор
с несовершеннолетним работником является
отдельным видом трудового
В том случае, если заключаемый с несовершеннолетним работником трудовой договор не содержит условия о сроке, то данные о рождении работника и его возрасте могут быть указаны непосредственно в тексте договора или в его заключительных положениях.
Часть вторая статьи 57 Трудового кодекса РФ в числе существенных условий трудового договора называет:
1) место работы (с указанием структурного подразделения);
2) дату начала работы;
3) наименование должности,
специальности, профессии с
4) характеристики условий
труда, компенсации и льготы
работникам за работу в
5) режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации);
6) условия оплаты труда
(в том числе размер тарифной
ставки или должностного
7) виды и условия социального
страхования, непосредственно
В частности, в трудовой договор с несовершеннолетним работником могут быть включены условия:
- о выплате «подъемных»;
- о компенсации работнику
его расходов на транспорт
(например, на приобретение единого
проездного билета на
- об обеспечении работника бесплатным питанием на работе;
- о предоставлении работнику жилья (например, места в общежитии);
- о дополнительном медицинском страховании жизни и здоровья, др.
Однако, включая их в трудовой договор, работодателю следует помнить о соответствующих налоговых обременениях в связи с расходами на выполнение принятых на себя обязательств.
Наличие дополнительных условий об обязательствах работодателя предоставить работнику определенные материальные блага делает трудовой договор более привлекательным для работника. Однако эти же дополнительные условия способны создать работодателю серьезные затруднения, поскольку, будучи включенными в трудовой договор, становятся обязательными для обеих сторон и не могут быть изменены без обоюдного согласия. «Жесткость» дополнительных условий зависит от использованных для их выражения формулировок, способа оформления обязательств, принимаемых на себя работодателем. Так, одним из способов, позволяющих работодателю взять на себя дополнительные обязательства по предоставлению работнику материальных благ, является заключение дополнительного соглашения на определенный срок, например до достижения работником совершеннолетия.
При определении минимально допустимого возраста допуска детей к конкретной работе в первую очередь учитываются такие факторы, как возможность получения базового образования, сохранение их жизни и здоровья. Ведь в целом на работе дети сталкиваются абсолютно с теми же угрозами, что и взрослые. Тем не менее последствия могут быть гораздо серьезнее как в силу характера задач, поручаемых детям, так и ввиду биологических различий между подростками и взрослыми людьми.
Другой аспект возрастного
ограничения допуска к