Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:40, реферат
Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Особенность рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу. В широком смысле рынок труда — система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда. Отношения на рынке труда регулируются общественными и государственными институтами. Эти отношения противоречивы в силу действия законов спроса и предложения. В процессе обмена устанавливается состояние их временного равновесия, которое выражается определенным уровнем занятости и оплатой труда.
Введение
Экономически активное население
Численность экономически активного населения по субъектам РФ в возрасте от 17-72 лет.
Безработица
Тенденция роста заработных плат
Занятость и трудоустройство населения
Проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике России
Трудоустройству студентов и выпускников среднего и высшего профессионального образования.
Список литературы
В
период финансово-экономического кризиса
Правительство Москвы активизировало
работу по содействию в трудоустройстве
молодежи. Особое внимание уделяется
обеспечению временной
При
организации городского банка данных
Департамент труда и занятости
населения города Москвы формирует
специализированные массивы с рабочими
местами, подходящими для этой категории
граждан. В настоящее время эти
вакансии составляют порядка 3–5% от общего
числа. Кроме того, в 2010 году в органах
исполнительной власти и в подведомственных
Правительству Москвы организациях
зарезервировано более 45 тысяч рабочих
мест для молодых специалистов и
выпускников. Две трети этих вакансий
приходится на учреждения здравоохранения,
потребительского рынка и услуг,
социальной защиты населения. На сегодняшний
день в рамках выполнения городского закона
«О квотировании рабочих мест» в счет
установленных квот на городских предприятиях
работает более 8 тысяч молодых людей.
В 2010 году ежемесячно проводились специализированные
ярмарки вакансий, в которых приняли участие
сотни работодателей, представившие варианты
трудоустройства 30 тысячам молодых людей.
На июнь запланировано проведение масштабной
специализированной акции «Старт в трудовую
жизнь».
О том, насколько российский работодатель следует за отмеченными тенденциями, можно судить, в частности, по результатам исследования "Приоритеты современного работодателя". В проранжированном виде требования работодателей к выпускникам вузов выглядят следующим образом:
1) опыт работы (86,6%);
2) наличие высшего образования (80,4%);
3) наличие нужных связей (70,5%);
4) знания и трудовые навыки (60,4%);
5) мотивация к дальнейшему обучению (57,4%).
В идеале нанимаемый выпускник вуза - это специалист с некоторым опытом работы и нужными связями. На момент приема его рабочие качества имеют второстепенное значение, но в дальнейшем встает задача его доучивания или переучивания.
Около 15% выпускников вузов
в 2005 г. (через полгода после вручения
диплома) не работали, предпочитая "осмотреться".
Наибольшая доля тех, кто не торопился
выйти на работу, - среди жителей
Москвы и крупных городов. Это
запаздывание, по мнению экспертов, вряд
ли можно рассматривать как
Занятость выпускников вузов в зависимости от типа поселения:
| ||||||
Тип поселения |
Число респондентов в % |
|||||
работают |
не работают и не ищут |
|
не работают и ищут |
|
всего | |
Москва |
83,5 |
15,1 |
1,4 |
100,0 | ||
Крупный город |
77,0 |
18,7 |
4,3 |
100,0 | ||
Средний город |
81,5 |
12,5 |
6,0 |
100,0 | ||
Малый город |
86,5 |
10,8 |
2,7 |
100,0 | ||
Село |
83,1 |
11,7 |
5,2 |
100,0 | ||
В целом |
80,9 |
14,8 |
4,3 |
100,0 |
Среди эффективных форм взаимодействия между работодателями и вузами можно выделить следующие:
- подготовка предприятием заявки в вузы на специалистов определенного профиля;
- прохождение практики на предприятии (в том числе и преддипломной);
- стажировки;
- ярмарки вакансий, профессиональные форумы;
- лекции и мастер-классы
представителей бизнеса в
- знакомство представителей
вузов с производственной
- участие представителей бизнес-сообщества в оценке качества образования в вузе, вхождение в состав попечительских советов учебных заведений и т.п. Однако современные реалии, несмотря на актуальность проблемы, свидетельствуют о наличии барьеров на пути эффективного взаимодействия вузов и работодателей. Среди них можно выделить отсутствие обоюдного интереса к налаживанию процесса взаимодействия, а также отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей процесс взаимодействия и гарантирующей защиту вложенных средств работодателя в подготовку необходимых кадров. В целом же несоответствие уровня развития трудового потенциала выпускников критериям современной конкурентной борьбы, слабая подготовленность молодых специалистов к самовыживанию в новых условиях (а часто и отсутствие таковой) снижают уровень конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда. При этом длительное отсутствие профессиональной и личностной перспективы сказывается не только на уровне жизни молодежи, оно самым непосредственным образом отражается на ее психологическом состоянии: росте ощущения неопределенности, неуверенности в завтрашнем дне, ослаблении чувства собственного достоинства.
Список литературы: