Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:19, курсовая работа
Цель исследования состоит в анализе особенностей правового регулирования труда несовершеннолетних работников.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
• рассмотреть правовой статус несовершеннолетних работников;
• провести анализ современного российского законодательства, регулирующего труд несовершеннолетних работников;
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Правовой статус несовершеннолетних работников…………... 5
1.1Трудовая правоспособность и дееспособность несовершеннолетних …. 5
1.2 Особенности правового статуса несовершеннолетних работников ….... 9
Глава 2. Анализ современного российского законодательства, регулирующего труд несовершеннолетних работников ……………….. 12
2.1 Особенности трудоустройства, профессиональной подготовки (ученичества), приема на работу, перевода и увольнения несовершеннолетних ………………………………………………………...... 12
2.2 Особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха несовершеннолетних работников ………………………………….....17
2.3 Дополнительные гарантии несовершеннолетним в сфере труда ……..... 21
Заключение ……………………………………………………………………. 25
Список используемых источников ……………………………………….... 28
В табеле учета рабочего
времени время работы несовершеннолетнего
работника в соответствии с Условными
обозначениями, включенными в состав
унифицированной формы табеля учета
рабочего времени и оплаты труда
№ Т-12, утвержденной Постановлением
Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, кодируется
буквенным кодом «ЛЧ» или цифровым
«21» как «сокращенная продолжительность
рабочего времени против нормальной
продолжительности рабочего дня
в случаях, предусмотренных
Помимо сокращения продолжительности рабочего времени законодатель предусмотрел для несовершеннолетних работников соответствующее уменьшение норм выработки.
Согласно части первой
статьи 270 Трудового кодекса РФ для
работников в возрасте до 18 лет нормы
выработки устанавливаются
Прежде всего, отметим, что
под нормами выработки
Согласно части второй
статьи 270 Трудового кодекса РФ для
работников в возрасте до 18 лет, поступающих
на работу после окончания
Несовершеннолетние работники имеют такое же право на ежегодный оплачиваемый отпуск, как и остальные работники. Однако, для того чтобы неокрепший и до конца не сформировавшийся организм мог полноценно восстановиться и прийти в норму после длительных трудовых нагрузок, подростку необходимо больше времени, чем взрослому работнику. Исходя из этого, законодатель предусмотрел для несовершеннолетних работников отдых большей продолжительности: если для взрослых работников продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска в соответствии с частью первой статьи 115 Трудового кодекса РФ составляет 28 календарных дней, то для работников в возрасте до 18 лет она согласно части второй той же статьи 115 и на основании статьи 267 Кодекса увеличена до 31 календарного дня.
Поскольку данная гарантия связана с переменной категорией - возрастом, то на практике при ее предоставлении возникает ряд вопросов, главный из которых заключается в том, как определять продолжительность отпуска в год, когда работник переходит из одной возрастной категории (несовершеннолетних) в другую (совершеннолетних).
Следует отметить, что Трудовой кодекс РФ не предусматривает возможности пропорционального исчисления продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска в зависимости от времени наступления совершеннолетия. Однако это не мешает работодателям определять конкретную продолжительность отпуска в год достижения работником 18-летнего возраста из расчета времени, отработанного в текущем рабочем году до достижения совершеннолетия и после него.
Согласно статье 123 Трудового кодекса РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, который является обязательным как для работодателя, так и для работника. Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время. Как известно, возможность использовать ежегодный основной оплачиваемый отпуск в удобное время работникам, не достигшим 18-летнего возраста, предусмотрена статьей 267 Трудового кодекса РФ.
Из приведенных положений можно сделать следующий вывод: если при установлении общей очередности отпусков работодатель исходит из совокупности производственных интересов и интересов работника, то в случае с несовершеннолетним работником определяющим является желание последнего. В том случае, если на момент составления графика отпусков работник не может определить, какое время для него является удобным, работодатель вправе проставить в графике отпусков планируемую дату начала отпуска самостоятельно. Однако при этом он обязан будет предоставить несовершеннолетнему работнику отпуск в то время, которое тот укажет в своем заявлении. Просьба о предоставлении отпуска «вне очереди» в удобное для работника время подлежит удовлетворению только в том случае, если работник на момент подачи заявления не достиг 18-летнего возраста.
Еще одна льгота по времени
использования отпуска
Защищая права несовершеннолетних работников на благоприятные условия жизни и здоровье, законодатель запретил привлекать их к работе в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Согласно статье 268 Трудового кодекса РФ работодателю запрещается:
1) направлять работников
в возрасте до 18 лет в служебные
командировки. Данный запрет был
наложен законодателем ввиду
ряда опасностей, которые чаще
всего возникают в ходе
2) привлекать работников в возрасте до 18 лет:
- к сверхурочной работе.
- к работе в ночное время.
- к работе в выходные и нерабочие праздничные дни.
Предусмотренные же этой нормой
исключения касаются несовершеннолетних
работников строго определенной сферы.
Как следует из ее положений, из-под
действия запрета на привлечение
работников в возрасте до 18 лет к
сверхурочной работе, работе в ночное
время, в выходные и нерабочие
праздничные дни, на направление
их в служебные командировки исключены
несовершеннолетние творческие работники
средств массовой информации, организаций
кинематографии, театров, театральных
и концертных организаций, цирков и
иных лиц, участвующих в создании
и (или) исполнении произведений, профессиональных
спортсменов в соответствии с
перечнями профессий, устанавливаемыми
Правительством РФ с учетом мнения
Российской трехсторонней комиссии
по регулированию социально-
Дисциплинарная
Трудовые отношения с несовершеннолетним работником прекращаются по тем же основаниям, что и со взрослыми работниками, за тем лишь исключением, что некоторые основания к ним не могут быть применены в принципе, поскольку распространяются на особые категории работников (например, основания, предусмотренные пунктами 8 - 10 статьи 81 ТК РФ).
Некоторые основания прекращения
трудового договора неприменимы
к трудовым отношениям с участием
несовершеннолетних в силу запретов
по совершению работодателем в отношении
несовершеннолетних отдельных процедур.
Так, правомерность увольнения работника,
не достигшего 18 лет, по подпункту «б»
пункта 3 статьи 81 ТК РФ может быть поставлена
под сомнение в связи с тем,
что по общему правилу лица, проработавшие
в занимаемой должности менее 1 года,
аттестации не подлежат, а увольнение
по данному основанию - в связи
с несоответствием работника
занимаемой должности или выполняемой
работе вследствие недостаточной квалификации,
подтвержденной результатами аттестации,
- не может быть произведено иначе,
кроме как по результатам аттестации.
Даже в том случае, если несовершеннолетний
работник был включен в перечень
работников, подлежащих аттестации (например,
по мотиву того, что он уже проработал
в организации свыше 1 года), суд
при рассмотрении спора в связи
с восстановлением на работе несовершеннолетнего,
уволенного по подпункту «б» пункта
3 статьи 81 Трудового кодекса РФ,
будет исходить из положения пункта
5 Постановления Пленума
В связи с тем что
процедура расторжения
Выполнив все предписанные Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами действия, кадровая служба готовит приказ (распоряжение) об увольнении работника. Для этого используется унифицированная форма № Т-8.
В том случае, если оформляется увольнение по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации), в строке «Основание (документ, номер, дата)» формы N Т-8 указываются реквизиты письма государственной инспекции труда, в котором содержится разрешение на расторжение трудового договора, а также постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с аналогичным разрешением.
Применительно к расчетам с несовершеннолетним работником считаем нужным обратить внимание сотрудников кадровых служб и бухгалтерий на положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно пункту 6 его статьи 9 работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.
На сегодняшний день детский
труд встречается практически в
любой точке земного шара, однако,
безусловно, наибольшее распространение
он получил в бедных и развивающихся
регионах. По данным Международной
организации труда, в аграрном секторе
трудится в два раза больше детей,
чем в других отраслях экономики
в городских условиях. Однако при
этом наблюдается тенденция
Основной причиной, побуждающей детей работать, является бедность - зачастую их заработок позволяет выживать всей семье, особенно это касается неимущих, неблагополучных и многодетных семей.
Надо сказать, что наша страна пока еще более благополучна по сравнению со многими другими, поскольку Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (часть вторая статьи 43), а стало быть, даже семьи, находящиеся за чертой бедности, должны нести только сопутствующие расходы на образование (книги и другие школьные принадлежности, одежда и обувь, транспорт и т.д.). Однако иногда даже эти расходы могут явиться основанием для направления детей на работу.
Другие факторы, заставляющие детей оставлять обучение и отдавать предпочтение работе, могут лежать как в плоскости качества образования, так и в чисто психологической сфере.
В результате одни дети уходят
из школы из-за необходимости работать,
а другие настолько в ней
Вот почему именно государство заинтересовано в жесткой регламентации привлечения детей к труду, особенно в раннем возрасте.
Поскольку дети составляют интеллектуальный, кадровый, репродуктивный и оборонный потенциал любого общества, оно должно заботиться о них всеми доступными и приемлемыми для этого способами. Состояние государства находится в прямой зависимости от того, как оно защищает здоровье своих детей, как обеспечивает их права на образование, нормальное развитие и др., какие меры предпринимает для подготовки детей к полноценной жизни в обществе, для развития у них необходимых качеств и навыков.
Главной задачей государства
в сфере труда и занятости
выпускников
Значительная роль в решении данной задачи принадлежит законодательству о труде молодежи, содержащем дополнительные гарантии по обеспечению занятости молодежи, охране труда, а также правовые нормы, направленные на облегчение процесса перехода молодежи от учебы к трудовой деятельности.